Введение
1 Сущность и значение BPM-решений
2 Рынок современных BPM-решений
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Применение ИТ в сфере бизнеса всегда так или иначе преследовало цель повысить эффективность управления деятельностью компании – ее производственными и бизнес-процессами. Однако широкое внедрение на протяжении последних десятилетий ИТ-технологий в работу промышленных предприятий привело к появлению в рамках их ИТ-инфраструктур такого количества информационных систем различного назначения, что ИТ-департаменты оказались полностью сосредоточены на поддержке работы разнообразного ПО и весьма далеки от самого бизнеса и решаемых им задач.
Между тем, современное предприятие – это мобильная структура. Чтобы сохранять свои позиции на рынке, ему необходимо постоянно меняться в соответствии с изменением внешних условий и собственными целями. В этом процессе непрерывной трансформации бизнеса информационная инфраструктура оказалась самым инертным и неповоротливым звеном, препятствующим реализации объективной потребности в реинжиниринге бизнес-процессов предприятия. Преодолеть разрыв между бизнесом и ИТ призваны различные концепции адаптационных моделей взаимодействия бизнес- и ИТ-подразделений, среди которых год от года набирает популярность технология Business Process Management (BPM). Интерес к ВРМ растет во всем мире, немалое количество отечественных компаний либо уже используют методологию и инструментарий BPM, либо предполагают делать это в ближайшем будущем.
BPM – набор интегрированных, замкнутых аналитических и управленческих процессов, поддерживаемых соответствующими технологиями, которые помогают осуществлять как финансовую, так и оперативную деятельность. Сущность BPM-решения как системы управления, состоит в том, что она позволяет системно и комплексно подойти к задачам управления. В рамках BPM-решений задачи стратегического и тактического уровней оказываются логически и технологически увязанными в единый комплекс.
1 Сущность и значение BPM-решений
Прежде чем говорить про какие-либо системы, необходимо определиться с самим понятием BPM. Для одних это системы, автоматизирующие определенные области бизнеса – бизнес-процессы, для других – управленческая система, основная суть которой – это внедрение в компании процессного подхода, управление процессами как сущностью, определение и контроль ключевых показателей результативности или эффективности процессов. Это направленность на конечный продукт, а не на что-либо иное.
Аббревиатура BPM имеет много толкований. Так, аналитические компании META Group и IDC трактуют ее как «Business Performance Management» или «управление эффективностью бизнеса». Другая аналитическая компания Gartner Group использует вместо нее аббревиатуру СРМ – «Corporate Performance Management» или «управление эффективностью корпорации», тем самым сужается сферу приложения средств BPM – только рассмотрением сектора крупномасштабных предприятий и организация. Часто применяется также аббревиатура ЕРМ – «Enterprise Performance Management» или «управление эффективностью предприятия», позволяя применить методологию программные продукты BPM к любым предприятиям и организациям.
В 2003 г. был создан Форум BPM6 для оказания помощи организациям, стремящимся научиться управлять эффективностью своей деятельности с использованием инструментов класса BPM.
В 2004г. поставщики программного обеспечения BPM и несколько аналитических компаний и организаций объединились в Группу стандартов BPM7 – BPM Standards Group с целью разработки стандартов BPM, которая создала три рабочих комитета по направлениям: процессы, технология и содержание BPM.
Создан также «Альянс по внедрению технологии BPM» – BPM Implementation Alliance, объединяющий с помощью глобальной сети экспертов BPM, которые придерживаются единой методики к управлению эффективностью компании. Все это свидетельствует о неуклонном росте и развитии BPM-технологий и программных средств в мировой практике. В Российской Федерации также существует устойчивый интерес к этому направлению. На ряде сайтов фирм разработчиков («Инталев», Business Studio, 1C и др.), на веб-порталах организаций, посвященных вопросам менеджмента, корпоративного управления, информационным технологиям также существуют тематически схожие разделы.
2 Рынок современных BPM-решений
Рынок BPM находится в стадии бурного роста и развития. Основным драйвером таких изменений является цифровая трансформация, которая вовлекает все больше отраслей. Цифровые модели ведения бизнеса немыслимы без цифровых бизнес-процессов, а ключевая идея BPM - это и есть идея процесса, переведенного в цифровую форму, маршрутизируемого и контролируемого с помощью информационных технологий.
По оценке аналитиков TDWI спрос на ВРМ-решения привел к росту программных продуктов. Выпускаются, в основном, узкоспециализированные ВРМ-приложения (системы бюджетирования или программные средства, реализующие BSC) и в незначительной степени интегрированные приложений со всеми ВРМ-компонентами (бюджетирование, планирование, прогнозирование, бизнес- аналитика, моделирование сценариев). При этом крупные корпорации предпочитают самостоятельные разработки BPM, рассматривая их как «know – how» системы управления. Согласно прогнозу TDWI, с увеличением предложения на рынке ВРМ-решений, предпочтение будет отдаваться готовым продуктам. При этом возникают законные требования к интеграции приложений различных разработчиков, что требует поддержание унифицированных и архитектурных и системных решений. Большинство компаний устанавливают ВРМ-системы на OLAP-базы данных, связанные с реляционными хранилищами данных. Более 75% установок BPM основано на реляционных базах данных и OLAP-кубах и только 19% использует в качестве базы данных обыкновенные электронные таблицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
BPM (Business Process Management) – это методология, в основе которой лежит взгляд на деятельность компании или предприятия как на совокупность бизнес-процессов и которая предлагает подходы к их декомпозиции, формальному описанию, анализу и контролируемому изменению. BPMS (Business Process Management System/Suite) – пакет программных средств, предназначенных для автоматизации применения методологии BPM.
Главная ценность ВРМ-решения состоит в том, что оно способно повысить прозрачность процессов на предприятии, сформировать наглядные исходные данные для принятия решения о том, за счет автоматизации каких процессов в компании возможен наибольший рост эффективности. Прежде всего ВРМ-система, представленная одним продуктом, позволяет отказаться от кодирования при разработке бизнес-процессов в пользу понятных бизнес-экспертам и руководителям средств: моделей процессов, таблиц правил и т.д. Кроме того, ВРМ-система помогает выстроить работу всех участников бизнес-процесса, каким бы продолжительным и географически распределенным он ни был, в едином пользовательском интерфейсе и едином информационном пространстве. Система также способствует повышению эффективности управления бизнес-процессами за счет прозрачности, мониторинга и возможности гибкого их изменения. И именно с этой точки зрения ВРМ несомненно обладает концептуальной новизной, так как позволяет бизнес-пользователям изменять бизнес-процессы в кратчайшие сроки и с минимальным вовлечением ИТ-персонала. В отличие от других корпоративных систем, которые в большинстве случаев заставляют работать предприятие в рамках моделей, когда-то заложенных в них, ВРМ-решение позволяет учитывать индивидуальные особенности каждой компании, изменяющиеся обстоятельства и выстраивать бизнес-процессы в соответствии с этой спецификой.
Тенденция последних лет в этой области состоит в том, что ВРМ становится не разовым проектом, а основой корпоративных программ трансформации бизнеса.
Примеров успешных внедрений ВРМ-решений в мировом масштабе очень много. На предприятиях одними из наиболее часто автоматизируемых процессов являются процессы, связанные с исполнением гарантийных обязательств, а также с претензионной работой. Использование ВРМ-решений позволяет эффективно автоматизировать такие процессы в географически распределенных компаниях.
1. Деревинский. Д.О. Анализ ключевых факторов развития концепции управления бизнеспроцессами BPM / О.Д. Деревинский // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 2. – С. 144–146.
2. Ильина, О.П. Информационные технологии управления эффективностью бизнеса - Business Performance Management [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://tvvlibrary.narod.ru/papers/2007/04.pdf.
3. Лучшие BPM-системы 2019 года: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://top10-bpm.ru.
4. Сравнительный обзор BPM-систем: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/post/221495/.
5. Российский рынок BPM:и [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/BPM.
6. Услуги по созданию систем управления бизнес-процессами (ВРМ) [Электронный ресурс] // IBA Беларусь — Режим доступа: http://iba.by/services/ВРМ/.