Деятельность человека состоит из поступков. Поступок является главным элементом человеческих взаимоотношений, который обязательно влечет какие-либо последствия непосредственно для самого действующего лица.
Поступки определяют поведение человека. В сфере правовых отношений существует следующий критерий определения поведения человека: правомерное и неправомерное (девиантное), то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина.
Правонарушение – это деяние, противоречащее нормам права. Все правонарушения являются общественно вредными (общественно опасными), в связи с чем они запрещены правовыми нормами.
Понятие административного правонарушения сформулировано в КоАП. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками деяние, за которое установлена административная ответственность.
Исходя из определения административного правонарушения, можно следующие его существенные признаки, которые отличают его от правомерного поведения и иных проступков (например, преступление). Это противоправность, виновность, а также иные признаки.
Исходным в характеристике административного правонарушения является деяние. Деяние есть волевой акт, который включает в себя два аспекта: действие и бездействие.
Действие – это активное поведение человека, которое может выражаться в активном не повиновении обязанности, законному требованию или запрету (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.).
Бездействие – пассивное невыполнение обязанности (неявка в суд).
Деяние как правонарушение может быть оконченным либо совершено в виде покушения.
По общему правилу административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния, то есть с осуществления последнего акта действия или с начала бездействия (правонарушения с материальным составом) (например, незаконное привлечение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к ответственности будет считаться оконченным с момента издания соответствующего акта (ч. 2 ст. 9.19). Если правонарушение связанно с наступлением последствий, указанных в статьях особенной части КоАП, то оно признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий (правонарушения с нематериальным составом) (например, мелкое хищение имущества юридического лица путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты (ст. 10.5) считается оконченным с момента получения возможности распоряжаться этим имуществом как своим собственным).
Родительские правоотношения возникают с момента установления фактического происхождения ребенка от конкретных лиц, поэтому в отношении мер ответственности, регулируемых семейным правом, можно говорить ‒ с момента установления материнства и отцовства. Применение санкций к родителям ребенка является мерой ответственности, возникшей именно на основании родства.
Меры семейно-правовой ответственности имеют место и при раздельном проживании родителей ребенка. Причем семейно-правовая ответственность применяется не только к членам семьи, но и к родственникам, связанным кровными узами или вступившим в отношения близкие к брачным. В данном случае, с юридической точки зрения, не существует семьи как таковой между обязанным и управомоченным лицом с совокупностью признаков общности быта, совместным проживанием, личной ответственностью друг перед другом, однако возникают отношения по содержанию и воспитанию ребенка. Не соблюдение обязанности, возникшей в силу родства, влечет применение мер ответственности.
Лишение родительских прав является исключительной мерой для защиты прав и интересов детей. В силу ст. 32 Конституции Республики Беларусь дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей. Причем родители, лишенные родительских прав, утрачивают права, принадлежащие им в отношении детей, которые не приобрели полной дееспособности в связи с недостижением совершеннолетия, то есть восемнадцати лет (право на воспитание, законное представительство и защиту интересов ребенка, истребование его от других лиц, дачу согласия на усыновление и т.д.).
Главной чертой семейно-правовых санкций в рассматриваемых правоотношениях является их строгая целевая направленность – защита (охрана) интересов несовершеннолетних детей.
Важнейший принцип невмешательства в дела семьи нарушается со стороны государства, когда речь заходит о неисполнении или ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.
Круг лиц, по заявлениям которых судами рассматриваются дела о лишении родительских прав, определен в ч. 1 ст. 81 КоБСа.
К ним относятся: один из родителей, указанный в качестве родителя в записи акта о рождении ребенка, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком; лица, заменяющие родителей: опекуны, попечители; прокурор; органы опеки и попечительства; комиссии (инспекции) по делам несовершеннолетних; государственные органы, учреждения и организации, на которые возложена обязанность по защите прав и интересов несовершеннолетних детей, в частности, дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-педагогические центры для несовершеннолетних, детские социальные приюты и т.п.
Теоретический вопрос 3 Понятие и организация охраны труда. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
В качестве основной задачи Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2010 №982, установлено внедрение систем управления охраной труда, обеспечивающих оценку уровней профессиональных рисков работников, разработку и реализацию мероприятий, направленных на их минимизацию.
Статьей 41 Конституции республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на здоровые и безопасные условия труда. На реализацию данного права граждан на здоровые и безопасные условия труда и на регулирование общественных отношений в области охраны труда направлен Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК) и Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г № 356-3 «Об охране труда» (Закон).
Правовые основы организации и деятельности службы охраны труда (специалиста по охране труда) местного исполнительного и распорядительного органа, устанавливает Типовое положение о службе охраны труда местного исполнительного и распорядительного органа, утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 173 (Типовое положение). Оно же определяет задачи, функции и права этой службы в системе государственного управления охраной труда, установленной Законом.
Основными задачами службы охраны труда (п. 12 Типового положения) являются:
1) подготовка предложений по:
- формированию и осуществлению государственной политики в области охраны труда, совершенствованию территориальной системы управления охраной труда, организации работы по обеспечению в организациях, расположенных на подведомственной территории, здоровых и безопасных условий труда;
- разработке нормативных правовых актов по охране труда в соответствии с компетенцией местного исполнительного и распорядительного органа;
2) оказание Организационной и методической помощи по вопросам охраны труда организациям, расположенным на подведомственной территории.