1. Становление и развитие методики ознакомления с природой и экологического образования
2. Принципы эколого-природоведческой работы с детьми дошкольного возраста
1. Становление и развитие методики ознакомления с природой и экологического образования
Проблема экологического воспитания в настоящее время является актуальной. Процесс приобщения человека к природе, экологической культуре происходит еще с дошкольного возраста. Основополагающее влияние на формирование экологических знаний оказывают учреждения дошкольного образования.
Правильная организация окружающей среды, умелое включение дошкольника в активное взаимодействие с миром природы, формирование структуры целостных знаний об экологических понятиях и т.д. – все эти понятия отражаются в полной мере в методике ознакомления с природой. Данная методика, как и иные методики, имеет свою историю, а также предоставляет педагогам дошкольных учреждений использовать, накопившийся за многие года, ценный опыт прошлого для решения различных задач образования и воспитания в современной жизни.
Представители зарубежной педагогики прошлого
Методика экологического образования имеет глубокие исторические корни. Начало идеи приобщения человека к природе, встречается в трудах выдающихся педагогов, мыслителей прошлого времени – Демокрита, Аристотеля, Платона.
Выдающиеся педагоги – Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, представители зарубежной педагогики, в своих научных трудах считали, что природа является одним из важных средств воспитания и обучения детей.
Чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) предлагал с ранних лет знакомить дошкольников с природой, ее разнообразием, для того, чтобы в дальнейшем подготовить детей к пониманию и усвоению необходимых понятий на следующей ступени образования.
2. Принципы эколого-природоведческой работы с детьми дошкольного возраста
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста занимает по праву, одну из приоритетных областей образования и воспитания дошкольников.
Всякая деятельность базируется на общих закономерностях ее развития. Эколого-природоведческая работа с детьми также развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. Выделяют следующие принципы эколого-природоведческой работы с детьми дошкольного возраста, их принято разделять по трем группам:
- общедидактические;
- специфические для эколого-природоведческой работы в целом;
- специфические для дошкольной ступени образования:
1. Научность. Содержание программного материала должно строиться в пределах возрастных возможностей детей дошкольного возраста, а также обязательно включать подлинно научные, точные знания об окружающем мире. Знакомство детей с совокупностью элементарных экологических знаний, которые являются основополагающим звеном формирования побуждения дошкольника к действиям, развития интереса к познанию окружающего мира, формирование основ экологического мировоззрения.
Формирование системы научных экологических понятий у детей дошкольного возраста, зависит от правильного подобранного содержания, которые должны быть объяснены педагогом, используя специфические дошкольные виды деятельности. Содержание должно включать следующие понятия и идеи: многообразие природы, взаимосвязь организма и среды обитания, единство живого и неживого, приспособленность всего живого к условиям их существования, изменчивость природы, сущность взаимодействия природы и человека, животные и растения являются живыми существами и т.д.
1. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005. – 336 с.
2. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2001. – 432 с.
3. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие / Т.А. Серебрякова. М. : «Академия», 2013. – 208 с.
4. Становление и развитие методики ознакомления дошкольников с природой. Хрестоматия / авт. сост. : И.А. Шарапова, В.М. Минаева. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – 135 с.
5. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО, 2012. – 416 с.
6. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика / авт. дис. Н.А. Рыжова, - М.: МПГУ, 2001.