Введение
1. Возрастно-психологическое консультирование
1.1 Цели и задачи
1.2 Специфика возрастно-психологического консультирования
1.3 Порядок проведения возрастно-психологического консультирования
2. Психолого-педагогическое консультирование
3. Особенности возрастно-психологического и психолого-педагогического консультирования
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Возрастно-психологическое консультирование - это способ психологической помощи, направленный на системное контролирование хода психического развития детей с целью его оптимизации и коррекции. Возрастное психологическое консультирование – это компонент деятельности практического психолога. Являясь прикладной отраслью современной психологии, психологическое консультирование разрабатывает теоретические основы и прикладные программы. Цель этих программ состоит в оказании психологической помощи здоровым людям в тех ситуациях, когда они сталкиваются с определенными проблемами. Что касается возрастного психолога, то в его консультативной деятельности выделяется два аспекта - в качестве клиента выступает ребенок, который не может самостоятельно решить свою проблему и, проблема ребенка решается через запросы родителей, которые тоже становятся клиентами.
Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования. Самое важное в теории и практике консультирования - это индивидуальная эмпатия, наблюдательность психолога, его оценка личности, применение методов позитивного роста и развития.
Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия для создания им осознанных нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.
Психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.
1. ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
1.1 Цель и задачи
Возрастно-психологическое консультирование имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
Его задачи отражаются в психолого-педагогическом назначении:
1. Ориентация участвующих в воспитании, в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.
4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.
5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.
6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами.
1.2 Специфика возрастно-психологического консультирования
Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах:
1) состояние здоровья;
2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет;
3) данные об особенностях поведения и деятельности ребенка;
4) дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.
На основе полученных сведений психолог делает выводы: общая оценка уровня развития; сущность трудностей ребенка; степень их сложности; факторы, провоцирующие трудности; сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы; условно-вариантный прогноз развития.
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Р.С. Немов выделяет психолого-педагогическое консультирование как особый вид консультативной работы. К нему он относит обсуждение с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических экспериментов и инноваций и др.
В данном виде консультирования речь идет о том, какие педагогические технологии или их отдельные составляющие нужно применять в конкретных ситуациях и какое влияние на развитие личности они могут оказывать. Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания.
3. ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Возрастно-психологическое консультирование является специфической формой психологического консультирования и может найти применение, когда практический психолог оказывает помощь родителям и детям, путем:
- семейное психологическое консультирование;
- профориентационное консультирование;
- консультирование родителей при психолого-медико-педагогических комиссиях по поводу отклонений в развитии детей;
- психологическое консультирование в системе здравоохранения;
- консультирование в учреждениях системы образования.
Общей задачей возрастно-психологического консультирования является контроль за ходом психического развития на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возрастно-психологическое консультирование имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
Основа специфики возрастно-психологического консультирования лежит в необходимости применения системного анализа явлений детского развития, в обязательности учета специфики возрастных закономерностей для решения любых проблем, касающихся развития, обучения, воспитания ребенка. Общей задачей возрастно-психологического консультирования является контроль за ходом психического развития на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.
Специфика возрастно-психологического консультирования находит свое отражение в принципах работы возрастного психолога-консультанта: принцип соблюдения интересов ребенка; принцип стереоскопичности диагноза; принцип системности; принцип уважения личности и неразглашения информации о нем; принцип анализа подтекста; принцип сравнения с возрастной нормой психического развития; принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка.