Введение
Бизнес-среда становится все более сложной. Еще в 1970-е и 1980-е годы можно было сразу выбрать правильную стратегию, отладить основной бизнес-процесс, а затем извлечь выгоду из хорошо разработанного плана на долгие годы. Сегодня широкое внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в частности интернет-технологий, породило множество новых инновационных моделей, форм и программ бизнес-процессов, методов конкурентного и рыночного позиционирования, что привело к повышению значимости влияния стратегических решений на результаты бизнеса.
Изначально развитие интернета как платформы электронной коммерции предусматривало наличие компаний в сети интернет только в виде веб-сайта, представляющего собой совокупность информационных страниц, содержащих данные, описывающие деятельность организации: информацию о товарах и услугах, контактные адреса и телефоны и т. д. Фактически интернет на данном этапе выступает в качестве дополнительного рекламного канала. Но вскоре в компании стали понимать, что такие сайты неэффективны без грамотной стратегии компании в интернете и без учета доли традиционных и электронных видов бизнеса.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы контрольной работы.
Целью контрольной работы является изучение информационных систем поддержки электронного бизнеса.
Задачи контрольной работы:
– изучить понятия электронный бизнес;
– рассмотреть информационные системы поддержки электронного бизнеса;
– рассмотреть уровни развития систем электронного бизнеса.
В качестве методов исследования в контрольной работе выступают общенаучные методы, такие как: метод анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования, индукции и дедукции, аналогии, логический метод и метод классификации.
1 Понятие электронного бизнеса
В настоящее время современные предприятия имеют возможность вести предпринимательскую деятельность в Интернете. Сегодня эта бизнес-платформа рассматривается не только как маркетинговый инструмент коммуникационной политики компании, но и как вариант вывода компании на новые рынки и формирования маркетинговой стратегии компании в сети.
Электронная коммерция начала свое формирование в прошлом веке в 60-70 годах. Цель электронной коммерции – сделать основной бизнес компании более прибыльным, улучшить ее имидж и конкурентоспособность.
К основным видам электронной коммерции относятся: электронные аукционы; электронный банкинг; электронная коммерция; электронные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; электронная индексация; электронное обучение; электронная почта; и электронный маркетинг.
Электронная коммерция – это бизнес-модель, использующая информационные системы для автоматизации бизнес-процессов, обмена деловой информацией и бизнес-транзакций. Большая часть решения использует интернет-технологии для передачи данных и предоставления веб-сервисов [7].
Наиболее распространенными инструментами электронной коммерции являются:
- торговые интернет-системы;
- корпоративные веб-сайты (порталы).
Интернет играет жизненно важную роль в бизнесе как средство коммуникации (электронная почта, телеконференции, IP-телефония и т. д.).). Кроме того, это интерактивный канал для общения предпринимателей в режиме онлайн.
Интернет играет огромную роль в качестве источника справочной информации для компаний. Вся информация о продуктах и услугах, предлагаемых компанией в интернете, представлена в виде веб-сайта. Интернет-это средство массовой информации. Веб-серверы хранят большое количество Информационных ресурсов (сотни миллионов веб-страниц), поиск этих ресурсов осуществляется информационными поисковыми системами.
Основной составляющей корпоративного имиджа (связей с общественностью) является формирование его привлекательного имиджа в обществе. Это достигается различными способами: рекламой, благотворительными мероприятиями, спонсорством, пресс-релизами и выпуском информационных материалов о деятельности компании.
2 Системы поддержки электронного бизнеса
Информационные системы (ИС) – это совокупность баз данных, информационных технологий и сложных (комплексных) программно-технических средств; системы обработки информации в сочетании с соответствующими ресурсами предприятия (кадровыми, техническими, финансовыми), обеспечивающими и распространяющими информацию [4].
Эффективность ИС зависит от ее вклада в достижение стратегических целей компании.
Основной целью ИС является обеспечение предприятий необходимой информацией для обеспечения эффективного управления всеми их ресурсами и создание информационно-технологической среды для осуществления управления предприятием.
Основным процессом обеспечения работы ИС любого назначения является [4]:
1) требования к идентификационной информации;
2) выбор источников информации;
3) сбор информации;
4) Ввод информации из внешних и/или внутренних источников;
5) выполнять операции по обработке информации, оценивать целостность и важность информации, предоставлять информацию в удобной для потребителя форме;
6) вывод информации, предоставленной потребителям или переданной на иные объекты интеллектуальной собственности;
7) использовать информацию для оценки тенденций, разработки прогнозов, оценки альтернативных решений и действий, а также разработки стратегий;
8) обратная связь.
Таким образом, можно отметить следующие информационные системы поддержки электронного бизнеса.
1. Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) – это приложение, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с клиентами, особенно путем хранения информации о клиентах и истории взаимоотношений для увеличения продаж, оптимизации маркетинга, а также создания и улучшения управления взаимоотношениями с клиентами.
3 Уровни развития систем электронного бизнеса
На первом этапе организация создает набор информационных страниц, содержащих данные, описывающие деятельность организации: информацию о товарах и услугах, контактные адреса и телефоны и т. д. Иногда с такой страницей может быть связана какая-то внутренняя база данных организации (например, цены на продукцию), и изменения в базе данных приводят к обновлению содержания информации страницы. На этом этапе интернет используется как дополнительный рекламный канал, и весь поток информации направляется за пределы организации.
Более сложные этапы требуют организации потока информации извне. Соответствующий процесс может содержать необходимые данные о состоянии рынка (Опрос пользователей), либо это может быть форма экономического взаимодействия, например заполнение формы заказа товара. Достижение этой стадии будет иметь больший экономический эффект, но препятствия в области безопасности должны быть преодолены, если организация хочет осуществить переход. Необходимо выйти на уровень решения, позволяющего внешним пользователям взаимодействовать с внутренней структурой организации (базами данных и людьми).
При выходе на уровень сервиса, предоставляемого пользователям «с улицы» (точнее, с виртуальной улицы), необходимо учитывать возможность его деструктивного воздействия на ресурсы организации. Возможность взаимодействия персонала со структурой киберпространства создала условия для нецелевого использования финансовых ресурсов организации, таких как использование электронной почты и рабочего времени, не связанного с официальными делами.
На следующем этапе разрабатываются и внедряются решения, обеспечивающие отдельные операции организации хозяйственной деятельности через интернет: заказ, заключение договоров, расчеты с поставщиками и покупателями и др. Каждое приложение работает как автономная структура и имеет собственный интерфейс с информационными ресурсами организации. Экономическая целесообразность каждого решения становится все яснее, а опыт и подготовка кадров, накопленные в области обеспечения киберпространственной безопасности бизнеса, вселили определенный оптимизм в руководство.
Заключение
С развитием электронной коммерции грамотные инвестиции могут принести огромную прибыль компаниям, решившим использовать ее наравне с обычным бизнесом. Электронная коммерция предоставляет огромные возможности для компаний, и одним из ее главных преимуществ является скорость большинства операций, связанных с ней.
Электронная коммерция обеспечивает повышение эффективности реального бизнеса, в информационном методе обеспечивает приемлемую ассоциацию деловых партнеров, позволяя создать интегрированную цепочку создания стоимости приложения.
В наше время сайты стали непременным атрибутом электронной коммерции для большинства компаний. При их создании преследуются не только рекламные и представительские цели – с помощью сайта компания старается снизить издержки, увеличить прибыль, оптимизировать бизнес-процессы, привлечь клиентов и так далее.
Роль электронной коммерции в электронном бизнесе: ее технология позволяет хозяйствующим субъектам быстро и без посредников находить деловых партнеров при минимальных транзакционных издержках.
Наиболее популярным видом информационной системы поддержки электронного бизнеса являются CRM системы, которые предоставляют компании возможность развиваться в верном направлении. Это обеспечивается благодаря систематизации и автоматизации многих важных процессов.
1. Голенда Л. К., Акинфина М. А. Электронный бизнес; БГЭУ - Москва, 2011. - 116 c
2. Егорушкина Т. Н., Швецов С. А. Применение методологии систем поддержки принятия решений при формировании стратегии электронного бизнеса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 3. – С. 109–115. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770252.htm.
3. Закарян, И., Филатов, И. Интернет как инструмент для финансовых инвестиций. - СПб.: BHV, 2014. - 302 с.
4. Информационные технологии в бизнесе. В 3 ч. Ч. 1 Краткий курс : учеб. пособие / Л. В. Белецкая, В. П. Киреенко, Н. Н. Поснов ; под ред. Т. В. Борздовой. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2012 – 86 с.
5. Курицкий, А. Б. Интернет-экономика: закономерности формирования и функционирования. / А. Б. Курицкий- СПб.: Издательство Санкт - Петербургского Университета, 2016. - 201 с.
6. Прутовая, О. А. Мировые аспекты развития электронной торговли / О. А. Прутовая // Наука и образование сегодня. 2018. No11 (34).
7. Системы электронного бизнеса [Электронный источник] – Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/infkaf/PublishingImages/Pages/ Electro/Презентация%20лекции%20по%20дисциплине%20Управление%20электронным%20бизнесом.pdf – Дата доступа: 26.01.2021
8. Эймор, Д. Электронный бизнес: эволюция и/или революция. / Д. Эймор - М.: Издательский дом Вильяме. 2016. - 752 с.