Введение
Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. Задача накопления и передачи социального опыта потребовала специальной формализации содержащихся в самой деятельности принципов и предписаний, приёмов и операций.
1. Предмет курса
Исследователи отмечают, что при всем большом объеме накопленных полезных материалов, в ней сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, многозначность ее предмета, с другой стороны – его зауженность. Основной объективной причиной появления различных неоднозначных толкований понятия «методология» является то обстоятельство, что человечество перешло в новую постиндустриальную эпоху своего развития, сопровождаемую такими явлениями как: информатизация общества, глобализация экономики, изменение роли науки в обществе и т.д.
Целесообразным представляется следующее определение методологии. Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности. В то же время, необходимо отметить, что, наверное, не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную.
2. Объект курса
Объект исследования методологии будто конкретизирует методологию в каждом конкретном случае реализации. Объект исследования выступает на первый план при решении вопроса об относительности того или иного метода к исследовательской деятельности в конкретном случае, но даже при этом он не полностью определяет и решение проблемы относительности, поскольку относительность многих методов фактически безотносительная (независимая) от объекта, поскольку, как уже было отмечено
а) сам познавательный процесс имеет определенную логику и систему (именно поэтому трудно представить какой предмет мы можем исследовать, игнорируя методы формальной логики и т п).
3. Задачи курса
Основные задачи методологии:
- определение стратегии научного познания;
- внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта;
- изучение не только методов, но и прочих средств, обеспечивающих исследование, к которым можно отнести принципы, понятия, категории, ориентации и т.д.
Заключение
Методология является ядром философии науки. Она может быть определена как философское учение о системе апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного знания. Её назначение - выявить и осмыслить движущие силы, предпосылки, основания и закономерности роста и функционирования научного знания и познавательной деятельности, организовать проектно-конструктивную деятельность, её анализ и критику. Методология науки, основываясь на общефилософских принципах и законах, исторически возникла и развивается на основе гносеологии и эпистемологии, логики, а в последние годы также истории, социологии науки, социальной психологии и культурологии, тесно смыкается с философскими учениями о языке.