Введение.
1. Коммерческий риск при принятии экономических решений на предприятии.
1.1. Понятие коммерческого риска и факторы, его определение.
1.2. Виды коммерческого риска и методы его оценки.
1.3. Пути снижения коммерческого риска и величины потерь для предприятия.
2. Исследование коммерческого риска и страхование на предприятии.
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.
2.2. Исследование истории рисков и анализ уровня и динамики потерь на предприятии.
2.3. Страхование рисков на исследуемом предприятии.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение.
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, приводящих к положительному или отрицательному исходу принимаемых индивидуумами решений.
С появлением и развитием капиталистических отношений в предпринимательской деятельности.
Объектом изучения курсовой работы является ООО «Динеро-Бай».
В качестве темы изучения курсовой работы служат методологические основы управления рисками предприятия.
В связи с этой целью эта работа - изучение сущности рисков в системе управления и в развитии механизмов управления рисками в современных экономических условиях.
1. Коммерческий риск при принятии экономических решений на предприятии.
1.1. Понятие коммерческого риска и факторы, его определение.
Одним из видов предпринимательского риска, в соответствии с классификацией основных сфер деятельности, являются коммерческие риски.
Коммерческий риск является неотъемлемой частью и общей концепцией «финансового риска» и определяется экономистами как риск, который является неотъемлемой частью процесса продажи (т.е. покупки и продажи) товаров и услуг [2 стр. 78 ].
Коммерческие риски возникают по ряду причин:
Снижение объемов продаж в связи с падением спроса,
увеличение покупной цены,
потеря товаров,
Увеличение расходов, связанных с себестоимостью товаров,
Снижение стоимости или амортизация товаров в результате транспортировки или хранения.
В то же время нужно понимать, что коммерческие риски - это концепция, которая достаточно экономична, поддается анализу и прогнозированию, а не что-то фатальное, как риск, который присутствует в азартных играх. [2 с. 79]
Таким образом, среди рисков собственности есть риски собственности, которые включают ситуации, которые чреваты потерей имущества по причинам, не зависящим от него (отказ или перенапряжение конкретной технической или технологической системы), кража, кража, утечка и т. д.
1.2. Виды коммерческого риска и методы его оценки.
Управление рисками, направленное на снижение вероятности негативных последствий и масштабов возможного ущерба, основано на оценке риска, характеризующей степень неопределенности в результате производственных и экономических операций.
Существуют различные методы оценки коммерческого риска: количественный, экспертный, аналитический, метод аналогии. В этой тестовой работе будет использован метод экспертной оценки коммерческого риска предприятия ООО «Динеро-бай». Рассмотрим эти методы более подробно.
Количественные методы оценки риска. Одним из наиболее распространенных подходов к количественной оценке риска является использование выражения (1):
R = NPR p
где NP - значение потерь;
p - вероятность возникновения события риска.
Степень риска определяется как произведение ожидаемого ущерба вероятности того, что такой ущерб будет иметь место. [3 с. 78]
1.3. Пути снижения коммерческого риска и величины потерь для предприятия.
Основными областями снижения риска являются: страхование рисков в случае форс-мажорных обстоятельств (военные действия, политическая нестабильность, стихийные бедствия, эпидемии), транспортные инциденты, безопасность груза, своевременная доставка, приостановление деловой активности субъектов и т. Д.), ; направление снижения риска с учетом факторов на макроуровне (политическая стабильность, этнические и религиозные различия, степень делового климата, таможенная, инвестиционная, налоговая, кредитная политика, стабильность законодательства и т. д.); направления снижения риска на уровне торговых организаций (информационная поддержка коммерческих решений, защита выгодных условий контрактов на поставку, экономическое обоснование решений, стратегическое планирование, повышение эффективности всех видов ресурсов, управление, инновационная политика, развитие персонала, быстрая и адекватный ответ на изменения, происходящие на рынке, с учетом интересов потребителей, снижение издержек).
Существуют методы и методы, позволяющие снизить риск коммерческой деятельности. Наиболее широко используемыми и эффективными методами предотвращения и снижения риска являются: страхование (внутреннее и внешнее), диверсификация и ограничение.
Первый метод не снижает сам риск, но позволяет компенсировать его негативные последствия.
Два других метода уменьшают вероятность и величину вероятной потери.
Внешнее страхование - это передача риска (ответственность за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение другой организации (страхование компании).
2. Исследование коммерческого риска и страхование на предприятии.
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.
Объектом исследования является станция технического обслуживания, которая имеет организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – организация, созданная по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления деятельности. Общество является юридическим лицом. Полное наименование предприятия – Общество с ограниченной ответственностью «Динеро-Бай», станция технического обслуживания автомобилей.
Сокращенное наименование предприятия – ООО «Динеро-Бай», СТО. Вид деятельности – ремонт и диагностика автомобилей: ремонт двигателей, тюнинг, ремонт АКПП (S-Tronic, Tiptronik, DSG), ремонт блоков управления, программирование, перепрошивка, диагностика и ремонт электрики, диагностика и ремонт пневмоподвески.
Сфера услуг – важнейший источник мобилизации потенциала национального роста, повышения качества и уровня жизни. Составной частью этой сферы является автосервис.
В настоящее время организации автосервиса ориентируют свою стратегию на диверсификацию и качество предлагаемых услуг, что влияет на финансово-экономическую политику, способы и методы управления, стимулирует изыскания дополнительных внешних и внутренних резервов, в целях обеспечения конкурентоспособных позиций.
Развитие рынка услуг в последние годы привело к изменению статуса клиента в бизнес-процессах. В условиях конкуренции потребители усилили свои позиции на рынке и компании вынуждены это учитывать.
2.2. Исследование истории рисков и анализ уровня и динамики потерь на предприятии.
В процессе деятельности у предприятия возникают взаимоотношения с поставщиками, покупателями, различными финансово-кредитными учреждениями. Следовательно возможны следующие виды рисков:
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем, по следующим причинам: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обязательств, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.
Финансовый риск возможен в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Он измеряется чаще всего отношением заемных средств к собственным. Например, чем выше отношение заемных средств предприятия к собственным, тем в большей степени оно зависит в своей деятельности от кредиторов, тем больше и финансовый риск, ибо прекращение кредитования или ужесточение условий кредита может повлечь за собой остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т.д.
Анализируя деятельность станции технического обслуживания, можно прийти к выводу что рискованным является ремонт АКПП при
сложившемся ситуации на рынке поставщиков.(операционный рычаг равен 6,25).
Снижение спроса всего на 1% увеличит приносимые им убытки, которые составят более 0,5 тыс. руб., на 6,25%; и наоборот, возможное увеличение выручки до точки безубыточности уменьшает сумму убытка в этой пропорции; выше Tmin прибыль будет расти также интенсивно.
Возможность избежать убытка в 0,5 тыс. руб. дает увеличение выручки от реализации работ и услуг, в то время как увеличение на эту же величину выручки в целом по организации даст дополнительную прибыль только 29,7 тыс. руб.
2.3. Страхование рисков на исследуемом предприятии.
Каждая бизнес-активность сопряжена с определенными рисками, связанными с особенностями отрасли промышленности, конкурентами, а также общим политическим и экономическим положением страны. Бизнес-план должен рассмотреть трудности в ближайшие 2-5 лет. Важно, чтобы менеджер установил потенциальные риски и подготовил эффективную стратегию борьбы с ними.
Одним из способов снижения рисков неисполнения хозяйственных договоров ООО «Динеро-Бай» является использование страховых инструментов. Примером страхования такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами поставить товар по ранее заключенным контрактам, а также отказа клиента от товара, работы, услуги. В этих случаях страхователю возмещают убытки, связанные с необходимостью поиска новых клиентов, осуществлением возврата товаров и т. п.
Риски вхождения в договорные отношения с неплатежеспособными клиентами также выражаются в заключении договоров на закупку ресурсов с поставщиками, которые не в состоянии выполнить свои обязательства из-за плохого финансового состояния. Данные риски также включают в себя оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В этом случае возникает риск того, что понесенные затраты либо окупятся несвоевременно, либо организации нужно будет пересматривать свои запасы идти на прочие дополнительные затраты, в следствии может образоваться дебиторская задолженность. Кроме того, может измениться и объем произведенных работы.
Заключение.
В условиях политической и экономической нестабильности степень риска значительно возрастает. Предложения средних и малых фирм постоянно рекламируются в средствах массовой информации, пытаясь улучшить свои дела посредством операций на рынке, используя незнание предпринимателей. Чтобы преодолеть последствия риска, вам нужно не только опыт и опыт, но и достаточный объем финансирования. Фирмы-консультанты, поставщики средств производства и подрядчики, как правило, имеют ограниченные денежные ресурсы для компенсации риска.
Высокая степень риска любого проекта заставляет разработчика искать способы его уменьшения. Основными способами снижения риска могут быть:
привлечение компетентных партнеров, партнеров и консультантов к разработке проекта;
глубокое предпроектное исследование связанных с этим проблем;
прогнозирование тенденций в развитии рыночных условий, спроса на эти продукты или услуги;
разделение рисков между участниками проекта и соисполнителями;
страхование;
резервирование средств для покрытия непредвиденных расходов.
Распределение рисков заключается в том, что партнером проекта должен быть менеджер по рискам, который может лучше рассчитать и контролировать риски лучше, чем другие.
1. Авдошин, С.М. Информатизация бизнеса. Управление рисками / С.М. Авдошин, Е.Ю. Песоцкая. - М.: ДМК Пресс, 2011. - 176 c.
2. Балдин, К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: Учебное пособие / К.В. Балдин. - М.: Дашков и К, 2013. - 420 c.
3. Волков, А.А. Управление рисками в коммерческом банке: Практическое руководство / А.А. Волков. - М.: Омега-Л, 2013. - 156 c.
4. Воробьев, С.Н. Управление рисками в предпринимательстве / С.Н. Воробьев, К.В. Балдин. - М.: Дашков и К, 2013. - 482 c.
5. Говтань, О.Дж. Системный риск в финансовой среде: теоретический анализ и подходы к оцениванию / О.Дж. Говтань, А.К. Мансуров // Проблемы прогнозирования. - 2011. ― № 2. ― С. 24―36 с.
6. Домащенко, Д.В. Управление рисками в условиях финансовой нестабильности / Д.В. Домащенко, Ю.Ю. Финогенова. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2010. - 238 c.
7. Ковалёв, П.П. Банковский риск-менеджмент // П.П. Ковалёв. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 320 с.
8. Косолапов, А.Б. Управление рисками в туристском бизнесе: Учебное пособие / А.Б. Косолапов. - М.: КноРус, 2012. - 286 c.
9. Кудрявцев, А.А. Интегрированный Риск-менеджмент // А.А. Кудрявцев. – М.: Экономика, 2010. – 656 с.
10. Лапченко, Д. А. Методы оценки риска инвестиционных проектов / Д. А. Лапченко // Планово-экономический отдел. - 2013. — № 3. — С. 23—36.
11. Леонович, Т.И. Управление рисками в банковской деятельности: Учебный комплекс / Т.И. Леонович. - Минск: Дикта, Мисанта, 2012. - 136 c.
12. Лященко, В.П. Торговля оружием: проведение НИОКР, операции со стратегическими материалами и сырьем, риски и управление рисками / В.П. Лященко. - М.: Экономика, 2008. - 351 c.
13. Мамаева, Л.Н. Управление рисками: Учебное пособие / Л.Н. Мамаева. - М.: Дашков и К, 2013. - 256 c.
14. Новиков, А.И. Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах: Учебное пособие / А.И. Новиков, Т.И. Солодкая. - М.: Дашков и К, 2012. - 288 c.
15. Плошкин, В.В. Оценка и управление рисками на предприятиях: Учебное пособие / В.В. Плошкин. - Ст. Оскол: ТНТ, 2013. - 448 c.
16. Рыжикова О.Н. Управление рисками инновационных проектов / О. Н. Рыжикова // Аудит и финансовый анализ. — 2011. – № 6. — С.4-8.
17. Рыхтикова, Н.А. Анализ и управление рисками организации: Учебное пособие / Н.А. Рыхтикова. - М.: Форум, 2012. - 240 c.
18. Склярова В.В. Особенности оценки и управления инновационными рисками / В. В. Склярова // Финансы и кредит. — 2011. — № 13. — С. 72-79.
19. Стребел, П. Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса / П. Стребел, Э. Олссон; Пер. с англ. А. Столяров. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. - 208 c.
20. Струченкова, Т.В. Валютные риски: анализ и управление: [учеб. пособие] / Т.В.Струченкова. - М.: Кнорус, 2010.- 210 с.
21. Титович, А.А. Менеджмент риска и страхования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / А. А. Титович. – 2-е изд., исправленнное. – Мн.: Вышэйшая школа, 2017. — 287 с.
22. Уродовских, В.Н. Управление рисками предприятия: Учебное пособие / В.Н. Уродовских. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 168 c.
23. Федотова Г.В. Управление рисками в инновационной деятельности предприятий / Г. В. Федотова // Финансы и кредит. — 2012. — № 41. — С. 27-34.
24. Филин С.А. Риск как элемент стратегического управления в инновационной сфере / Сергей А.Ф. // Управление риском. — 2012. — № 3. — С. 38-51.
25. Федорова, Т.А. Управление рисками и страхование в туризме: Учебное пособие / Т.А. Федорова. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
26. Фирсова, О.А. Управление рисками организаций // О.А. Фирсова. – М.: МОО Межрегиональная общественная организация Академия безопасности и выживания, 2014. – 226 с.