1. Перечислите и охарактеризуйте основные проблемы философии в различные периоды развития общества.
2. Дайте общую характеристику социальной структуре общества, выделите её существенные признаки.
1. Перечислите и охарактеризуйте основные проблемы философии в различные периоды развития общества
С момента возникновения философии ведет свое начало проблема структурирования философии, ее деления на части. В ходе развития философского мышления выделение структуры философии менялось. Проблема - это вопрос, являющийся органической частью познавательной поисковой ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур. Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.д.
Что касается философских проблем, то все они выражают и представляют специфический предмет философии, можно сказать, что они его отражают и его спецификой обусловлены. Всеобщее в системе «мир - человек» составляющее предмет философского познания и является предметным основанием проблем философии. Проблемы философского мировоззрения охватывают весь мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом [3, c. 396].
В процессе становления и развития философии круг ее проблем постоянно менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии.
Термин «бытие» взят из повседневного греческого языка, в котором слова «быть», «существовать», «находиться в наличности» близки по значению. Но, начиная с античности, философы использовали его для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существование человека и мира.
Проблема бытия - это проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нуждается мир и человек. Поэтому категория «бытие» есть категория онтологическая. Онтология - философское учение о бытие как таковом, а не о бытие тех или иных вещей и явлений. Отношение мышления к бытию является основным вопросом философии потому, что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его духовной, психической деятельности к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования.
Отношение человека к миру многообразно. Это и отношения, в которые вступает человек в своей предметной, практической деятельности, осваивая и преобразуя природную и социальную действительность, и нравственное отношение к природе, обществу другим людям; эстетические, аксиологические (оценочные) и другие отношения. Все они являются предметом философского осмысления, и важное место среди них занимает познавательное отношение, или иными словами проблема познания.
Суть проблемы познания состоит в уяснении вопросов: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности.
2. Дайте общую характеристику социальной структуре общества, выделите её существенные признаки
Социальная структура общества является базисной при изучении всех процессов и явлений в общественной жизнедеятельности, так как изменения социальной структуры является основным показателем изменения социальной системы общества.
Понятие «социальная структура» имеет несколько трактовок. Чаще всего этот термин используют для того, чтобы разделить общество на разные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также, чтобы определить внутреннюю структуру определенных социальных общностей.
Определить социальную структуру можно по таким признакам, как система связей и форм взаимодействий, организаций, совместная деятельность, совокупность устойчивых общностей индивидов.
Согласно суждениям о социальной структуре общества ряда социологов, многомерность позволяет выделить две подсистемы: социальный состав общества.
Система объединяет взаимодействующие между собой общности, группы, индивидов. Они образуют конкретное общество, занимающее свою позицию в соцструктуре; институциональная структура общества – комплекс взаимодействующих социнститутов, чтобы обеспечить стабильные формы организации и управления обществом [1, c. 162].
Признаки социальной структуры общества, согласно институциональной классификации, проявляются в том, что институты и статусы заполняются конкретными индивидами, взятыми из определенных общностей, групп.
Это способствует определенному наложению социального состава общества на институциональную структуру.
По принципу исторического развития ученые выделяют традиционные типы соцструктур: этническая, к которой относятся нация, род, племя, народность; демографическая; поселенческая; социально-классовая; профессионально-образовательная; стратификационная.
Если же рассматривать структуру, как целостную систему, тогда ученые выделяют социальную, культурно-духовную, экономическую, политическую подсистемы.
Они, в свою очередь, делятся на организации, институты, обладая специфическими отношениями, законами, занимаясь деятельностью по удовлетворению потребностей.
Аналогическая классификация используется, если выделять строго связанные социальные структуры. Любое деление на типы призвано отражать дифференциацию индивидов по разным основаниям.
Исследователи, в основном, применяют классификацию по основным подсистемам социума [1, c. 173].