1. Дайте понятие о комплексной системе управления качеством с/х-ой продукции.
2. Назовите органы и службы стандартизации
3. Назовите виды контроля
4. Назовите правовые аспекты качества
Список использованных источников
1. Дайте понятие о комплексной системе управления качеством с/х-ой продукции
Под качеством продукции следует понимать совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять в соответствии с назначением определённые потребности. Качество сельскохозяйственной продукции зависит от множества факторов технологического, организационного, социального, экономического, а также природного характера. Среди них: плодородие почвы, погодные условия, сорта растений и породы животных, сроки и качество выполнения всех операций по производству, заготовке, хранению и реализации продукции, обеспеченность производственными помещениями, техническими средствами, удобрениями и ядохимикатами, квалифицированными кадрами, система материальной заинтересованности работников в качественных показателях и др. Для того чтобы влиять на множество факторов, определяющих качество продукции, а также регулярно в течение всего времени производства контролировать качество работ и конечной продукции, оперативно устранять нарушения технологических процессов, нужна единая система управления качеством.
Комплексная система управления качеством сельскохозяйственной продукции (КСУКСХП) – это совокупность методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества сельскохозяйственной продукции при ее производстве, хранении, транспортировке и потреблении. Она решает следующие задачи на предприятиях и в подразделениях: обеспечения установленного уровня качества продукции при ее производстве; сохранения качества произведённой сельскохозяйственной продукции при заготовке, хранении и транспортировке; эффективного и полного использования достигнутого уровня качества продукции при ее реализации и переработке [1].
КСУКСХП строится и функционирует на следующих принципах:
1. Комплексное решение проблемы качества – охват не только качества конечного продукта, но и всех его составляющих (качества труда, средств производства) на всех этапах формирования.
2. Системный подход – в планировании, учёте, анализе, контроле и всесторонней оценке качества каждого вида продукции. Комплексный и системный подход предусматривает разработку и внедрение комплекса воспитательных, технических, технологических, организационных и экономических мероприятий, направленных на обеспечение высокого качества продукции.
2. Назовите органы и службы стандартизации
Структура органов и служб стандартизации республики должна способствовать участию в работах по стандартизации широкого круга специалистов в области науки, техники, экономики и управления.
Структура органов и служб стандартизации Республики Беларусь включает:
а) Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Бслстандарт), в функции которого входят:
1) осуществление государственной политики в области стандартизации;
2) обеспечение функционирования и развития государственной системы стандартизации, в том числе в интересах обороны, установления в стандартах обязательных требований к продукции; организация работ по гармонизации технических норм и требований стандартов республики с международными и межгосударственными стандартами [2, c.88];
3) организация разработки, экспертиза, утверждение и государственная регистрация нормативной документации по стандартизации, ее издание и обеспечение заинтересованных;
4) организация информационного обеспечения по вопросам стандартизации;
5) осуществление государственного надзора за стандартами в объединениях, организациях, на предприятиях, независимо от форм собственности и подчиненности, и у граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
6) утверждение головных и базовых организаций по стандартизации, технических комитетов (по номенклатуре Белстандарта);
7) представление Республики Беларусь в международных организациях по стандартизации;
б) Министерство архитектуры и строительства (Минстройархитекгуры), осуществляющее руководство деятельностью по стандартизации» области строительства и архитектуры, в функции которого входит:
1) осуществление государственной политики по стандартизации в области строительства;
2) определение состава нормативных документов по стандартизации;
3) утверждение головных и базовых организаций по стандартизации, технических комитетов (по номенклатуре Минстройархитектуры);
4) организация разработки, пересмотра, экспертиза и утверждение стандартов, издание и обеспечение ими заинтересованных.
3. Назовите виды контроля
Многообразие задач контроля в управлении организацией обусловливает разнообразие его видов. В зависимости от соотнесения по времени с исполняемым управленческим решением различают следующие виды контроля: предварительный (или опережающий, предупредительный, превентивный), текущий (оперативный), заключительный (итоговый) и последующий (проверка исполнения).
Цель предварительного контроля — предупреждение нежелательных последствий или неожиданных отклонений в ходе исполнения решения. Он сводится главным образом к оценке наличия и достаточности организационных предпосылок и иных условий практической реализации решения, готовности к этому объекта менеджмента. Предварительный контроль позволяет своевременно внести соответствующие коррективы в проект решения или в намеченный порядок его выполнения. Он осуществляется до начала работ, до принятия решения по тому или иному вопросу в целях предупреждения неверных или необоснованных решений.
Суть предварительного контроля состоит в том, чтобы выяснить, готова ли организация или ее подразделения к выполнению тех или иных задач. Он используется для проверки качества комплектующих изделий, сырья и материалов, идущих в производство, а также в отношении деятельности подчиненных, компетентность и добросовестность которых вызывает у руководителя определенные сомнения [3, c.460].
Однако предварительный контроль затягивает процедуру принятия решений, возникает опасность ослабления ответственности: в случае неудачи исполнитель может ссылаться на контролера, так как обязанность последнего — предотвращать ошибки. Само планирование и создание организационной структуры позволяют осуществить предварительный контроль. Строгое соблюдение правил и процедур при выработке планов, четкие должностные инструкции, формулировка целей подчиненных обеспечивают реализацию планов.
В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях — по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Так, анализируют деловые и профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения тех или иных должностных обязанностей, устанавливают минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области. При приеме на работу с кандидатом проводят собеседование, выявляют, насколько его характеристики соответствуют необходимым требованиям.
4. Назовите правовые аспекты качества
Система менеджмента качества – это часть системы менеджмента организации.
Качество — это широкая, сложная и всеобъемлющая категория со многими характеристиками и многогранными характеристиками. В соответствии с целью использования и соображениями качества, его основные аспекты включают в себя:
- философия;
- социальные;
- технические;
- экономические;
- юридический.
Современные СМК основаны на принципах TQM. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента с использованием общих элементов. Это повышает эффективность планирования, рациональное использование ресурсов и создает синергию в достижении общих бизнес-целей организации.
Широко используется сертификация СМК по ISO 9001. Сертификация СМК основана на независимом аудите третьей стороной (органом по сертификации).
Система менеджмента качества управляется требованиями клиентов организации. Потребители хотят продукт (услугу) с характеристиками, соответствующими их потребностям и ожиданиям. Потребности и ожидания потребителей постоянно меняются, поэтому организации испытывают давление со стороны конкурентной среды (рынка) и технологических достижений. Чтобы поддерживать постоянную удовлетворенность клиентов, организации должны постоянно улучшать свои продукты и процессы. Система менеджмента качества организации – это один из инструментов управления, который убеждает высшее руководство самой организации и ее потребителей в том, что организация может предоставить продукт, полностью соответствующий требованиям (необходимого качества, в требуемом количестве в течение заданного периода времени). , за указанную стоимость ресурсов) [4, c.102].
1. Бузов, Б. А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация / Бузов Б. А. // учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 260900 "Технология и конструирование изделий легкой промышленности" / Москва, 2007. Сер. Высшее профессиональное образование. Легкая промышленность (2-е изд., стер.)
2. Енбаева, М. С. Качество продукции. Сертификация и стандартизация / Енбаева М. С. // В сборнике: Новые технологии - нефтегазовому региону. материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 87-89.
3. Персиянова, Г. Е. К вопросу стандартизации, сертификации и контроля качества продукции / Персиянова Г. Е., Бобрович Е. В., Персиянова А. В. // В сборнике: Сборник статей 8-й международной научно-практической конференции в рамках 18-й международной агропромышленной выставки "Интерагромаш-2015". 2015. С. 459-462.
4. Пустохин, Д. А. Влияние стандартизации производственных процессов на качество выпускаемой продукции / Пустохин Д. А. // В сборнике: Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права. материалы V Международной научно-практической конференции. 2014. С. 101-102.
5. Стандартизация и качество продукции // Конспект лекций для абитуриентов, поступающих на сокращенный срок получения высшего образования на основе среднего специального образования (заочная форма получения образования), специализация 1-49 01 01 04 Технология бродильных производств и виноделия / Могилев, 2019.