Тема исследования: «Назначение, основные задачи, функции информационных систем в бизнесе (примеры)».
На сегодняшний день активное развитие получили информационные системы, которые используются для создания, описания, просчета оптимальной структуры и управления бизнес-процессами. Все это помогает составлять карты различных бизнес-процессов, и позволяет создавать и поддерживать наиболее эффективную систему управления на фирме или предприятии. Информационные технологии в бизнесе существуют в виде разнообразных информационных систем и информационных комплексов, которые исторически группируются по областям создания конкурентных преимуществ.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что как только дело доходит до моделирования и реализации любой деятельности в виде бизнес-процессов, информационные технологии становятся уникальным инструментом. А поскольку основной деятельностью любой компании являются бизнес-процессы, то в целях создания ценности для клиента необходимо выполнить цепочку взаимосвязанных процессов, вне зависимости от формы организации бизнеса. Эффективность и оптимизация управления этими процессами делает бизнес успешным и конкурентоспособным [1].
Объект исследования – информационные системы.
Предмет исследования – назначение, основные задачи, функции информационных систем в бизнесе.
Целью данной работы является рассмотреть назначение, основные задачи, функции информационных систем в бизнесе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть назначение информационных систем в бизнесе;
- выявить основные задачи и функции информационных систем в бизнесе;
- рассмотреть примеры информационных систем в бизнесе.
Методы исследования: абстрагирование, синтез, анализ, аналогия, формализация.
1 НАЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В БИЗНЕСЕ
Информационная система:
1) представляет собой совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно-технических средств;
2) представляет собой систему обработки информации в совокупности с относящимися к ней ресурсами предприятия, предоставляющая и распространяющая информацию.
Эффективность информационной системы определяется в терминах её вклада в достижение предприятием поставленных стратегических целей.
Основное назначение информационной системы – это производство информации, которая необходима предприятию для обеспечения эффективного управления всеми его ресурсами, и для формирования информационной и технической среды для осуществления управления предприятием [2, c. 10].
Основными процессами, обеспечивающими работу информационной системы любого назначения, являются: выявление информационных потребностей; сбор информации; отбор источников информации; ввод информации из внешних и внутренних источников; вывод информации для предоставления потребителям или передачи в другую ИС; выполнение действий по обработке информации, оценке её полноты и значимости и по предоставлению её в удобном для потребителей виде; организация обратной связи; применение информации для оценки тенденций, разработки прогнозов, оценки альтернатив решений и действий, выработки стратегии [2, c. 11].
Если рассматривать информационную систему с точки зрения бизнеса, такая информационная система представляет собой организационное и управленческое решение, которое основывается на информационных технологиях, предназначенное для работы в любом окружении. Данное определение показывает организационную и управленческую природу информационных систем.
Для того, чтобы иметь полное представление об информационных системах, сотрудники должны разбираться во всех общих, организационных и управленческих аспектах таких систем (рисунок 1.1) и знать их возможности в области решения возникающих при ведении деловых операций проблем [3].
Информационные бизнес системы представляют собой совокупность из информационных технологий, функциональных подсистем и управления их взаимодействием для обеспечения информационных процессов поддержки и принятия решений социально-экономических задач и задач бизнеса.
2 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В БИЗНЕСЕ
Основные задачи информационных систем в бизнесе [6, 7]:
- задачи по управлению основными средствами: планирование, контроль, ремонт, обслуживание на протяжении всего цикла функционирования оборудования;
- учет затрат и прибыли;
- повышение обоснованности принимаемых управленческих решений;
- увеличение эффективности управления планово-экономическим отделом предприятия;
- облегчение труда управленческого персонала;
- повышение своевременности принятия решения;
- рост производительности труда за счет качественного планирования;
- подготовка первичных документов, отчетности;
- автоматизация процесса обработки информации;
- формирование экономических данных в удобном для хранения и анализа виде;
- получение более достоверной, точной и детальной информации;
- хранение контактов клиентов и история взаимоотношений с ними;
- контроль работы менеджеров;
- сбор аналитических данных и построение отчетов;
- автоматизация бизнес-процессов;
- анализ ассортимента (селективный маргинальный доход, оборачиваемость запасов, статистическое управление запасами, фондоотдача);
- распределение площадей, раскладка;
- анализ эффективности деятельности менеджеров и мотивация персонала;
- планирование и анализ эффективности рекламы, акций, распродаж и т.п.;
- управление ценообразованием.
Функции информационных систем в бизнесе [8, 9]:
- автоматизация управления производственными ресурсами;
- автоматизация управления цепочками поставок;
- автоматизации расширенного объемно-календарного планирования;
- автоматизация управления технологической документацией;
- автоматизация конечного планирования ресурсов;
- автоматизация управления взаимоотношениями с клиентами;
3 ПРИМЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В БИЗНЕСЕ
К информационным бизнес системам относятся:
1 SAP ERP [10]
SAP ERP представляет собой информационную корпоративную систему, которая основана на методологии ERP и направлена на достижение оптимальности бизнес-процесса.
Данный продукт позволяет решить обширный спектр задач, таких как: Логистика, Финансы, CRM (Управление отношениями с клиентами), Бюджетирование и казначейство, Производство, Управление персоналом, Управление проектами.
Основными преимуществами SAP ERP являются: охват всех ключевых направлений деятельности компании, поэтому может заменить большинство используемых в настоящее время систем; содержание опыта лучших компаний в соответствующей отрасли, выраженный в готовых процессах и документации; дает возможность интегрировать новое решение с существующей системой, что уменьшает инвестиции, вложенные в текущее решение; при необходимости может быть объединено с решениями сторонних разработчиков.
Интерфейс программы представлен в приложении на рисунке П.1
2 Oracle (E-Business Suite, BI, Business Process Analysis) [11]
СУБД Oracle представляет собой современную систему управления реляционными базами данных, которая поддерживает работу в различных операционных средах.
Система Oracle реализует самые современные технологии, и поддерживает многие возможности, что позволяет характеризовать ее как достаточно мощную систему. СУБД можно рассматривать как операционную систему, которая разработана специально для управления доступом к данным; ее основные функции – хранение, выборка и обеспечение безопасности данных. Подобно операционной системе СУБД Oracle управляет доступом одновременно работающих пользователей базы данных к некоторому набору ресурсов.
К основным функциям ядра СУБД Oracle, управляющего базой данных, относятся:
- управление памятью;
- ввод-вывод;
- контроль распределенных операций;
- управление блокировками;
- управление хранением данных;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационные бизнес системы представляют собой совокупность из информационных технологий, функциональных подсистем и управления их взаимодействием для обеспечения информационных процессов поддержки и принятия решений социально-экономических задач и задач бизнеса. Информационные бизнес системы состоят из процессов (алгоритмов), управления (сотрудников) и информационных технологий.
Основные задачи информационных систем в бизнесе: учет затрат и прибыли; повышение обоснованности принимаемых управленческих решений; увеличение эффективности управления планово-экономическим отделом предприятия; облегчение труда управленческого персонала; повышение своевременности принятия решения; рост производительности труда за счет качественного планирования; формирование экономических данных в удобном для хранения и анализа виде; получение более достоверной, точной и детальной информации; хранение контактов клиентов и история взаимоотношений с ними; контроль работы менеджеров; сбор аналитических данных и построение отчетов; автоматизация бизнес-процессов; анализ ассортимента (селективный маргинальный доход, оборачиваемость запасов, статистическое управление запасами, фондоотдача); распределение площадей, раскладка; анализ эффективности деятельности менеджеров и мотивация персонала; планирование и анализ эффективности рекламы, акций, распродаж и т.п.; управление ценообразованием.
Функции информационных систем в бизнесе: автоматизация управления производственными ресурсами; автоматизация управления цепочками поставок; автоматизации расширенного объемно-календарного планирования; автоматизация управления технологической документацией; автоматизация конечного планирования ресурсов; автоматизация управления взаимоотношениями с клиентами; бизнес-аналитика; конфигурирования системы; управление контактами; управление взаимодействиями с клиентами; управление потенциальными сделками; управление заключенными сделками; автоматическая подготовка коммерческих предложений; генерация отчетности; анализ и формирование целевой аудитории; централизованное хранение документов; возможности карточки документа; возможность хранения версий; поиск по хранилищу документов; интеграция с электронной почтой; сканирование и распознавание документов; техническая поддержка.
Примеры информационных систем в бизнесе: SAP ERP; Oracle (E-Business Suite, BI, Business Process Analysis); 1С: Предприятие; CRM системы; DSS системы; и системы электронного документооборота.
1. Актуальность ИТ современном бизнесе [Электронный ресурс] / Компания «Дмитрия Чуприна & Партнеры». – Режим доступа: http://chuprina.kz/instrumenty-razvitiya/aktualnost-it-sovremennom-biznese/
2. Белецкая, Л. В. Информационные технологии в бизнесе : учебно-методический комплекс / Л. В. Белецкая. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2013. – 280 с.
3. Информационные технологии в менеджменте [Электронный ресурс] / Основы менеджмента. – Режим доступа: http://bmanager.ru/articles/informacionnye-texnologii-v-menedzhmente.html
4. Информационные бизнес системы [Электронный ресурс] МГУ. – Режим доступа:https://ecinf.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x02/xa2/674/file/Тема%201_%20Информационные%20бизнес%20системы_%20Представление%20курса.pdf
5. Применение информационных систем в бизнесе [Электронный ресурс] / Научный журнал NovaInfo. – Режим доступа: https://novainfo.ru/article/14455
6. Что такое CRM-система [Электронный ресурс] / Веб студия. – Режим доступа: https://www.site2b.com.ua/web-blog/crm-system-what-is.html
7. Методы и системы поддержки принятия управленческих решений [Электронный ресурс] / Я – Интеллект. – Режим доступа: http://i-intellect.ru/articles/45/
8. Функции CRM системы [Электронный ресурс] / CRM СИСТЕМА. – Режим доступа https://wirecrm.com/articles/funktsii-crm-sistemy
9. Функции ERP-систем [Электронный ресурс] / Интегрус. – Режим доступа: https://integrus.ru/blog/funkcii-crm.html
10. Система SAP ERP [Электронный ресурс] / Нормит. – Режим доступа: http://old.norbit.ru/products/197.html
11. Характеристика СУБД Oracle [Электронный ресурс] / Языки программирования. – Режим доступа: https://life-prog.ru/2_34405_harakteristika-subd-Oracle.html
12. Описание платформы «1С:Предприятие 8» [Электронный ресурс] / 1С:Рарус. – Режим доступа: https://rarus.ru/1c8/article-product-about/
13. CRM-системы — что это такое [Электронный ресурс] / Блог про интернет-маркетинг. – Режим доступа: https://internet-marketings.ru/crm-sistemy-chto-eto-takoe/
14. Система поддержки решений – DSS [Электронный ресурс] / Финансовый журнал. – Режим доступа: https://ru.toptipfinance.com/decision-support-system-dss
15. СЭД «Электронное ДЕЛО» [Электронный ресурс] / Системы электронного документооборота. – Режим доступа: http://www.e-office.by/produkty/elektronnoe-delo.
16. СЭД «SMBUSINESS» [Электронный ресурс] / Системы электронного документооборота. – Режим доступа: http://smbusiness.by.
17. Документооборот Этлас [Электронный ресурс] / Атлас Софт. – Режим доступа: http://atlas-soft.ru/products/atlas-docflow.