1.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
2.СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ: ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА, ВИДЫ
3.ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ. АБСЕНТЕИЗМ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Диалектика – это теория и метод познания действительности, наука об общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «диалектика» в философии используется в различных значениях.
Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения противоположных мнений, способ ведения учёной беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектику логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего – идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину «диалектика» негативный оттенок, называя её искусством представлять ложное и сомнительное за истинное. В философии Аристотеля диалектика рассматривалась как способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. В философии И. Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой [2].
Содержание диалектики – это система принципов, законов, категорий, раскрывающие процесс развития духовного (идеального) и физического (материального) бытия. С практической точки зрения более важным является изучение характеристик материалистической диалектики, так как в ней анализируется развитие, диалектика познания и мышления, другие значимые аспекты развития духовного бытия.
Материалистическая диалектика базируется на двух основных принципах, основа которых – всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности. Эти принципы сформулированы на основе категорий и законов диалектики, и выступают их обобщением. Выделяют два основных принципа диалектики:
– принцип всеобщей связи;
– принцип развития [2].
Принцип всеобщей связи – это положение, требование, императив, в котором выражается многообразие связей бытия. Данный принцип имеет следующее суждение: «в бытии (мире) все взаимосвязано» [2].
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ: ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА, ВИДЫ
Общество формируется из системы социальных институтов и организаций, представляя собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих целостность общества как социальной системы в целом.
Все элементы общества взаимосвязаны между собой социальными отношениями, то есть связями, которые возникают между социальными группами и внутри них в процессе материальной или экономической и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.
В процессе развития общества некоторые связи могут исчезать, некоторые – возникать. Связи, которые смогли доказать свою пользу для общества в итоге упорядочиваются и становятся значимыми образцами деятельности, поведения. Чем более стабильны полезные для общества связи, тем устойчивее и само общество.
Социальными институтами в социально-гуманитарных науках принято понимать элементы общества, которые представляют собой стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе такие институты как, например, государство, образование, семья, наука и другие [7].
Основная цель существования социальных институтов – это достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют такие важные функции социальных институтов как удовлетворение потребностей общества и регуляция социальных процессов, в ходе которых обычно потребности и удовлетворяются.
Список потребностей, которые удовлетворяются социальными институтами, значительный. Например, потребность общества в безопасности жизнедеятельности обеспечивается и поддерживается институтом обороны, духовные потребности удовлетворяются церковью, потребности в познании окружающего мира достигается благодаря науке. Один и тот же институт может удовлетворять несколько потребностей сразу. Например, церковь способна удовлетворять религиозные, моральные, культурные потребности. Также одна и та же потребность реализуется разными институтами. К примеру, те же духовные потребности могут удовлетворяться не только религией, но и искусством, наукой, образование и другими социальными институтами.
3. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ. АБСЕНТЕИЗМ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
Участие граждан в политике является неотъемлемым атрибутом современного демократического общества. Это позволяет людям быть субъектами политики, оказывать влияние на решения важных общественных проблем и таким образом определять условия своего существования.
Политическое участие представляет собой разновидность политической деятельности. Политическое участие – это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.
Политическое участие, как правило, рассматривается как вид политической деятельности рядовых граждан. В данном случае, это не относится к лицам, которые обладаю государственной властью или занимающиеся выполнением своих должностных функций. Также к политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, которые входят в состав законодательной, исполнительной, судебной власти, силовых структур. Политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например, участвуют в процедуре голосования. Политическое участие представляет собой добровольную деятельность граждан, она не является обязательной и не может осуществляться по принуждению.
Альтернативой политическому участию выступает абсентеизм, что означает уклонение от участия, нежелание быть задействованным в политической жизни из-за отсутствия интереса к политике по разным причинам. Можно выделить два типа причин политического абсентеизма. Первый тип связан с особенностями конкретной избирательной кампании, когда в силу определённых причин выборы не интересны: нет ярких и интересных кандидатов, отсутствует состязательность на выборах и так далее. Второй тип вызван общей политической, экономической и социальной и ситуацией в стране.
Политический абсентеизм как тип политического поведения личности может являться чертой характера или жизненной позицией человека. В данном случае это проявляется в отсутствии желания и потребности в каком-либо политическом действии. Также это может быть мировоззрением личности. Личность может быть ориентирована на что-либо другое, например, на внутреннее совершенствование.
1. Абсентеизм и его причины [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://uchebnikionline.com/politologia/politologiya_-_logvina_vl/absenteyizm_yogo_prichini.htm.
2. Принципы, законы и категории диалектики [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://studme.org/37248/filosofiya/printsipy_zakony_kategorii_dialektiki.
3. Политическая культура личности [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/stat/politicheskaya-kultura-lichnosti.php.
4. Политическая культура и политическая социализация // Понятие политической культуры [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://kulturoznanie.ru/politology/ponyatie-politicheskoj-kultury/.
5. Политическое участие [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://studme.org/1180040824354/politologiya/politicheskoe_uchastie.
6. Политическое участие: определение, формы и особенности [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie-kruglova/politicheskoe-uchastie-opredelenie-formi-i-osobennosti.
7. Социальные институты [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnye-instituty.html.
8. Социальные институты и организации [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://psyera.ru/5085/socialnye-instituty-i-organizacii.