1. Теоретические основы самоменеджмента
2. Сущность и содержание понятия самоменеджмента
3. Современные концепции самоменеджмента
4. Анализ технологий самоменеджмента
Заключение
Список использованных источников
1. Теоретические основы самоменеджмента
Самоменеджмент – актуальное направление в научном менеджменте, возникшее исходя из потребностей общества и призванное повысить эффективность деятельности человека для достижения его личных и профессиональных целей. Согласно П. Друкер, одна из важнейших задач научного менеджмента – это проблема управления на уровне отдельного человека, т. е. самоменеджмент.
На современном этапе самоменеджмент – это целенаправленное и последовательное использование руководителем испытанных методов и практических приемов работы в повседневной деятельности для повышения эффективности выполняемых процедур, достижения намеченных целей.
Проблемы формирования и развития системы самоменеджмента в последнее годы получили широкое отражение в научной литературе. Методологические аспекты функционирования самоменеджмента, в особенности управления временем исследуются в работах В. И. Андреева, Г. А. Архангельского, А. Беркмана, М. Вудкока, К. И. Варламова, А. К. Гастева, И. Л. Добротворского, П. Друкера, Л. Зайверта, В. С. Карпичева, П. М. Керженцева, Дж. Моргенстерна, Л. В. Фаткина, Д. Френсиса, А. Т. Хроленко и других российских и зарубежных ученых [6, c. 6].
Каждая технология имеет свои области применения и параметры. Быстрое развитие теории и практики менеджмента, увеличение уровня неопределенности внешней среды объясняют необходимость дальнейшего исследования самоменеджмента.
В отечественной социологической и управленческой литературе начало научного осмысления проблемы самоменеджмента относят к середине 90-х годов. В. Карпичев в одной из первых публикаций на эту тему предпринял попытку «введения в проблему» самоменеджмента, выдвинул на обсуждение некоторые контуры модели самоменеджмента.
Понятие «самоменеджмент» было введено в научный оборот руководителем Института рационального использования времени в Германии Л. Зайвертом. По его мнению самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.
В. Андреев для осуществления деловой карьеры предложил концепцию самоменеджмента, основанную на стремлении к саморазвитию в себе творческой личности. Главная идея этой концепции – выделение обобщенной характеристики современного менеджера, творческого характера его личности, которая способна к непрерывному саморазвитию и самореализации.
2. Сущность и содержание понятия самоменеджмента
Человек в современном обществе без сознательного отношения к своей жизни, ее проектирования, без стратегии жизни не может быть успешен. Одновременно с этим, деловая среда подразумевает постоянное напряжение усилий, которые направленны на достижение максимального результата при уменьшении затрат. Самореализация личности без выработки жизненных стратегий и проектирования своей жизни невозможна. Формирование навыков управления своей самореализацией становится необходимостью. Управлять самореализацией можно через управление собственной деятельностью.
Техника «time management» (управления временем, организации времени) является наиболее естественным инструментом обучения навыкам управления своей деятельностью. Под ней подразумевается не комплексная система управления персональной деятельностью, т. е. самоменеджмент.
Основные критерии, которые необходимо учитывать при управлении собственной деятельностью: измеримость результатов, времени и эффективности; материализованность и обозримость задач и информации; контролируемость исполнения, легкость работы; гибкость деятельности, простота планирования, оперативность реагирования; системность, согласованность, скоординированность работы; целеориентированность, определенность направления; приоритезированность, сфокусированность на главном; своевременность исполнения; инвестиционность, ориентация на развитие; внимание к эффективности.
Ключевые навыки эффективного самоменеджмента состоят из: ставить перед собой четкие личные цели, способности управлять собой, применять эффективные стратегии принятия решений, делать упор на постоянный личностный рост и т. д.
Типичные ошибки при планировании своей деятельности:
1) недостаточно внимания уделяется вопросам координации и стратегическому подходу;
2) собственному развитию, планированию преобразований уделяется слишком мало времени;
3) очень много времени уходит на рутинную работу.
Любая цель имеет смысл только тогда, когда установлены сроки ее воплощения и сформулированы желаемые результаты. Сразу после определения цели стоит составить для себя индивидуальную программу мероприятий [4, c. 28].
3. Современные концепции самоменеджмента
Большинство концепций самоменеджмента, описанных в литературе, построены на стержневой идее, вокруг которой формируется система методик и приемов работы над собой по реализации этой идеи. В концепции Л. Зайверта – это экономия своего времени; в концепции М. Вудкока и Д. Френсиса – преодоление собственных ограничений; в концепции В. Андреева – саморазвитие творческой личности; в концепции А. Хроленко – повышение личной культуры деловой жизни; в концепции Б. и Х. Швальбе – достижение личного делового успеха [3, c. 19].
Разработки современных концепций самоменеджмента основываются характеристиках, которыми должен быть обладать руководитель. Благодаря опросам менеджеров, проводимым за рубежом удалось, выявить ряд характеристик личности руководителя, которые необходимы для успешного ведения дел в сфере управления.
Согласно книге Т. Коно «Стратегия и структура японских предприятий» (Япония) президент компании должен обладать следующими качествами:
1. Широта взглядов, глобальный подход – характеристика, указывающая на важность наличия у руководителя широкого видения проблем.
2. Долгосрочное предвидение противостоит склонности некоторых руководителей, что называется, зарываться в текущих проблемах и упускать из вида перспективу развития организации.
3. Решительность.
4. Умение четко формулировать цели – один из способов повышения мотивации людей к труду. Это качество результат самосовершенствования руководителя.
5. Готовность выслушивать мнения других. На психологическом языке демонстрация руководителем данного качества в отношении любого человека, включая подчиненного, означает удовлетворение важной социальной потребности последнего – потребности в уважении. К тому же, мнение других – это, возможно, полезный источник получения информации, необходимой при принятии управленческих решений.
4. Анализ технологий самоменеджмента
Подход к самоменеджменту как технологии позволяет применить методы общего менеджмента к профессиональной деятельности и личной жизнедеятельности каждого человека.
Улучшение параметров технологий имеет определенные границы. Эти границы проявляются в процессе развития технологии во времени, а также в поведении характеристик технологии в зависимости от затрат на ее совершенствование. Они называются технологическими пределами. Задача состоит в том, чтобы вовремя распознать технологический разрыв и переориентировать на освоение новых способов деятельности. Профессиональное и личное процветание людей обуславливается тем, что они научились предугадывать и преодолевать технологические разрывы [6, c. 7].
Основные принципы самоменеджмента:
1) Принцип системности – систематический подход к изменениям. Самоменеджмент можно представить в виде круга, каждый элемент которого представляет собой шаг к реализации последующего этапа.
2) Принцип малого действия – принцип призывает прикладывать минимальные, но постоянные усилия для достижения поставленной цели. Чтобы развитие происходило постоянно, оно должно иметь прогрессивный характер.
3) Принцип внутренней цели – независимо от поставленной задачи, необходимо понимать, на чем основана внутренняя мотивация. Ставя перед собой цель, следует исходить из того, какое желание лежит в ее основе.
4) Принцип инертного развития – если развивать что-то одно, то изменяется и все, что находится вокруг. Не надо ставить слишком амбициозные цели. Главная миссией – саморазвитие.
Рассматривая профессиональную компетентность как процесс и результат выбора руководителем собственных позиций, целей и средств самоосуществления, можно представить технологию самоменеджмента в аспекте последовательного выполнения конкретных функций в несколько этапов:
1) I этап – подготовительный. Функция самоменеджмента – самоопределение. Цель – первичное накопление информации. Задачи – формирование проблемы на основе сбора информации о состоянии профессиональной компетентности по результатам собственной деятельности. Методы – наблюдение, сбор информации.
Заключение
Время – это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Его важнейшей особенностью является безвозвратность – его нельзя накопить, передать, взять в кредит, потому важно научиться использовать его с максимальной выгодой.
Успех каждого руководителя зависит не только от материально-экономической величины, но и от того, как он распоряжается самым ценным приобретением – временем. Руководитель должен сознательно и системно использовать свое время, чтобы добиваться поставленной цели.
Самоменеджмент помогает не только добиваться поставленных бизнес-целей, но и просто находить время для себя.
Знания и навыки самоменеджмента необходимы в процессе трудоустройства и на других этапах развития карьеры. Службы управления персоналом государственных и коммерческих организаций должны уделять больше внимания развитию навыков самоуправления сотрудников в процессе управления карьерой.
Оптимальная форма обучения – тренинги и деловые игры, в ходе которых сотрудники приобретают и совершенствуют практические навыки управления собой. Кроме того, нужно искать новые информационно-емкие технологии для осуществления образовательного процесса.