Психолого-педагогическая диагностика познавательных процессов детей с особенностями психофизического развития в дошкольном возрасте
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Психолого-педагогическая диагностика познавательных процессов детей с особенностями психофизического развития в дошкольном возрасте»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
15.00 BYN
Психолого-педагогическая диагностика познавательных процессов детей с особенностями психофизического развития в дошкольном возрасте
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Для успешного освоения программы дошкольного обучения и воспитания ребёнку необходимо: последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Соответственно, ещё в дошкольном детстве, задолго до поступления в школу необходимо вести работу по формированию психических процессов, которые в дальнейшем станут основой прочных школьных знаний.
Современный подход к диагностике развития детей дошкольного возраста опирается на положения отечественной психологии о том, что в основе умственного развития лежит овладение детьми разными видами познавательных ориентировочных действий. При этом ведущее место среди них занимают перцептивные и мыслительные действия.
На каждом возрастном этапе ребенок овладевает познавательными действиями определенного типа. Итак, умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, определяется более общей логикой развития личности ребенка, изменением места, занимаемого им в системе общественных отношений, и сменой видов деятельности, внутри которых формируются познавательные действия.
В настоящее время организация обучения и воспитания детей с ОПФР требует активного учёта индивидуальных особенностей детей. Иными словами, детский сад чрезвычайно заинтересован в знании об особенностях умственного развития каждого конкретного ребенка. В связи с этим основной целью психолого-педагогической диагностики детей с ОПФР на протяжении всего периода обучения является выявления индивидуальных вариантов развития, своевременной коррекции имеющихся трудностей и включение детей в социум. Чтобы развивать ту или иную сферу, прежде всего, необходимо уметь диагностировать уровень развития тех или иных компонентов ее составляющих.
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Цель – изучение познавательные процессов для компенсации имеющихся нарушений.
Задачи педагога-психолога в процессе психолого-педагогической диагностики:
- наблюдение за детьми в учреждении образования с целью определения уровня адаптации, уровня возникающих проблем;
- выделение группы детей, имеющих проблемы в обучении, а также выделение группы детей, социальная адаптация которых затруднена;
- индивидуальное обследование выделенной группы детей.
- мониторинг развития каждого ребенка с особенностями психофизического развития.
- углубленная диагностика ребенка с целью составления коррекционной программы и выработки конкретных рекомендаций для педагогов, работающих с ребенком, и его родителей (диагностика познавательной сферы; диагностика сферы мотивации; диагностика личностных особенностей; диагностика межличностных взаимоотношений в группе.
2 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Для изучения познавательных процессов детей дошкольного возраста используются различные методы, так как ориентируясь только на один метод не возможно понять и увидеть точную картинку имеющихся трудностей детей.
Эксперимент в специальной психологии занимает ведущее место.
Основные принципы построения экспериментальных методик для изучения психики детей с отклонениями в развитии.
1. Принцип моделирования психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование — это вычленение основных психических актов и действий человека и организация выполнения этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Данный принцип также опирается на то, что возможно смоделировать различные ситуации для изучение поведения в различных ситуаций, возникающих трудностей, также усложнить задания для определения уровня сформированности познавательных процессов.
2. Направленность на качественный анализ психической деятельности. При оценке результатов главными являются качественные показатели, дающие информацию о способе выполнения заданий, типе и характере ошибок, об отношении ребенка к своим ошибкам и критическим замечаниям экспериментатора. Количественные показатели (скорость, объем выполненной работы, количество ошибок и т.п.) имеют подчиненное, второстепенное значение и полезны лишь в том случае, если известно, как ребенок относился к работе: был ли заинтересован в успехе, понял ли инструкцию и т.д.
С помощью качественного и количественного результатов исследования возможность не только увидеть конечный результат, но и получить подробную характеристику изучаемых процессов.
3. Требование точной и объективной регистрации фактов. При всех вариациях и видоизменениях конкретной методики недопустимо сводить эксперимент к свободной беседе или ограничиваться субъективной интерпретацией его данных.
3 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В методической литературе большое количество методик, которые помогут изучить трудности детей в различной деятельности. В процессе выбора методик важно учитывать возраст детей, настроение, индивидуальные возможности, условия для создания нужной обстановки.
Для достоверного результата также возможно проведение повторной методики, для проверки правильности результатов.
Также для проведения исследования важно создать нужные условия, убрать отвлекающие игрушки, выбрать нужное настроение чтобы получить достоверные результаты.
Исследование памяти
Для исследования зрительной памяти можно использовать так называемую методику «нелепицы». Картинки, изображающие нелепые ситуации, можно заимствовать из методического пособия С.Д. Забрамной «Отбор детей во вспомогательные школы».
Логопед даёт время ребёнку для рассмотрения картинки, затем картинку убирает, а ребёнок должен ответить на вопросы по картинкам в заданной последовательности.
Исследование мышления
Уровень развития наглядно-действенного мышления, зрительно-пространственной ориентировки можно определить с помощью доски Сегена. Существует несколько вариантов досок Сегена, которые по степени сложности и по порядку предъявления обозначаются цифрами от 1 до 6.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – большой и ответственный этап психического развития ребенка, в отечественной периодизации занимающий место между ранним и младшим школьным возрастами – от 3 до 6–7 лет. В этот период бурно и стремительно развиваются все стороны психики ребенка: формируются основы личности, совершенствуются эмоциональная и когнитивная сферы, что во многом определяет поведение дошкольников.
Чтобы правильно взаимодействовать с ребенком, грамотно обучать и воспитывать, необходимо знать его психологические особенности. А для этого нужно владеть специальными инструментами оценки его личности, в роли которых и выступают психодиагностические методики.
Цель диагностики – проверить сформированность познавательного развития дошкольников.
Методика изучения и формирования познавательных интересов - вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования познавательных процессов дошкольников необходимо подходить, на наш взгляд, прежде всего с позиции общей проблемы воспитания и развития, в центре которой обнаруживаются важнейшие тенденции формирования и развития любого свойства личности.
От сформированности познавательных процессов зависят возможности ребёнка в процессе его работы с логопедом. Перед началом проведения коррекционной работы логопед и педагог- психолог проводит комплексное и углубление изучение познавательных процессов, чтобы собрать полную «картинку» имеющихся трудностей и спрогнозировать пути их коррекции.
Нами были рассмотрены методы и методики изучения познавательных процессов, которые могут отразить имеющиеся трудности в процессе выполнения диагностических заданий.
1. Баль, Н. Н. Психолого – педагогическая диагностика лиц с нарушениями речи: дифференциальная диагностика: учеб. -метод. пособие /Н.Н. Баль, Н.В. Чемоданова. – Минск: Зорны верасок, 2013. – 55 с.
2. Винникова, Е. А. Основы психолого-педагогической диагностики лиц с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие / Е. А. Винникова, И. Ю. Евдокимова, Е. В. Плакса. – Минск : БГПУ, 2013. – 213 с.
3. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. – 291 с.
4. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с
5. Шаловал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты