1. Экономическое воспитание дошкольников, сущность, особенности
2. Задачи и содержание экономического воспитания
3. Средства экономического воспитания дошкольников
4. Методы экономического воспитания
Список использованных источников
1. Экономическое воспитание дошкольников, сущность, особенности
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, являясь очевидцем активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, признала, что Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Большинство ученых понимает под экономическим воспитанием дошкольников специально разработанную систему педагогической деятельности, направленной на формирование элементарных экономических знаний для удовлетворения интересов детей и реализации их возможностей.
Семья является первой социальной средой, в которой ребенок знакомится с экономическими понятиями и отношениями, потребностями и способами их удовлетворения, поэтому именно от родителей и родственников, проживающих вместе с ребенком, во многом зависит уровень экономической культуры дошкольников. Однако, необходимость экономического воспитания детей большинством родителей не осознается. Молодые семьи еще сами учатся распределять бюджет, обеспеченные семьи не обращают внимания на повышенные расходы, многие семьи не понимают важности экономического образования детей и не владеют знаниями о том, как правильно это осуществить. Перед дошкольной организацией стоит задача организовать сотрудничество с родителями, направленное, в первую очередь, на оказание помощи в содержательно-методических вопросах экономического воспитания детей [3, с. 132].
2. Задачи и содержание экономического воспитания
Экономическое воспитание призвано решать следующие задачи:
– ознакомление молодежи с законами рыночной экономики, пути повышения ее эффективности, совершенствования производственных отношений, системой и методами управления производством;
– формирование способности к экономическому мышлению, умение овладевать новыми методами и приемами труда;
– воспитание чувства и черты эффективного хозяина;
– развитие здоровых материальных потребностей, умений распоряжаться деньгами.
В сфере личной жизни экономическая деятельность предусматривает:
– планирование и организацию личного бюджета, доходов и расходов семьи;
– экономически обоснованное оценивание товаров, которые приобретаются для личных нужд, их рациональное использование;
– рациональное отношение к своему здоровью, режиму и образу жизни.
Кроме того, каждый гражданин должен бережно относиться к природе, активно противодействовать безгосподарництву относительно природных ресурсов, а также изучать и осмысливать экономическую политику своего государства, по возможности влиять на нее [1, с. 30].
Содержание экономического воспитания молодежи выбирают, ориентируясь на формирование у него нравственных и деловых качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности. Это общественная активность, предприимчивость, инициативность, ответственность, хозяйственное отношение к личному и общественному добру. Важное значение имеет развитие рационализаторских способностей, стремление работать рентабельно, обновлять технологические процессы и оборудование, повышать производительность труда, качество продукции, добиться личного успеха и благосостояния.
3. Средства экономического воспитания дошкольников
К средствам экономического воспитания дошкольников относятся:
1. Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
2. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
3. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
4. Методы экономического воспитания
Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.
Наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не развивать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам [7, с. 96].
Занятия по экономике можно проводить в различных формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Однако, прежде всего, необходимо создать в группе предметно-развивающую среду – то пространство, в котором ребенок живет и развивается. На видном месте, на полке, можно расположить карточки с экономическими понятиями, положить экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же поставить кукол – гнома Эконома и царицу Экономики. Эти сказочные персонажи помогают детям усвоить новые сложные понятия. На стене можно повесить «экономическое дерево» с необычными листочками: «услуги», «товары», «бартер» и др.
1. Богомолова, М.И. Исходные аспекты экономического воспитания детей / Проблемы дошкольного образования на современном этапе. Материалы научно-практической конференции. Тольятти. – 2006. – С. 29-34.
2. Бодалев, A.A. Психология личности / A.A. Бодалев. – М., 2008. – С.113-118.
3. Голуб, Л.А. Экономическое воспитание дошкольников / Л.А. Голуб. – М., 2005. – 209 с.
4. Дыбина, О.В., Сидякина Е.А. Мир экономики глазами ребенка: Методический материал / О.В. Дыбина, Е.А. Сидякина. – Тольятти, 2000. – 70 с.
5. Козлова, Е.В. Психологические особенности экономической социализации молодежи в современных условиях / Е.В. Козлова. – М., 2004. – 292 с.
6. Мижериков, В.А. Словарь справочник по педагогике / В.А. Мижериков. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
7. Фенько, А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 94-102.