МЕТОД АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МЕТОД АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ
Метод аналитической иерархии (Analytic Hierarchy Process - AHP) в рамках процедур анализа и оптимизации систем различного типа широко распространен в настоящее время, - в том числе применительно к системам логистики и цепям поставок. Основной идеей представленного метода является идея направить усилия менеджера или лица, принимающего решение, на сравнение только конкретных или заранее заданных альтернативных решений.
В формате метода аналитической иерархии присутствуют атрибуты теории полезности.
При сравнении показателей полученных альтернатив или же при сравнении самих этих критериев лицо, принимающее решение имеет возможность выразить результаты необходимого сравнения с точки зрения своих личных предпочтений. Это является одной из главных положительных черт метода аналитической иерархии.
Постановка задачи многокритериальной оптимизации системы логистики, решаемой с помощью метода аналитической иерархии, как правило, выглядит следующим образом:
- Задана общая цель (или цели), обусловливаемые назначением анализируемой системы.
- Заданы m альтернативных решений для достижения цели.
- Заданы N критериев, по которым оцениваются имеющиеся альтернативы в формате задач оптимизации анализируемого звена / звеньев цепи поставок.
- Требуется: выбрать наилучшую альтернативу.
На рисунке 1 изображена иерархическая структура выбора площадки для строительства терминала.
Как видно из рисунка в нашем случае первый (т.е. наивысший) уровень иерархии имеет одну цель (строительства нового склада): обеспечение приема, хранения и отправки соответствующего планируемого компанией количества определенных грузов.
Элементы второго уровня иерархии это – три критерия: стоимость строительства склада; время в пути; потери времени на ожидание / оказание услуг, обуславливаемые, например, удобствами расположения, размерами анализируемых площадок, их уровнем технического оснащения и т.п.
Третий уровень иерархии имеет четыре элемента: это – альтернативы выбора площадок A, B, C и D.
1. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. – Москва: Проспект, 2017. – 426 с.
2. Григорьев, М. Н. Логистика : учебник для бакалавров / М. Н. Григорьев. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 836 с.