Задание 1. Найдите в текстах старославянизмы и укажите их признаки.
Задание 2. Найдите в текстах средства изобразительности.
Повесть временных лет.
Поучение Владимира Мономаха.
1. Найдите в текстах старославянизмы и укажите их признаки:
Фонетические:
рефлексы dj, tj, kt:
tj: отходяче (отходить), обручѣ (крутить),
dj: оружьемъ, оружья (орудие),
kt: мечѣ (меткий),
употребление ъ и ь:
мьсти, цвътъ, плотьскыя, вопьюще, прольяти, покаяньемъ, тяжька,
рефлексы or, ol перед cогласными:
роту (рать), рабъ, порабощенье (робот),
а в начале слова:
неполногласие:
свещание, хранити, преступити, страны, рцѣмь, главы, врагы
е в начале слова:
евангельскому, его, едина
Морфологические:
окончания прилагательных в Д. п. ед. ч.;
сборнѣй церкви,
окончания 3-го л. наст. времени;
окончания имперфекта и аориста:
аорист: отходяче, свѣщахомъ, напсахомъ, кляхомъся,
местоимения в Д. и М. п. ед. ч.;
па ней, о всемь
окончания прилагательных;
Святаго Ильѣ, сборнѣй церкви, грѣшни, смертни
2. Найдите в текстах средства изобразительности:
разные типы повторов (фонетический, лексический повтор, деривационный повтор, синтаксический повтор, неупорядоченный повтор):
Научися, вѣрный человѣчѣ, быти благочестию дѣлатель, научися, по евангельскому словеси, «очима управленье, языку удержанье, уму смѣренье, тѣлу порабощенье, гнѣву погубленье, помыслъ чистъ имѣти, понужаяся на добрая дѣла, господа ради
эллипсис:
Мы же свещание се написахомъ на двою харатью, и едина харатья есть у царства нашего, на ней же есть крестъ и имена наша написана, а на другой послы ваша и гостье ваша. А отходяче послом парства нашего да допроводять къ великому князю рускому Игореви и к людемъ его; и ти, приимающе харатью, на роту идуть хранити истину, яко мы свѣщахомъ, напсахомъ на харатью сию, па ней же суть имяна наша написана.
умолчание:
…лишаемъ - не мьсти, ненавидимъ - люби, гонимъ - терпи, хулимъ - моли, умертви грѣхъ…
перифраза:
Восияеть весна постная и цвътъ покаянья, от всякоя крови плотьскыя и душевныя;
метафора:
а господь нашь, владея и животомъ и смертью…;
градация (восходящая и нисходящая):
Мы же, елико насъ хрестилися есмы, кляхомъся церковью Святаго Ильѣ вь сборнѣй церкви, и предлежащемъ честнымъ крестомъ, и харатьею сею, хранити все, еже есть написано па ней, не преступити от него ничтоже; а иже преступить се от страны нашел, ли князь, ли инъ кто, ли крещенъ или некрещенъ, да не имуть помощи от Бога, и да будетъ рабъ въ весь вѣкъ в будущий, и да заколенъ будеть своимъ оружьемъ. – возрастающая градация.
А некрещении русь полагають щиты своя и мечѣ своѣ наги, обручѣ своѣ, и прочаа оружья, да кленутся о всемь, яже суть написана на харатьи сей, хранити от Игоря и от всѣхъ боляръ и от всѣхъ людий от страны Руския въ прочая лѣта и воину – возрастающая градация
антитеза:
… лишаемъ - не мьсти, ненавидимъ - люби, гонимъ - терпи, хулимъ - моли, умертви грѣхъ …
Яко отець, чадо свое любя, бья, и пакы привлачить его к собѣ…
Текст
Мы же свещание се написахомъ на двою харатью, и едина харатья есть у царства нашего, на ней же есть кресть и имена наша написана, а на другой послы ваша и гостье ваша. А отходяче послом парства нашего да допроводять къ великому князю рускому Игореви и к людемъ его; и ти, приимающе харатью, на роту идуть хранити истину, яко мы свѣщахомъ, напсахомъ на харатью сию, па ней же суть имяна наша написана.
Мы же, елико насъ хресгилися есмы, кляхомъся церковью Святаго Ильѣ вь сборнѣй церкви, и предлежащемъ честнымъ крестомъ, и харатьею сею, хранити все, еже есть написано па ней, не преступити от него ничтоже; а иже преступить се от страны нашел, ли князь, ли инъ кто, ли крещенъ или некрещенъ, да не имуть помощи от Бога, и да будетъ рабъ въ весь вѣкъ в будущий, и да заколенъ, будеть своимъ оружьемъ.
А некрещении русь полагають щиты своя и мечѣ своѣ наги, обручѣ своѣ, и прочаа оружья, да кленутся о всемь, яже суть написана на харатьи сей, хранити от Игоря и от всѣхъ боляръ и от всѣхъ людий от страны Руския въ прочая лѣта и воину.
Мы же договор этот написали на двух хартях, и одна хартия хранится у нас, царей, на ней есть крест и имена наши написаны, а на другой - имена послов и купцов ваших. А когда послы наши царские выедут, пусть доставят- их к великому князю русскому Игорю и к его людям; и те, приняв хартию, поклянутся истинно соблюдать то, о чем мы договорились и о чем написали на харгии этой, на которой написаны имена наши.
Научися, вѣрный человѣчѣ, быти благочестию дѣлатель, научися, по евангельскому словеси, «очима управленье, языку удержанье, уму смѣрепье, тѣлу порабощенье, гнѣву погубленье, помыслъ чисгъ имѣти, понужаяся на добрая дѣла, господа ради; лишаемъ - не мьсти, ненавидимъ - люби, гонимъ - терпи, хулимъ - моли, умертви грѣхъ». «Избавите обидима, судите сиротѣ,, оправдайте вдовицю. Придѣте, да сожжемъся, глаголеть господь. Аще будут грѣси ваши яко оброщени, яко снѣгъ обѣлю я», и прочее. «Восияеть весна постная и цвътъ покаянья, очистимъ собе, братья, от всякоя крови плотьскыя п душевныя. Свѣтодавцю вопьюще рцѣмь: Слава тобѣ, человѣколюбче!»
Поистинѣ, дѣти моя, разумѣйте, како ти есть чоловѣколюбець богъ милостивъ и премилостивъ. Мы человѣци, грѣшни суще и смертни, то оже ны зло створить, то хощемь и пожрети и кровь его прольяти вскорѣ; а господь нашь, владея и животомъ и смертью, согрѣшенья наша выше главы нашея терпить, и пакы и до живота нашего. Яко отець, чадо свое любя, бья, и пакы привлачить его к собѣ, тако же и господь нашь показал ны есть на врагы победу, 3- ми дѣлы добрыми избыти его и побѣдити его: покаяньемъ, слезами и милостынею. Да то вы, дѣти мои, не тяжька заповѣдь божья, оже тѣми дѣды 3-ми избыти грѣховъ своихь и царствия не лишитися.
Поучение Владимира Мономаха.
Текст.
Научися, вѣрный человѣчѣ, быти благочестию дѣлатель, научися, по евангельскому словеси, «очима управленье, языку удержанье, уму смѣрепье, тѣлу порабощенье, гнѣву погубленье, помыслъ чисгъ имѣти, понужаяся на добрая дѣла, господа ради; лишаемъ - не мьсти, ненавидимъ - люби, гонимъ - терпи, хулимъ - моли, умертви грѣхъ». «Избавите обидима, судите сиротѣ,, оправдайте вдовицю. Придѣте, да сожжемъся, глаголеть господь. Аще будут грѣси ваши яко оброщени, яко снѣгъ обѣлю я», и прочее. «Восияеть весна постная и цвътъ покаянья, очистимъ собе, братья, от всякоя крови плотьскыя п душевныя. Свѣтодавцю вопьюще рцѣмь: Слава тобѣ, человѣколюбче!»
Поистинѣ, дѣти моя, разумѣйте, како ти есть чоловѣколюбець богъ милостивъ и премилостивъ. Мы человѣци, грѣшни суще и смертни, то оже ны зло створить, то хощемь и пожрети и кровь его прольяти вскорѣ; а господь нашь, владея и животомъ и смертью, согрѣшенья наша выше главы нашея терпить, и пакы и до живота нашего. Яко отець, чадо свое любя, бья, и пакы привлачить его к собѣ, тако же и господь нашь показал ны есть на врагы победу, 3- ми дѣлы добрыми избыти его и побѣдити его: покаяньемъ, слезами и милостынею. Да то вы, дѣти мои, не тяжька заповѣдь божья, оже тѣми дѣды 3-ми избыти грѣховъ своихь и царствия не лишитися.
Научись, верующий человек, бьпъ благочестию свершителем, научись по евангельскому слову «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, шева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый - не мсти, ненавидимый - люби, гонимый - терпи, хулимый - молчи, умертви трех». «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит господь. Если будут грехи ваши как обагренные, - как снег обелю их» и прочее. «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к светодавну, скажем: Слава тебе, человеколюбец!