7. Понятие административного правонарушения (административного проступка) и его признаки
39. Субъекты международного гуманитарного права
Задача 40
7. Понятие административного правонарушения (административного проступка) и его признаки.
Административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, а равно противоправное деяние юридического лица, за совершение которого установлена административная ответственность.
Административная ответственность физического лица наступает, если в совершенном деянии нет состава преступления.
Административная ответственность за попытку совершения административного правонарушения наступает в случаях, прямо предусмотренных Особенной частью КоАП Республики Беларусь.
Существуют следующие признаки административного правонарушения.
Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.
39. Субъекты международного гуманитарного права.
Кому же адресованы предписания международного гуманитарного права? Кто является субъектами (носителями прав и обязанностей) этой отрасли международного права? Отвечая на эти вопросы, необходимо подчеркнуть, что основными субъектами права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются государства. Война, вооруженный конфликт – явления социальные, они являются продолжением политики насильственными методами; в них, как правило, противостоят друг другу государства, ведущие между собой вооруженную борьбу. Именно государства формулируют принципы и нормы, составляющие правила ведения войны, и несут ответственность за обеспечение их соблюдения.
Так, в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. зафиксировано, что «Договаривающиеся Державы дадут своим сухопутным войскам наказ, согласный с приложенным к настоящей конвенции Положением о законах и обычаях сухопутной войны» (ст. I). В ст. I Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г. закреплено, что «Высокие Договаривающиеся Стороны (а ими, как известно, являются государства) обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую конвенцию».
Государства могут выступать также в роли специального субъекта международного гуманитарного права – державы-покровительницы, на которую возлагается обязанность охраны интересов воюющих сторон и осуществления международного контроля за соблюдением ими правил ведения войны. На это, в частности, указывается в Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море. В ст. 8 отмечается, что названная конвенция «будет применяться при содействии и под контролем Держав-покровительниц, на которых возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте». При этом «представители или делегаты Держав-покровительниц ни в коем случае не должны выходить за рамки своей миссии, которая определена настоящей конвенцией. Они должны, в частности, принимать во внимание настоятельные нужды безопасности государства, при котором они выполняют свои функции».
Задача 40
Горов обратился в суд с заявлением о взыскании заработной платы. Судья отказал в приеме заявления, указав в определении, что истцом не соблюден предварительный внесудебный порядок разрешения данного спора в КТС. Горов не согласился с таким решением суда и в частной жалобе указал, что в организации, где он работает, КТС не создана, кроме того, он не является членом профсоюза и вправе по своему выбору обратиться в КТС или суд.
Какое решение примет суд кассационной инстанции?
Какие трудовые споры рассматриваются непосредственно судом?
Решение
Суд должен принять заявление на рассмотрение, согласно статье [...] пункта 2 Трудового кодекса Республики Беларусь, в котором сказано, что непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлениям: работников – не членов профсоюза, если они не обратились в комиссию по трудовым спорам.
Также согласно статье [...] Трудового кодекса Республики Беларусь Непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлениям:
1) работников, работающих у нанимателей, где комиссии по трудовым спорам не созданы;
2) работников – не членов профсоюза, если они не обратились в комиссию по трудовым спорам;
3) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, для которых предусмотрен иной порядок их рассмотрения;
4) нанимателей о возмещении им причиненного работниками материального ущерба;