Ситуация для анализа 1
Начиналась первая неделя февраля, и Андрей – начальник службы маркетинга и продаж вполне преуспевающей компании шел на работу без обычного энтузиазма: к концу недели он должен отдать заместителю директора компании по персоналу график отпусков сотрудников своего подразделения. Соответственно, эта была неделя переговоров и согласований, необходимости «вникать», «понимать» и «входить в положение» сотрудников вместо того, чтобы разрабатывать программы маркетинговых исследований, просматривать эскизы рекламных материалов, анализировать работу дистрибьюторов и заниматься другими интересными вещами.
Андрей занимает свою должность три года, и каждый год у него на неделю портилось настроение. Но сегодня у него родилась блестящая идея. Он просто приколет чистый лист бумаги с перечнем определенных правил (одновременно разрешается отсутствовать не более, чем двум работникам, никому не разрешается брать отпуск в мае - в горячий сезон, никто не имеет права разрывать отпуск больше, чем на две части) и обяжет сотрудников самим написать сроки своих отпусков на этом листе. Придя на работу, он так и сделал.
К сожалению, сотрудники восприняли это новшество без особого энтузиазма:
Шеф избегает выполнения своих обязанностей.
Это его работа решать, кто и когда нужен.
Он разжигает конфликты между нами.
Что произойдет, если я буду отсутствовать, когда этот график будет утвержден?
Это единственное время, когда я могу поговорить с ним о своих делах, а он, таким образом, устраняется от встречи.
У меня есть проблемы, о которых я могу сказать руководителю, но не хочу, чтобы о них знали все сотрудники.
На следующее утро, Андрея пригласил заместитель директора компании по персоналу. «У меня был депутат от Ваших сотрудников, сказал он, они просто взбешены Вашим «необузданным высокомерием». Похоже, что Вы что-то сделали не так». Андрей изложил ему суть проблемы и своего ноу-хау. Заместитель директора улыбнулся и сказал: «…»
Задания
1. Определите свое отношение
• к сути инновации Андрея,
• к способу ее реализации.
2. Что, по Вашему мнению, заместитель директора сказал Андрею?
3. Что, по Вашему мнению, должен сделать Андрей для конструктивного разрешения созданной им проблемы?
4. Какое важное для себя решение должен принять Андрей?
Ответ
1. Андрей поступил как либеральный руководитель, то есть попустительски отнесся к своему поручению.
Ситуация для анализа 2
Вы создаете интернет-магазин для продажи сложной бытовой техники.
Задания 1
• разработать штатное расписание магазина;
• определить измеримые профессиональные и личностные требования к кандидатам на должности, предусмотренные штатным расписанием;
• сформировать (разработать) набор тестов и упражнений, позволяющих оценить уровень профессиональных и личностных качеств у претендентов, желающих работать в Вашем магазине;
• разработать сценарий интервью с кандидатами на должности в Вашем магазине;
• разработать рекламное объявление о найме персонала в Ваш магазин.
Созданный Вами интернет-магазин для продажи сложной бытовой техники работает достаточно успешно, в него приходят новые сотрудники.
Задание 2. Разработать программу адаптации для новичков, позволяющую им за короткий срок начать эффективно выполнять свои профессиональные обязанности и принять ценности организационной культуры Вашего магазина.
Ответ
Штатное расписание представлено в приложении А.
Требования к персоналу представлены в приложении Б.
Набор тестов и упражнений, позволяющих оценить уровень профессиональных и личностных качеств у претендентов, желающих работать в магазине, представлен в приложении В.
Вопросы для интервью с менеджером:
1. Насколько вы успешны в ведении личных аккаунтов в соцсетях?
2. Есть ли у вас понимание вашего рынка (сегмента рынка)?
Ситуация для анализа 3
Рассказ одного работника: «Когда-то наша работа была более интересной. Перемешивание ингредиентов для теста осуществлялось в специальном, похожем на домашний, миксере, который представлял собой открытый сосуд. Операторы наблюдали процесс перемешивания и могли сказать по запаху и звуку, какое получается тесто - сухое или слишком влажное, стоит ли добавить небольшое количество тех или иных ингредиентов для достижения тестом требуемого качества. Теперь этот сосуд для перемешивания закрыт, В него, в соответствие с технологией и рецептурой, через определенные промежутки времени оператором добавляются необходимые ингредиенты через специальный люк. Оператор не может ни видеть, ни слышать, как идет процесс. В результате работа стала чрезвычайно скучной. Операторы компенсируют это разговорами с посетителями из других цехов предприятия, но из-за этого они иногда забывают своевременно добавлять в тесто различные составные части. В результате иногда получается тесто не очень высокого качества. Людей за это наказывают. Они возмущаются и несколько дней относятся к работе более внимательно. Потом все повторяется».
Задания
1. Определите, какие из параметров организационной роли, определяющих ее восприятие, был снижен.
2. Предложите способ разрешения возникшей проблемы.
Ответ
1. Были снижены отношения с другими ролями.
1. Брасс, А.А. Управление организационным поведением [Электронный ресурс]: курс лекций / А.А. Брасс. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. – 1 электрон. опт. диск (DVD+RW). – Систем. требования: Microsoft Windows 98/ МЕ/2000/ХР.
2. Брасс, А.А. Управление персоналом: курс лекций / А.А. Брасс. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 199 с.
3. Брасс, А.А. Управление организацией: учебное пособие / А.А. Брасс – Минск: Амалфея: Мисанта, 2014. – 346 с.
4. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.М. Наумов. – М.: Инфра-М, 2011. – 288 с.
5. Глумаков, В.Н. Организационное поведение: учеб. пособие / В.Н. Глумаков. М.: Вузовский учебник, 2013. – 352 с.
6. Друкер, П. Менеджмент / П. Друкер, Дж. Макьярелло. – М.: Вильямс, 2010. – 704 с.
7. Карташова, Л.В. Организационное поведение / Л.В. Карташова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 157 с.
8. Кибанов, А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / А. Кибанов, Е. Митрофанова, И. Баткаева. – М.: Инфра-М, 2011 – 528 с.