1. Координация прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью
Задача 1
Задача 2
Список использованных источников
1. Координация прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью
Самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь – координация действий правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Это направление, схожее с надзорной деятельностью, вытекает из необходимости достижения целей и задач, стоящих перед прокуратурой. Основной целью является точное и безусловное соблюдение действующих законов, включая те, что направлены на противодействие преступности. Осуществление данных законов возлагается на специализированные органы, ответственные за проведение дознания и предварительного следствия, а также за осуществление процессуального надзора (контроля) в ходе их выполнения.
Суть координации деятельности правоохранительных органов в противостоянии преступности, проводимой Генеральным прокурором и его подчиненными, заключается в разработке и реализации согласованных мер с органами внутренних дел, органами государственной безопасности, Комитетом государственного контроля, а также другими государственными органами, занимающимися противодействием преступности, включая борьбу с коррупцией, и другими правоохранительными структурами. Эти меры направлены на своевременное выявление, раскрытие, предотвращение и предупреждение преступлений, а также на устранение причин и условий, способствующих их совершению. Таким образом, признаки, которые раскрывают суть данного направления прокурорской деятельности, включают в себя:
1. Разработку и реализацию согласованных мер по предотвращению и пресечению преступлений, а также выявлению и наказанию лиц, совершивших их, вместе с устранением факторов, способствующих совершению уголовно наказуемых деяний.
[...]
Задача 1. Прокурор района предъявил иск гражданину Яковлеву в пользу престарелой Станюк о расторжении договора продажи ею квартиры Яковлеву. В судебном заседании, где Станюк отсутствовала, прокурор обсудил с Яковлевым условия мировой сделки и попросил суд удовлетворить ее как, по мнению прокурора, очень выгодную для Станюк.
Оцените законность действий прокурора.
Согласно ст. 82 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь «При подаче прокурором в суд заявления в защиту прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица эти гражданин или юридическое лицо являются истцами (заявителями). До подачи в суд заявления прокурор обязан выслать указанным лицам копию искового заявления, а при необходимости – и копии приложенных к нему документов.
По делам, которые возбуждаются прокурором в интересах государства, в качестве истца выступают Республика Беларусь или ее административно-территориальные единицы» [5].
Действия прокурора при участии в деле, согласно статье 82 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, фактически признают его представителем, а не истцом.
Согласно первой части статьи 84 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, прокурор, участвуя в деле, обладает правами и несет обязанности, предусмотренные статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь [5]. Это означает, что прокурор имеет те же права, что и юридически заинтересованное лицо в результатах дела.
Однако, право на заключение мирового соглашения, согласно статье 61 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, принадлежит исключительно истцу и ответчику [5].
[...]
Задача 2. Бучель обратилась с жалобой в прокуратуру на действия судебного исполнителя районного суда Куприк, который, по мнению заявителя, фактически не предпринимал никаких действий, направленных на обеспечения исполнения решения суда, постановленного по результатам рассмотрения судом гражданского иска, заявленного Бучель к Байдуну в целях взыскания алиментов на содержание несовершеннолетнего сына Бучель.
Оцените возможные действия прокурора.
Согласно ч. 1 ст. 125 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» «Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения должны быть направлены главному судебному исполнителю соответствующего отдела принудительного исполнения» [6]. В данной ситуации прокурор имеет право подать протест на действия (бездействие) судебного исполнителя и руководителя органа принудительного исполнения в соответствии со статьей 125 Закона «Об исполнительном производстве».
Жалоба на решение судебного исполнителя, его действия или бездействие, должна соответствовать требованиям статей 109, 110 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь [5]. Если судебный исполнитель принимает решение или совершает действия (бездействие), которые вызывают несогласие, то можно обжаловать это решение или действия (бездействие) в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу) в случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.
[...]
1. Гавриленко, А. В. Становление и развитие органов прокуратуры в Республике Беларусь: историко-правовой аспект / А. В. Гавриленко // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2017. – № 2(101). – С. 71-76.
2. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г., № 220-З: в ред. от 19 мая 2022 г., № 171-З // [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
3. Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией: Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 644 [Электронный ресурс] // Эталон / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
4. Пискунович, Е. С. Профилактическая деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции / Е.С. Пискунович // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2016. – № 13. – С.172-176.
5. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 января 1999, № 238-З : принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 декабря 1998 г., по состоянию на 17 июля 2023 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
6. Об исполнительном производстве : Закон Респ. Беларусь от 24 октября 2016 г., № 439-З: в ред. от 17 июля 2023 г., № 284-З // [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
7. О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов: Указ Президента Респ. Беларусь от 29 ноября 2013 г., № 530: в ред. от 22 февраля 2019 г., № 77 // [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
8. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Респ. Беларусь от 18 июля 2011 г., № 300-З: в ред. от 17 июля 2023 г., № 284-З // [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.