ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие о профконсультировании
2. Цели и задачи профконсультирования
3. Основные концептуальные установки профконсультанта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Ситуация выбора профессии характеризуется большим социальным и личным значением на фоне низкого социального и профессионального опыта человека, выбирающего профессию, что приводит к трудностям в выборе, желанию обратиться за советом. Все это делает необходимым организацию особого вида помощи – консультирование по выбору профессии и дальнейшее развитие ее теоретической и методологической поддержки.
Кроме того, изменение социально-экономической ситуации, развитие производства, изменения в сфере образования требуют разработки новых подходов к подготовке молодежи к выбору труда и профессии. Любые изменения социально-экономического положения сопровождаются изменениями характера, формы и направления движения трудовых ресурсов, поэтому повышается внимание к проблемам формирования и распределения рабочей силы, обработки профессиональной самоидентификации.
Профессиональная консультация подразумевает под собой своего рода психологическую консультацию.
В ходе психологической консультации предусмотрено получение специальной информации в области психологии: о себе, о людях, о взаимоотношениях, о жизненных возможностях, перспективах и рисках выбора и т.п.
Профессиональное консультирование – это метод профессионального самоопределения, профессионального планирования карьеры и психологической помощи людям для преодоления проблем профессиональной жизни.
1. Понятие о профконсультировании
Профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности.
Профконсультант может реально помочь, прежде всего, в решении проблемы выбора профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов службы занятости актуальны также проблемы психологической и социальной адаптации [3, с. 24].
Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:
1. Ответственность. Консультант несет личную ответственность за адекватность используемых методов, правильность диагностических процедур, обоснованность решений, результатов, рекомендаций.
2. Компетентность. Профконсультанту необходимо иметь специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие квалификации и личностным характеристикам, постоянно повышать свои навыки, распознавать новые достижения в области профессиональной деятельности, выбирать методы консультирования согласно ситуации.
3. Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственному желанию и с консультантом без каких-либо объяснений (тестирование, опрос и т. д.) имеет право отказаться от любой работы.
2. Цели и задачи профконсультирования
Помощь людям в оценке их возможностей для различных видов трудовой деятельности при выборе профессии осуществляется в ходе профессиональной консультации. Профессиональное консультирование связано с информационной поддержкой, определением интересов клиента, тенденций, мотиваций, трудностей профессионального самоопределения, определением психологических способностей к определенным видам деятельности. В отличие от других аспектов, профессиональное консультирование всегда проводится в индивидуальном режиме.
Профессиональное консультирование – это сотрудничество, взаимодействие, в котором клиент и консультант вместе рассматривают проблемы планирования профессиональной деятельности клиента и пытаются найти способы их решения.
Цель профессиональной консультации – стремиться к тому, чтобы с подвигнуть клиента критически оценивать себя, свое текущее состояние, свои профессиональные способности, сознательно использовать различные способы самосовершенствования и оказывать положительное влияние на жизненную ситуацию [6, с. 39].
Во время консультации все проблемы решаются с точки зрения потребностей клиента и текущей ситуации.
Задачи, решаемые во время профессиональной консультации, определяют их разнообразие.
Первичная профконсультация имеет целью выявить готовность личности к профессиональному самоопределению, наличие и степень проработанности профессионального плана, трудности профессионального становления.
Справочная (индивидуально-профессиографическая) консультация проводится в случае недостаточной информированности клиента. В ходе такой консультации выясняются каналы трудоустройства, условия приема на работу (учебу), возможность освоения различных профессий, сроки подготовки, общая характеристика профессии, содержание труда, перечень профессионально важных качеств, медицинские противопоказання.
3. Основные концептуальные установки профконсультанта
Выделение и скрупулёзное изучение основных концептуальных установок профконсультанта является крайне важным фактором в контексте лучшего осознания профконсультантом персонального труда, равно как и для осознания того, что именно он делает в каждом индивидуальном случае.
Если рассматривать позицию профконсультанта в самой упрощенной его форме, то профконсультанта можно характеризовать как своеобразного медиатора между индивидом и обширной картотекой профессий. Тем не менее, самоопределяющегося человека сама профессия зачастую интересна лишь в контексте нахождения персонального места в социуме, своеобразная первая попытка построения жизненного успеха, смысл которой не сфокусирован на самой профессиональной деятельности. Именно по этой причине профконсультант выступает действительным медиатором между подростком и социумом, в том числе между подростком и более специализированными социальными институтами [1, с. 125].
К примеру, профконсультант может выступать в роли медиатора между индивидом и узко специализированной организацией, например, предприятием, фирмой или учебным заведением. В данном случае профконсультант помогает человеку в поиске подходящего места в данной организации, однако зачастую при этом профконсультант в роли посредника выставляет в приоритет соблюдение интересов данной организации в ущерб интересам самоопределяющейся личности, так как именно организация является нанимателем психолога, рассчитывая на потенциальную прибыль от данного кандидата или реализовать свой специфичный интерес, часто разнящийся с интересами личностного развития данного человека, поскольку известно, что стремление к высоким показателям зачастую достигается за счет ограничения возможностей личностного развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное консультирование направлено на решение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, выбором профессии и места работы, путей самореализации личности в профессиональном труде, с профессиональной адаптацией и профессионализацией, прогнозированием карьеры, преодолением трудностей, кризисов и конфликтов, а также с профессиональной реабилитацией работников, частично утративших трудоспособность.
Существуют критерии выделения установок профконсультанта, то есть консультант определяет готовность человека к профессии, осуществляет подбор человека к профессии, либо подготавливают человека к труду, под этим и понимается формирование готовности к самому труду.
Профконсультант делает акцент на профессиональном самоопределении, это в свою очередь позволит расширить возможности клиента для освоения новых видов труда и способов жизнедеятельности.
1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. – М. : ПЕР СЭ, 2011. – 511 с.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф.Зеер. – М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2015. – 336 с.
3. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования : учеб. пособие / Ф.С. Исмагилов. – М. : Издательство Московского психологосоциального института ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2013.– 256 с.
4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М., 2014. – 456 с.
5. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2011. – 544 с.
6. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента ; под ред Г. Никифорова, М. Дмитриевой, В. Снетокова. – СПб, 2012. – 268 с.
7. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М., 2011. – 478 с.
8. Толочек, В.А. Современная психология труда : учебное пособие / В.А. Толочек. – СПб. : Питер, 2010. – 479 с.
9. Фонарев, А.Р. Психология становления личности профессионала / А.Р. Фонарев. – М., 2015. – 765 с.