Проект на тему «Профориентация молодежи»
Список литературы
Проект на тему «Профориентация молодежи»
Актуальность
Актуальность проекта определяется тем, что в жизни человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит вся его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложится судьба личная и профессиональная карьера? Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? Как выбрать? Вопросов тысячи. Поэтому одна из задач классного руководителя - помощь ребятам при выборе профессии, которая принесет не только хороший доход, но и радость. Профессия – это вид трудовой деятельности человека, которая требует особой подготовки и которая является источником доходов. Ученики уже в 8 классе должны задуматься над вопросом кем они станут, какие предметы необходимо готовить с большим усилием. И классный руководитель, являясь наставником, должен помощь им в этом сложном выборе. Ведь ученики должны выбрать те профессии, которые востребованы на рынке труда.
Социальная проблема состоит в том, что важнейшим критерием разностороннего развития личности является её отношение к труду. В этой связи ведущей социальной функцией общеобразовательной школы становится формирование у учащихся добросовестного отношения к труду, вооружение их знаниями, умениями и навыками, необходимыми в трудовой деятельности, подготовка к выбору профессии. Поскольку личность формируется в деятельности, трудовая подготовка школьников должна не только осуществляться в процессе трудового обучения, общественно-полезного производственного труда, но и включать внеклассную воспитательную и профориентационную работу. Очень важным звеном в работе социального педагога 8 – 11 классов является деятельность по профессиональному самоопределению учеников. Сделать осознанно и правильно свой выбор, определиться с выбором необходимых для сдачи на экзаменах предметов – задача не из легких. Для ее решения можно организовать экскурсии на предприятия и учреждения района. Такие классные часы как «Марафон профессий», «Путь к себе» помогают ребятам определиться с выбором. Не менее важным звеном является индивидуальная работа с каждым – доверительные беседы с учащимися и родителями, в ходе которых можно лучше понять интересы и запросы семьи и при необходимости дать совет.
Цель проекта - создание условий для раскрытия личностных качеств школьников, реализации их творческих способностей и формирования взвешенного, самостоятельного выбора обучающимися профессиональной деятельности.
Задачи проекта:
1. ознакомление с основными принципами выбора профессии;
2. сформировать положительное отношение к труду;
3. привлечь внимание школьников к развитию и совершенствованию экономики и социальной сферы через профессиональное самоопределения молодежи с учётом региональной специфики и в соответствии с государственной политикой в области образования.
4. научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.
Новизна проекта - использование современных технологий, образование системы, направленной на создание системы по самоопределению старшеклассников, которая будет способствовать оптимальному выбору профессии.
1. Артёмова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации / Л.К. Артемова // Профильная школа. – 2008. – № 6. – С. 47–54.
2. Вышаковская, И.Д. Профориентационная работа в учреждениях образования: справ. пособие / И.Д. Вышаковская и др. – Минск, 2010. – 166 с.
3. Григорьева, Г.Е. Профессиональный ориентир: учеб. метод. пособие для классных руководителей / сост. Г.Е.Григорьева, И.С.Литвина, А.В.Карабан. – Минск: Современное слово, 2009. – 198 с.
4. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика: учеб. Пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект, 2006. – 192 с.
5. Клычкова, А.И. Работа школьного психолога по поддержке профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения / А.И. Клычкова // Профильная школа. – 2008. – № 4. – С. 33-37.
6. Махаева, О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М.: УЦ "Перспектива", 2002. – 52 с.
7. Митина Л. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и поддержание: Proc. пособие для шпилек. более высокая педаль. изучение. учреждений / Л. М. Митина, Ю.А. Коряков Г.В. Шавирин и другие; Выпуск Л. М. М. Митина. – Москва: Академия, 2005. – 336 с.
8. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: Воронеж, 2003. – 400 с.
9. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости / Т.Л. Павлова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.