Контрольная работа «Применение метода аналитической иерархии при оптимизации в логистике»
Контрольная работа «Применение метода аналитической иерархии при оптимизации в логистике»
Метод анализа иерархий является систематической процедурой для иерархического представления элементов, определяющих суть проблемы. Метод состоит в декомпозиции проблемы на все более простые составляющие части и дальнейшей обработке последовательности суждений лица, принимающего решения, по парным сравнениям. В результате может быть выражена относительная степень (интенсивность) взаимодействия элементов в иерархии. Эти суждения затем выражаются численно. МАИ включает в себя процедуры синтеза множественных суждений, получения приоритетности критериев и нахождения альтернативных решений. Такой подход к решению проблемы выбора исходит из естественной способности людей думать логически и творчески, определять события и устанавливать отношения между ними.
Список применений метода весьма разнообразен: исследования транспортной системы Судана, пивоваренная промышленность Мексики, проведение анализа «стоимость-эффективность», распределение ресурсов. В Израиле профессор Ами Арбель нашел метод полезным при принятии решений как по формализуемым, так и неформализуемым факторам, для которых отсутствовали связывающие их аналитические зависимости. Метод постоянно используется при планировании промышленности Питтсбурга, банковского дела, сталелитейной промышленности, в сфере городского хозяйства и координации общественных услуг. Кроме того, необходимо отметить, что и в России этот метод получает все большее распространение: различные виды маркетинговых исследований, определение сценариев развития города, оценки различных коммерческих рисков и т.д. Во многих Вузах России, имеющих экономические специальности, вводятся соответствующие дисциплины.
Анализируется следующая ситуация. Пусть в силу благоприятных обстоятельств развития бизнеса для некоторой компании возникла необходимость в строительстве нового терминала за чертой города. После некоторых дискуссий руководство компании определило следующие три критерия для оценки вариантов выбора площадки под строительство нового терминала.
1. Стоимость строительства – С1 (желательно построить терминал с заданными параметрами пропускной способности, чтобы затраты на его стоимость были наименьшими).
2. Время в пути – С2 (желательно, чтобы доставка груза к терминалу в формате имеющихся транспортных коммуникаций занимала наименьшее возможное время).
3. Потери времени на оказание услуг – С3 (желательно, чтобы неудобства для клиентов, связанные с потерями времени при парковке и возможными ожиданиями в очереди, оказались минимальными).
Предварительно отобраны четыре альтернативных варианта (из значительно больше-го числа различных возможных вариантов) площадок для строительства терминала (A, B, C, D). Требуется определить наилучший из этих вариантов с учетом указанных трех критериев.