1. А.П. Чехов. Изображение тончайших проявлений психологии детей. Гуманного отношения к животным в рассказах А.П. Чехова
2. К.Г. Паустовский. Сочетание реального и чудесного в его творчестве
3. Составить конспект занятия, посвящённого русским народным сказкам о животных
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. А.П. Чехов. Изображение тончайших проявлений психологии детей. Гуманного отношения к животным в рассказах А.П. Чехова
Не выделяя для себя отдельной детской темы, А. П. Чехов ввел ребенка в круг своих героев. Наиболее интенсивно он писал рассказы о детях во второй половине восьмидесятых годов: «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома», «Гриша», «Мальчики», «Спать хочется», «Житейская мелочь», «На страстной неделе» и другие. В 1889 году вышел сборник под названием «Детвора», куда вошли рассказы «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», а также повесть «Степь». Эти истории неоднородны, они вовлекают детей разного возраста и социального статуса, создают разный эмоциональный тон. Некоторые из них представляют собой небольшое психологическое исследование. В «Грише» в центре внимания – ничем не примечательная прогулка трехлетнего мальчика, в «Детворе» – несколько детей разного возраста играют вечером в лото, а потом случайно засыпают на маминой кровати. Такие истории просто передают детское восприятие мира, очарование детства, не поднимая серьезных проблем [2, с. 52].
Другие произведения характеризуются драматическим положением ребенка во взрослом мире, часто они изображают жестокость этого мира по отношению к детям. Это прежде всего «Ванька» и «Спать хочется», где сиротам приходится много работать в чужом доме. Вообще, в центре внимания чеховского рассказа о детях – противопоставление двух одинаково важных миров, детского и взрослого.
2. К. Г. Паустовский. Сочетание реального и чудесного в его творчестве
В творчестве К. Г. Паустовского тесно переплетены черты реальности и чудесного вымысла. Прошлое, настоящее и будущее объединяются в произведениях писателя, призывая верить в мечту, стремиться к ее осуществлению. Герои рассказов Паустовского, кажется, не совершают таких выдающихся подвигов. Они не горят на костре и не прикрывают своими телами амбразуры вражеских дотов. Их действия внешне более скромны и менее заметны. Но эти люди сделаны из того же материала, что и герои. Как тысячи маленьких озер, едва заметных ручьев и затерянных ручьев питают бескрайние просторы широких рек, так и повседневное поведение и повседневная жизнь героев служит естественной средой, в которой рождаются подвиги. Для них, для этих героев Паустовского, «я хочу» неотделимо от «я должен». «Я хочу», потому что «я должен». И «должен», потому что «хочу». Следовательно, это люди необычайной честности. Поэтому они всегда остаются верны себе, независимо от того, благоприятствуют им обстоятельства или нет [4, с. 5].
Литературная сказка второй половины XX века открывается сказками Константина Георгиевича Паустовского. Действие его сказок происходит в определенном времени и пространстве. Это послевоенная советская деревня («Теплый хлеб», 1945; «Стальное колечко», 1948), Москва военного времени («Растрепанный воробей», 1948), красноармейский полк времен Великой Отечественной войны («Похождения жука-носорога», 1945).
3. Составить конспект занятия, посвящённого русским народным
Тема: «Волк и семеро козлят»
Цель: познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят» Задачи:
– учить детей внимательно слушать сказку;
– учить сопереживать героям сказки;
– развивать память, внимание;
– учить детей понимать основные правила послушания;
Ход занятия:
Перед началом занятия воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть.
Физкультминутка:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо,
Смотрит вверх и смотрит вниз.
Вот присела на карниз,
А с него свалилась вниз.
Раздается стук в дверь. Учительница подходит к двери и берет куклу, одетую как бабушка.
Бабушка здоровается и говорит, что ее зовут бабушка - рассказушка. Она знает много сказок, предлагает отгадывать загадки о них. Бабушка загадывает загадки про сказки:
1. Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература : учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов / И. Н. Арзамасцева. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
2. Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова : учеб.-метод. пособие / Белорус. гос. мед. ун-т, Каф. белорус. и рус. яз.; сост.: Н. Е. Кожухова, А. В. Санникова. – Минск : БГМУ, 2009. – 135 с.
3. Измайлов, А. Ф. Наедине с Паустовским : К. Г.Паустовский – прозаик, публицист, критик, драматург / А. Ф. Измайлов. – СПб. : Наука, 1990. –132 с.
4. Лазарева, В. А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе // Начальная школа. – 2005. – № 2. – С. 2 – 10.
5. Новиковская, О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4 - 5 лет / О.А. Новиковская. – СПб. : Паритет, 2007. – 112 с.
6. Царик, Д. К. Константин Паустовский : Очерк творчества / Д. К. Царик. – Кишинев : Штинкица, 1999. – 109 с.