13. Дать общую характеристику системе методов управления.
24. Раскрыть понятие и дать классификацию управленческих решений. Перечислить требования к ним.
Практическое задание.
Список использованных источников
13. Дать общую характеристику системе методов управления.
Управление - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.
Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Выделяют 2 большие группы методов управления:
1. методы управления техническими системами;
2. методы управления социально-экономическими системами.
Методы управления техническими системами строятся на базе естественных наук и могут реализоваться в виде автоматических систем.
В социально-экономических системах методы управления подразделяются на следующие виды:
1. экономические;
2. организационно-распорядительные (административные)
3. социально-психологические.
Экономические методы управления - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).
В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы [3, c. 66].
Важнейшими достоинствами этих методов являются их гибкость и воздействие на людей через их непосредственные интересы, стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.
Административные методы управления - это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.
К числу административных методов относят:
- организационное проектирование,
- регламентирование,
- нормирование.
24. Раскрыть понятие и дать классификацию управленческих решений. Перечислить требования к ним.
Управленческое решение - это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации ее функционирования, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.
Управленческое решение является инструментом субъекта управления, посредством которого перед подчиненными ставится цель, указываются способы и сроки ее осуществления. А процесс принятия решения, во-первых, занимает в структуре управления центральное, иерархически главное место; во-вторых, широко представлен в управленческой деятельности и включен во все этапы ее реализации, во все ситуации и на всех уровнях. В-третьих, процесс принятия решения имеет высокую степень сложности, максимальную развернутость, специфические меры и формы ответственности; а также существует в индивидуальной и групповой форме.
Любое управленческое решение не только организует людей, но и формирует психологию его исполнителей.
Управленческие решения считаются качественными, если отвечают перечисленным требованиям:
1) Минимальное число корректировок.
2) Научная обоснованность, компетентность (управленческое решение должно быть принято на основе достоверной информации о состоянии объекта с учетом тенденций развития).
3) Полномочность (управленческое решение должно быть принято органом или лицом, имеющим право принять его).
4) Строгая ответственность (непротиворечивость) – управленческие решения не должны противоречить друг другу.
5) Своевременность (оперативность) – задержка решения снижает эффективность управления.
6) Конкретность (исключают разночтения, точные, ясные, помогают лучше усвоить другие требования, лаконичные и простые в формулировке).
7) Сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение – ответственность должна быть равна полномочиям.
8) Единство распорядительства (решение должно исходить от непосредственного руководителя) [4, c. 42].
9) Экономичность, эффективность, оптимальность – эффективность – обеспечить достижение намеченных в решении целей при оптимальных затратах ресурсов – в этом суть экономичности. Если соблюдена прямая зависимость между целями, средствами и ресурсами, то принятое решение будет оптимальным.
Практическое задание.
10. Существует три точки зрения в отношении к конфликтам:
А. Конфликтов не должно быть. И руководители, и подчиненные должны стремиться к тому, чтобы избегать конфликтных ситуаций.
В. Конфликты неизбежны. Если конфликт возник, его разрешает непосредственный руководитель или вышестоящее руководство. Они принимают решение, обязательное для всех. Бывает, что в полной мере конфликт разрешить нельзя, но тут уже ничего не поделаешь.
С. Конфликты вполне возможны. Они подлежат анализу и обсуждению с тем, чтобы выявить лежащие в их основе причины и, насколько возможно, устранить и конфликты, и причины, их порождающие.
Какая из приведенных точек зрения в большей мере соответствует Вашим представителям о конфликтах? Аргументируйте свой выбор.
В чем, на Ваш взгляд, несостоятельность других точек зрения?
Какие конфликты чаще всего возникают в Вашей организации? Кем и как они разрешаются?
Решение
В действительности ситуации в трех сценариях вполне могут иметь место в любой реальной организации. Конфликты, можно сказать, неотделимы от нашей социальной жизни, ибо любая организация или компания и есть социум. Первая ситуация (А) – это яркий пример безалаберности и безучастия руководства в конфликте, руководители и подчиненные стараются свести все конфликтные ситуации «на нет» выбирая, может быть, непрофессиональные и необдуманные разрешения.