4. Структура философского знания. Статус и роль философии в истории культуры
46. Понятие правового социального государства и гражданского общества
Практическое задание №8
Список использованных источников
4. Структура философского знания. Статус и роль философии в истории культуры
Философское знание интегративно по своей сути, поскольку философия исследует Универсум, т. е. то, что в каждой вещи универсально, что прикрепляет каждую вещь к целому. Отмечая эту черту философии, М. Бахтин характеризовал ее как «метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)». Структура философского знания включает в себя в качестве своих важнейших разделов онтологию, гносеологию и социальную философию.
1. Онтология. К онтологическим вопросам относятся вопросы о соотношении бытия и небытия, объективно-предметного и субъективного бытия, вопрос об уровнях бытия - существующее в возможности и существующее в действительности. Если конкретизировать эти вопросы, то это такие вопросы, как: Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? Является ли мир в своем существе неизменным, или он постоянно развивается? Развивается произвольно или по определенным законам? В этом разделе рассматривается пространство, время, движение, системность как важнейшие формы бытия [4, с.16].
46. Понятие правового социального государства и гражданского общества
Социальное правовое государство — государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую социальную защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование всем комплексом общепризнанных прав и свобод [1, с.279].
Практическое задание №8
1. Правда ли, что
а) никто не в силах изменить расу, национальность, пол?
б) мужчина – прирожденный статус?
в) русский - приписываемый статус?
А) Казалось бы, никто не в силах изменить пол, расу и национальность. Однако недавно выяснилось, что пол и цвет кожи можно изменить в результате хирургических операций. Тем самым появились понятия биологического пола и социально приобретенного. В ситуации, когда, например, мужчина, с детства ощущавший себя как девочка, во взрослом возрасте делает операцию и становится наконец не только внутренне.
2. Перечислите основные пути формирования элиты. Ответы объясните.
Принципы формирования правящих элит различаются от эпохи к эпохе. В феодальном обществе критерием отбора в нее выступала родовитость ("элита крови"); в традиционно-буржуазном - размеры собственности ("элита богатства"), в современных постиндустриальных странах, как утверждает западная политология, - личные достижения, результативность ("элита знаний").
3. «Культура - это результат социализации». Аргументированно докажите или опровергните это высказывание.
Социализация – это процесс вхождения индивида в уже сложившуюся культуру, процесс приобщения его к культурным наработкам и правилам общества.
1. Антонович, Н.Л. Основы политологии: учеб. пособие / Н.Л.Антонович, Н.П. Денисюк.- Минск: Издательство Юрайт, 2009. – 510 с.
2. Гаджиев, К.С. Политическая философия и социология: учебник для бакалавриата и магистратуры / К.С. Гаджиев. – М.: ЮРАЙТ, 2016. – 451 с.
3. Конституция Республики Беларусь / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=6351 –Дата доступа: 16.03.2016.
4. Лешкевич, Т. Г. Философия и теория познания : учебное пособие / Т. Г. Лешкевич. - Москва : Инфра-М, 2014. - 407 с.
5. Яскевич, Я. С. Основы философии / Я. С. Яскевич. – Минск: Высшая школа, 2009. –268 с.