Вопрос 2. Охарактеризуйте основные виды тары. Опишите требования, предъявляемые к таре и упаковке.
Упаковка - это процесс подготовки товаров к транспортировке и хранению, включающий комплекс мероприятий для обеспечения сохранности товаров.
Упаковка включает потребительскую и транспортную тару, прокладочные и вспомогательные материалы и средства.
Тара - это элемент упаковки, особый вид промышленных изделий (бочки, ящики, мешки, фляги и т.п.), предназначенных для перемещения, хранения и продажи товаров.
Значение тары и упаковки определяется теми функциями которые они выполняют в процессе расширенного воспроизводства. Основными из них являются:
- предохранение товаров от повреждения в результате механических воздействий (ударов, боя), биологических (микроорганизмы, насекомые, грызуны) и воздействий внешней с/ (температуры, влажности, света, т.е. сохранение физико-химических свойств товаров);
- обеспечение сохранения количества и качества изделия в процессе транспортировки и хранения товаров;
- создание надлежащих условий для механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и перевозки материальных ценностей на всех видах транспорта;
- обеспечение условий для укладки и хранения затаренных товаров на складах, лучшего использования площади и особенно емкости складов, более полного использования грузоподъемности транспортных средств и повышения их производительности;
- обеспечение надлежащих условий труда транспортных» складских и торговых работников;
- выполнение роли торговой информации и рекламы затаренной продукции;
- использование тары как средства для продажи товаров (тара-оборудование).
На упаковку и тару в мире тратится огромное количеств самых разнообразных материалов. Резкое удорожание этих материалов в современных условиях требует от работников торговли, транспорта, промышленности и сельского хозяйства разумного подхода к выбору сырья для изготовления тары, расширения возможности использования многооборотной тары, контейнеров, поддонов, тары-оборудования, объема повторного использования тары и упаковки, соблюдения условий оборота тары.
Вопрос 15. Раскройте содержание и принципы организации технологических процессов на складах.
Технологический процесс на складе представляет собой совокупность последовательно выполняемых операций, связанных с подготовкой к приемке и приемкой товаров, размещением их на хранение и хранением, подготовкой к отпуску и отпуском товара.
Все операции технологических процессов на складах делятся на основные (приемка, хранение, подсортировка, отпуск) и вспомогательные (разгрузка, фасовка и т.п.).
На технологию складских операций оказывает влияние ряд факторов:
- вид склада;
- размер партий товаров;
- условия транспортировки;
- сложность ассортимента;
- физико-химические свойства товаров;
- режимы хранения;
- наличие помещений для хранения;
- оборудование складов;
- объем грузооборота и т.п.
Технологические процессы на складах должны быть построены на определенных принципах. Важнейшими из них являются:
- планомерность, которая предусматривает разработку четкого календарного плана поступления и отпуска товаров по неделям и дням;
- равномерность и непрерывность - предполагают распределение операций технологических процессов по дням и часам с целью бесперебойной работы склада;
- рациональная организация грузопотока - сводится к определению оптимальных путей движения товара на складе с минимальными затратами труда и средств
- максимально возможная механизация технологического процесса в целом или его отдельных частей;
- эффективное использование площади, емкости складов и оборудования;
- обеспечение сохранения качества и сохранности товаров;
- четкое разделение и кооперирование труда на складах;
- ускорение времени обращения товаров и снижение расходов по реализации.
Задание 28. На складе оптовой базы в ходе окончательной приемки товаров, поступивших с ОАО «Брестский чулочно-носочный комбинат», были обнаружены дефекты в 10 единицах колгот женских.
Опишите последовательность действий зав. складом в данной ситуации. Как поступить с забракованной продукцией?
Приемка товаров в республике Беларусь осуществляется на основании Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного постановлением совета министров РБ №1290 от 03.09.2008 года.
Руководствуясь данным положением, зав, складом обязан:
- при выявлении несоответствии качества товара установленным требованиям для составления двустороннего акта вызов представителя продавца является обязательным;
- вызов представителя изготовителя осуществляется посредством направления последнему уведомления не позднее 24 часов, после выявления несоответствии качества установленным требованиям (уведомление направляется по телеграфной, телетайпной, факсимильной либо иному средству срочной связи.
В уведомлении о вызове представителя изготовителя указываются:
- наименование товара, дата его отгрузки (отпуска), номера транспортных и сопроводительных документов;
- состояние пломб;
- основные недостатки, обнаруженные в товаре, количество товара ненадлежащего качества;
- время, на которое назначена совместная двусторонняя приемка товаров по количеству и качеству.
1. Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли : учеб. для вузов / [С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская и др.]; под общ. Ред. С.Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. шк., 2009. - 464 с.
2. Грибанова, И.В. Организация и технология торговли, - учеб. пособие, Мн., РИПО, 2011. – 204 с.
3. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для студенческих вузов / Л.П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Дашков и К, 2002. - 596 с.
4. Платонов, В.Н. Организация торговли: учеб. пособие для вузов / В.Н. Платонов. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 287 с.
5. Платонов, В. Н. Организация и технология торговли: учебное пособие / В.Н. Платонов. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 317 с.
6. Положение о приемке товаров по количеству и качеству: утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1290 от 3 сентября 2008 года.