Введение
В настоящее время большинство предприятий пытаются опередить своих конкурентов множеством методов.
Однако, стоит отметить, что какими бы результативными данные методы не были, без развития самого предприятия одержать победу в конкурентной борьбе невозможно.
Под развитием организации в основном имеется в виду ее стратегические трансформации. Ведь, чтобы результативно развиваться, следует изменяться.
Главным образом, для развития предприятия руководству нужно заручиться содействием своих сотрудников. Именно для этой цели и следует создать команду. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод об актуальности темы данной работы.
Практическая значимость работы состоит в том, что навыки, полученные при изучении технологии создания команды, можно применить в организациях при первичной адаптации работников на местах.
Цель курсовой работы – изучение команды как разновидности коллектива, ее основных признаков и особенностей управления.
Для достижения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие, эффективность, признаки команд, являющихся разновидностью коллектива;
2) Исследовать эффективность работы команды, являющейся разновидностью коллектива и ключевые командные роли;
3) Проанализировать особенности управления командой.
Методы исследования. В работе применяются такие общенаучные методы исследования как описание, анализ, сравнение.
Структура исследования. Контрольная работа включает введение, основную часть, заключение и список литературы.
1. Понятие и основные признаки команды
Коллектив – это группа людей, которая представляет собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, а также подчиненную целям этого общества [1, с.35]. Идею коллективизма в отечественной науке разработал А. С. Макаренко.
Коллектив – это высший уровень развития группы.
Особой разновидностью коллектива является команда. Команда характеризуется повышенным единством, особо тесным сотрудничеством и координацией, частой совместной работой.
Современный экономический словарь дает следующее определение термина «команда».
Команда – это группа людей, призванная выполнять определенную работу, задание [3, с.25].
Ян Катценбах и Дуглас К.Смитт считают, что команда – это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей [4, с.18].
М.Армстронг, И.Салас, Р.Берд и С.Таненбаум близко по смыслу определяют команду, как небольшое число людей, которые собраны для совместного решения задач, имеющие общие подходы к реализации совместной деятельности.
Сходные определения применяют и отечественные авторы.
Команда создается с целью решения наиболее сложных, выполнения специальных функций, а также содействия творчеству.
Обычно команда представляет собой малую группу, объединяющую лиц с разнообразными знаниями и навыками.
В рисунке 1 рассмотрим сходства команды и коллектива.
2. Особенности управления командой
Многие руководители организаций в настоящее время все чаще поднимают вопрос команды. Не просто штата персонала, а именно команды, которая вместе дружно идет к поставленным целям.
Однако, в современном обществе, крайне сложно работать с командой. И особенно сложно ее формировать и управлять ею.
К основным составляющим формирования команды следует отнести мотивационный фактор. Члены команды должны иметь полную ясность, как материально они будут поощрены в случае успеха, а также степень ответственности при неудачном исходе работы [10, с.42].
Для эффективного функционирования команды применяются различные управленческие технологии. К ним относятся производственные совещания, делегирование полномочий, контроль результатов, постоянное профессиональное обучение, создание партнерских отношений внутри команды и прочие.
Для того, чтобы создать эффективную команду, на разных этапах ее существования следует совершить определенные действий, а именно:
1. отобрать подходящих сотрудников;
2. отрегулировать численность команды;
3. совместно определить цели и задачи;
4. разъяснить, какие выгоды получит каждый член команды в результате успешной деятельности команды;
5. договориться о групповых нормах;
6. оказать помощь членам команды лучше узнать друг друга;
7. обучить членов команды;
8. установить систему контроля, а также поощрять самоконтроль;
9. обеспечить поддержание командного духа;
10. заменять членов команды, которые не захотят либо не смогут (даже после обучения) действовать в соответствии с разумными стандартами и согласованными правилами [11, с.13].
3. Управление командой на примере ООО «Домашний Интерьер»
Рассмотрим управление командой на примере ООО «Домашний интерьер».
Правовой статус исследуемой организации – общество с ограниченной ответственностью.
ООО «Домашний интерьер» — юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, имеющее самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты.
Юридический адрес: 220071, город Минск, улица Платонова, дом № 12Б.
Полное наименование общества — Общество с ограниченной ответственностью «Домашний интерьер», сокращенное наименование — ООО «Домашний интерьер».
ООО «Домашний интерьер» осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целью и видами своей деятельности и в порядке, установленном законодательством и уставом.
Основным видом деятельности ООО «Домашний интерьер» является розничная торговля мебелью и товарами для дома.
Основным правилом командообразования является объединение управленцев и сотрудников вокруг стратегических целей организации.
При формировании команды организация исходила из обязательных требований к данному процессу: это должна быть группа единомышленников, каждый из которых четко представляет свою роль, несет ответственность и готов заменять или дополнять других членов команды.
С одной стороны, организация заинтересована в воспитании управленцев из числа своих сотрудников, в их личностном и профессиональном росте, с другой стороны привлечения новых сотрудников также не обойтись, поскольку развитие бизнеса требует новых знаний, нового опыта и технологий.
Заключение
Команда – это группа людей, призванная выполнять определенную работу, задание.
Основной целью руководства является определение, когда именно нужно создать команду.
Стоит отметить, что успешная организация команды – это не только умение собрать опытных людей вокруг себя. Руководителю необходимо изменить тех сотрудников, которые уже работают с ним, и создать мощную команду. Однако, для этого требуется приложить определенные усилия.
Команда – это способ сделать организацию более успешной с помощью своих же сотрудников.
Команда будет работать наилучшим образом в двух случаях:
1. когда все ее члены окажутся довольны занимаемыми позициями;
2. когда все члены команды подходят для выбранных ролей в наибольшей степени.
Организация эффективной команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей, а также владеющих отработанными процедурами взаимодействия.
ООО «Домашний интерьер» – это организация, основным видом деятельности которой является розничная торговля мебелью и товарами для дома.
Главной особенностью командообразования в ООО «Домашний интерьер» является детально проработанная политика карьерного продвижения сотрудников внутри организации. Механизм командной работы в ООО «Домашний интерьер» состоит из регулярных совещаний.
Успешное и эффективное управление ООО «Домашний интерьер» основывается на трех положениях: стратегия, товар, рабочий персонал. Главная ценность ООО «Домашний интерьер» – это рабочий персонал, ведь именно он приносит больше половины успеха.
Для управления персоналом создана система управления персоналом, ведется планирование кадровой работы, разрабатывается оперативный план, проводится маркетинг персонала, определяется кадровый потенциал и потребность организации в трудовых ресурсах.
1. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. – М.: Проспект, 2016. – 224 c.
2. Исаева, О.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 244 c.
3. Кабанов, А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: Учебно–практическое пособие / А.Я. Кабанов, Е.В. Каштанова. – М.: Проспект, 2015. – 56 c.
4. Катценбах Ян Р., Смит Дуглас К. Мудрость команд/ М:Проспект,2004г.– 135 с.
5. Лукьянова, Т.В. Управление персоналом. Управление инновациями в кадровой работе / Т.В. Лукьянова и др. – М.: Проспект, 2015. – 72 c.
6. Маслова, В.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 492 c.
7. Мелихов, Ю.Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учебно–практическое пособие / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. – М.: Дашков и К, 2015. – 344 c.
8. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: Учебник для академического бакалавриата / Е.Б. Моргунов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 424 c.
9. Московская, П.М. Возьмите управление персоналом в свои руки / П.М. Московская // Управление персоналом. — №3. — 2016.– 43 с.
10. Чиманский Г.В. Кадровая по командообразованию: опыт промышленных предприятий/ Г.В. Чиманский – Отдел кадров № 4 , 2014
11. Ширяева, Л. Ставка на внутрифирменное обучение/ Л. Ширяев // Человек и труд №5, 2016.– 26 с.