1. Порядок выборов и полномочия Президента Республики Беларусь
Конституцией Республики Беларусь предусмотрено, что Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами [1, ст. 80].
Порядок проведения выборов Президента определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей [2, ст. 60].
Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Сообщение об итогах выборов Президента Республики Беларусь передается Центральной комиссией средствам массовой информации для обнародования (опубликования) не позднее чем через три дня с момента подписания протокола об итогах выборов.
Полномочия Президента начинаются с момента вступления в должность и прекращаются с момента принесения Присяги вновь избранным Президентом или в связи со смещением Президента с должности, отставкой Президента, досрочным освобождением Президента от должности, смертью Президента.
Для реализации своих полномочий Президент наделяется правами и исполняет возложенные на него высокие обязанности перед народом Республики Беларусь в формах и пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь и другими законами Республики Беларусь и решениями республиканских референдумов.
2. Правила пользования жилыми помещениями. Порядок заключения и условия договора найма жилого помещения
Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания жилых и вспомогательных помещений утверждены и содержаться в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2013 года № 399. Пользование и содержание жилых и вспомогательных помещений, конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов осуществляются в соответствии с данными Правилами, другими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, а также договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг, заключаемыми в установленном порядке с организациями.
Так, собственники жилых домов частного жилищного фонда обязаны обеспечивать сохранность жилых домов, принадлежащих им на праве собственности, в том числе конструктивных элементов и инженерных систем таких домов, а также надлежащее их содержание в соответствии с требованиями законодательства.
Владение и пользование жилыми помещениями осуществляются с учетом соблюдения прав и законных интересов граждан, проживающих в жилых домах. Граждане обязаны:
1. использовать жилые и вспомогательные помещения, а также находящееся в них оборудование в соответствии с их назначением;
2. соблюдать установленные для проживания санитарно-эпидемиологические и технические требования, правила пожарной безопасности и иные требования, установленные законодательством;
3. предоставлять в организации контактные телефоны (при необходимости телефоны доверенных лиц) для экстренной связи в случае возникновения аварийных ситуаций, связанных с содержанием и использованием жилых помещений;
4. обеспечивать в жилых и вспомогательных помещениях сохранность конструктивных элементов и инженерных систем, санитарно-технического, электрического, газового и иного оборудования, соблюдать правила пользования этим оборудованием. При обнаружении неисправности конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования жилого дома, других опасных явлений, угрожающих разрушению конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования жилого дома, здоровью и жизни проживающих в жилом доме граждан, их имуществу, незамедлительно принимать меры к устранению данных неисправностей и сообщать о дефектах организации или соответствующей аварийной службе;
5. содержать в чистоте и порядке жилые помещения, включая подсобные, балконы и лоджии, не сорить в кабинах лифтов, вспомогательных помещениях жилых домов и на придомовой территории;
3. Задача. В 23.00 часов в дежурную часть Первомайского РУВД г.Минска из женского общежития был доставлен гражданин Базаров за учиненный там скандал. Базаров хотел пройти в комнату своей знакомой, но вахтер и присутствующий на проходной комендант не пускали его, после чего Базаров обругал их нецензурными словами и разбил стекло входной двери. Комендант объяснил Базарову, что допуск посторонних лиц в общежитие прекращается в 22.00 часа. Вызванный наряд милиции доставил Базарова в дежурную часть, где выяснилось, что Базарову 15 лет, и он является учащимся машиностроительного техникума. Дайте квалификацию состава административного правонарушения, совершенного Базаровым, обоснуйте нормами права последующие действия работников милиции. Ознакомьтесь с главами 4 и 9 КоАП РБ.
Решение
Действия Базарова можно квалифицировать по статье 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) «Мелкое хулиганство».
Мелкое хулиганство - оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу. Данные действия влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест [6, ст. 17.1].
Объект мелкого хулиганства – общественные отношения, составляющие в своей совокупности общественный порядок. При совершении данного правонарушения причиняется вред общественному спокойствию, имуществу, здоровью, чести и достоинству граждан, нарушаются нормальные условия их труда, отдыха и быта, законные права и интересы.
Состав правонарушения формальный, для его квалификации наступление вредных последствий не является обязательным.
Объективную сторону мелкого хулиганства образуют действия конкретного человека, нарушающего установленный в государстве порядок и причиняющего вред отношениям, сложившимся в сфере общественного порядка. К таким действиям относятся оскорбительное приставание к гражданам, другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу. К другим умышленным действиям, нарушающим общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающимся в явном неуважении к обществу, можно отнести непристойные телодвижения, насильственное вторжение в общественные места вопреки запрещению лиц, призванных следить за порядком, и т.п.