1 Тенденции развития современного рынка кофе в Республике Беларусь
2 Современные направления в развитии ассортимента кофе и оценки конкурентных преимуществ
Список использованных источников
1 Тенденции развития современного рынка кофе в Республике Беларусь
Белорусский рынок кофе является в настоящее время довольно конкурентным и быстроразвивающимся. На долю кофе в Беларуси приходится 1/5 часть от общего рынка безалкогольных напитков. При этом объем потребляемого кофе в стране продолжает возрастать. Как уже было сказано ранее, белорусский рынок кофе развивается очень динамично, ежегодный прирост в данном сегменте достигает 10-12 %. По отпускным и по розничным ценам рынок кофе на 60-70 % превышает рынок чая. При этом данная группа товаров – это одна из самых стабильных на рынке товаров повседневного спроса. При этом рынок кофе характеризуется высокой потребительской лояльностью – белорусский потребитель ни за что не откажется от привычной марки кофе и перейдет на более дешевую марку только в самом крайнем, безвыходном случае. Кроме того, белорусский рынок кофе характеризуется пусть слабовыраженной, но наблюдаемой сезонностью: ежегодное его продажи немного снижаются в летние месяцы (на 2-4 % в натуральном выражении). Однако ситуация уже в сентябре выравнивается [1]. Ситуацию на белорусском рынке кофе во многом определяют культура и традиции его потребления в нашей стране – белорусы пьют очень мало кофе. В Беларуси потребление на душу населения составляет всего 200-300 граммов в год. Таким образом, емкость белорусского кофейного рынка составляет 2-3 тыс. тонн.
2 Современные направления в развитии ассортимента кофе и оценки конкурентных преимуществ
Роль кофейного рынка в мире просто невозможно переоценить, ведь кофе является одним из наиболее ценных видов сырья вот уже на протяжении большого количества лет. По значимости торговли кофе уступает лишь нефти. Его выращивание, обработка, доставка, реализация обеспечивают необходимые рабочие места миллионам людей в мире. Кофейное производство довольно серьезно влияет на экономику развивающихся стран. Развитие потребления кофе во многих странах мира, кроме европейских уже давно стало приоритетной стратегией больших транснациональных кофейных компаний (Нестле, Крафт Фудс), которые тщательно контролируют весь технологический процесс – от выращивания и сбора кофейных зерен до производства и реализации конечного продукта потребителю. Рынок кофе развивается стабильно. Главной тенденцией его развития на протяжении последних лет является постепенное замещение менее качественного кофе более качественным. Данная тенденция сохранится и в дальнейшем. Лидером рынка станет натуральный кофе (молотый и в зернах). Растворимый же кофе уже исчерпал вес имеющийся потенциал роста. Однако из рынка он совсем не уйдет, так как в настоящее время в мире сохраняется тенденция ускорения ритма жизни и экономии времени [5, c. 45-47].
1 Турлай, М.А. Локтев, А.В.Формирование рынка кофе в Беларуси: Материалы конференции студентов БГЭУ. – Минск, 2017. – С. 284-285.
2 Маркина, Т. Конкуренция набирает обороты, требования потребителей растут / Т. Маркина // Экономическая газета – 2016 – №41(1959) – С. 8-9.
3 Кузнецова, О. Слабые цены на крепкий кофе / О. Кузнецова // Экономическая газета – 2017 – №65(2011) – С. 5-11.
4 Бойко, А. Кофе – товар глобальный / А. Бойко // Экономическая газета – 2017 – №33 (2099) – С.9.
5 Шамба, Н.Т. Кофе / Н.Т. Шамба – М.: Издательство Житульского (ООО «Современные розничные и ресторанные технологии»), 2015. – 128 с.
6 Кофейные тренды 2018 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gastronom.ru.
7 Куденко, Н.В. Стратегический маркетинг: учебник / Н.В. Куденко. – М.: Кнорус, 2016. – 236 с.
8 Анализ мирового рынка кофе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://x-coffee.ru.
9 11 фактов о пользе кофе для человека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zazozh.com.
10 Конкурентные преимущества компаний [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://practicum-group.org.