ВОПРОС №1 (4)
ВОПРОС №2 (43)
ЗАДАЧА 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВОПРОС №1 (4)
Объекты, субъекты административно-правовых отношений.
Субъектом административно-правовых отношений являются носители прав и обязанностей, а именно:
- граждане РБ;
- иностранные граждане и лица без гражданства;
- государственные органы, администрация предприятий, учреждения, объединения и иных государственных организаций;
- служащие государственных органов и объединений;
- общественные объединения, их представители, наделенные административными обязанностями и правами.
Субъекты административно-правовых отношений наделяются определенными правами и обязанностями. Они обладают административной правоспособностью и дееспособностью.
Административная дееспособность - это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности.
Полномочия (права и обязанности) государственного органа на управления определяются местом и ролью его в системе государственных органов и закрепляются в законодательных актах (Совета Министров - в законе о нем, министерства - в положении о конкретном министерстве).
Административная правоспособность должностного лица определяется компетенцией соответствующего органа, а также должностными полномочиями этого лица, устанавливаемыми законом, декретом Президента или другими правовыми актами.
Административная правоспособность предприятий, организаций, учреждений устанавливается законами и уставами, положениями о них.
От административной правоспособности неотделима дееспособность - возможность субъекта административного правоотношения своими действиями приобретать права и принимать на себя обязательства в сфере управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности. Административная дееспособность предполагает наличие у данного субъекта административной правоспособности.
ВОПРОС №2 (43)
Охрана труда.
Целью охраны труда является сокращение социально-экономических потерь, обусловленных условиями труда, а ее предметом – исследование состояния условий труда, идентификация опасных и вредных факторов, их источников, оценка рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разработка и широкое использование комплекса мер по обеспечению безопасных и безвредных условий труда, повышению культуры производства
Законодательство РБ по охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из:
Закона РБ «Об охране труда», Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны труда.
Цель государственной политики Республики Беларусь в области охраны труда – сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 23 июня 2008 г. № 356-З«Об охране труда» в новой редакции от 12 июля 2013 г.
-направлен на реализацию установленного Конституцией РБ права граждан на здоровые и безопасные условия труда.
Это правовые нормы, направленные против: необоснованных переводов; необоснованных увольнений; отклонений от нормативного режима рабочего времени и времени отдыха; других нарушений трудовых прав граждан.
Каждый работник имеет право на: обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;
на рабочее место, соответствующее правилам по охране труда;
обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты;
получение достоверной информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте и др.
Ст. 232 ТК
Работник обязан: соблюдать требования соответствующих инструкций, правил и других нормативных правовых актов по охране труда;
проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда
Статья 226 ТК
Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе:
-безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов и химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств защиты;
- условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям техники безопасности и производственной санитарии; - организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников.
ЗАДАЧА 29
Уборщица гастронома Якушева была задержана при выходе из магазина с товарами, имевшимися в торговом зале гастронома, не оплаченными кассовыми чеками. Руководством магазина был составлен акт о попытке совершить хищение, и материал был направлен в правоохранительные органы. Якушева за указанный случай уволена с работы по п. 2 ст. 47 ТК за совершение действий, влекущих утрату доверия.
Правильно ли установлено основание увольнения Якушевой?
Кто может быть уволен по п. 2 ст. 47 ТК?
Решение:
В данной ситуации уборщица магазина не относится к работникам, непосредственно обслуживающим денежные или материальные ценности. Выполняя работы по уборке, уборщица имеет доступ к материальным ценностям, но не обслуживает их. Поэтому увольнение по п.2 ст.47 ТК в данном случае недопустимо. В то же время если по результатам проверки, проведенной правоохранительными органами по заявлению нанимателя, будет составлен протокол об административном правонарушении и по материалам, направленным в суд, Я. будет привлечена к административной ответственности, она может быть уволена по п.8 ст.42 ТК.
1) Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З: в ред. от 30.12.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ 2012 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
2) Важенкова, Т.Н. Трудовое право: учеб. пособие / Т.Н. Важенкова. – Минск: Амалфея, 2008. – 432 с.
3) Круглов, В.А. Трудовое право Республики Беларусь / В.А. Круглов. – Минск: Дикта, 2007. – 337 с.
4) Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 3-е изд. - М.: Норма, 2007. - 816 с.
5) Забелов, С.М. Административное право: курс лекций / С.М. Забелов. - Минск: Акад. Упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2009. - 222 с.