Принятие особенного ребенка в семье
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Контрольная
на тему: «Принятие особенного ребенка в семье»
по дисциплине: «Педагогическое сопровождение семьи в учреждениях образования»
2020
15.00 BYN
Принятие особенного ребенка в семье
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Педагогическое сопровождение семьи в учреждениях образования
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Дети с СДВГ как категория «особых» детей
2. Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребёнку»
3. Памятка для родителей: «Упражнения для детей с СДВГ»
4. Памятка для родителей «Взаимодействие с гиперактивным ребёнком в семье»
5. Памятка для родителей: «Правила принятия гиперактивного ребёнка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Семья занимает особое место в жизни каждого человека. Ребенок растет в семье и с первых лет своей жизни усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая добро и зло из семьи, все, что характеризует его семью. Семья является источником и опосредующим звеном в передаче ребенку социального и исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых отношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом предположить, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка.
Семья является неотъемлемой частью социально-педагогической деятельности, так как успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. Именно в семье индивид получает свой первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок.
1. Дети с СДВГ как категория «особых» детей
В последней классификации DSM-IV дано следующее определение синдрому дефицита внимания с гиперактивностью – это психоневрологическое расстройство, характеризующееся несоответствующей возрасту степенью выраженности нарушения внимания, гиперактивности, импульсивности, которые проявляются в различных социальных ситуациях (в школе, дома и др.) [1, с. 79].
Синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ – поведенческое расстройство, которое начинается в детском возрасте и проявляется в виде трёх основных черт: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
В МКБ-10 СДВГ рассматривается в разделе «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» в подразделе «Нарушение активности и внимания» (F90.0) и «Гиперкинетическое расстройство поведения» (F 90.1). СДВГ как неврологическое расстройство обусловлено минимальной мозговой дисфункцией (ММД) и в самом общем виде проявляется задержкой развития различных функциональных систем мозга, недостаточной сбалансированностью процессов возбуждения и торможения при преобладании первых.
Установлено, что в основе дефицита внимания лежит низкий уровень возбуждения корковых структур головного мозга, особенно его лобных отделов. Поэтому эти дети очень утомлены и энергетически бедны. Чтобы компенсировать пониженное возбуждение, организм вынужден прибегать к своеобразной стимуляции коры головного мозга через двигательные центры, то есть повышенная двигательная активность ребенка с СДВГ носит компенсаторный характер и временно восстанавливает нормальное взаимодействие между различными областями коры головного мозга, сохраняя возможность полноценного интеллектуального развития [3, с. 23].
2. Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребёнку»
1. Четко организуйте ребенку распорядок дня и не меняйте его в течение длительного времени. В этой ситуации ребенок сможет приобрести необходимые рефлексы, например, ложась спать после прочтения сказки.
2. Создайте спокойную, предсказуемую среду для ребенка, без каких-либо стимулов. Это позволит свести к минимуму случаи высвобождения энергии.
3. Организуйте для ребенка активную физическую активность с посещением спортивных секций и занятий.
4. Не запрещайте ребенку совершать активные действия, когда это позволяет ситуация. Это позволит вам потратить дополнительную энергию.
5. Гиперактивного ребенка не следует наказывать, заставлять долго сидеть на месте или выполнять какую-либо утомительную работу.
6. Общение с гиперактивным ребенком должно быть мягким, спокойным, без криков, приказов, восторженных интонаций и эмоционально повышенного тона, потому что ребенок очень восприимчив и чувствителен к настроению собеседника, и готов быстро присоединиться к нему в этом. Эмоции, переполнявшие его, станут препятствием для его дальнейшей успешной деятельности [7].
3. Памятка для родителей: «Упражнения для детей с СДВГ»
Коррекция гиперактивности у детей должна включать:
1. Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц.
Гипотонус сочетается с медленным переключением нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабой силой воли. Наличие гипертонуса проявляется в двигательной тревожности, эмоциональной лабильности и нарушениях сна [6, с. 45].
2. Дыхательные упражнения – улучшают ритм тела, развивают самоконтроль и произвольность.
3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма. Известно, что двунаправленные движения глаз интенсифицируют процесс обучения. Корректирующие движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов.
4. Упражнения для развития коммуникативных навыков.
5. Различные массажи. Особенно эффективен массаж пальцев и ушей.
6. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
7. Функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, устранение гнева и агрессии.
8. Релаксационные упражнения.
4. Памятка для родителей «Взаимодействие с гиперактивным ребёнком в семье»
1. В своих отношениях с ребенком следуйте «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслуживает, подчеркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да» и избегайте слов «нет».
2. Назначьте ему некоторые домашние задания, которые нужно выполнять ежедневно (сходить за хлебом, покормить собаку и т. д.) и не исполняйте их за него.
3. Ведите дневник самоконтроля и записывайте успехи вашего ребенка дома и в школе.
4. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (вы можете отметить каждое хорошее действие звездочкой и вознаградить определенное их количество игрушкой, конфетами или давно обещанной поездкой).
5. Избегайте высоких или низких требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
6. Определите рамки поведения для ребенка – что можно и чего нельзя делать. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех растущих детей проблемами. Эти дети не должны быть исключены из требований, которые применяются к другим [4, с. 66].
5. Памятка для родителей: «Правила принятия гиперактивного ребёнка»
1. Примите тот факт, что особый ребенок растет в семье, которая нуждается в особом подходе.
2. Поймите, что ваш ребенок – это человек со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. А родители – самые дорогие и любимые люди в его жизни, и он любит их только потому, что они его родители.
3. Если вы не можете изменить ситуацию, измените свое отношение и попытайтесь снова быть счастливым.
4. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Меньше необоснованных запретов, но если вы что-то запрещаете, то запрет должен действовать всегда, независимо от обстоятельств.
5. Поощряйте ребенка делать то, что у него уже хорошо получается, улыбкой или прикосновением.
6. Не прибегайте к физическому насилию. Если есть необходимость в наказании, то для гиперактивного ребенка наказанием будет прекращение его насильственной деятельности, принудительная изоляция и домашний арест.
7. Старайтесь проводить вместе как можно больше времени: читать, заниматься творчеством и домашним хозяйством, ухаживать за домашними животными [3, с. 77] .
8. Проведите тщательное изучение проблемы СДВГ, чтобы выработать правильные стратегии взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, особый ребенок – это ребенок с потребностями, связанными с ограниченными возможностями его здоровья.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка является источником постоянного стресса для всей семьи. Тем не менее, вам нужно приложить усилия, чтобы создать спокойную атмосферу в доме.
Воспитание ребенка с СДВГ – это огромное усилие, полное сомнений, тревог и печалей. Часто методы, которые хорошо работают с нормальными детьми, недостаточны для детей с СДВГ и поэтому неэффективны. Такой ребенок всегда является стрессом для семьи, он требует постоянного присмотра, часто попадает в неприятности, устойчив к воспитательным воздействиям.
1. Анисимова, Т. И., Айтбеков, К. А. Принципы оказания помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / Т. И. Анисимова, К. А. Айтбеков // Журнал неврологии и психиатрии. – 2008. – № 11. – С. 76 – 79
2. Брязгунов, И. П., Касатикова, Е В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касаткина. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 96 с.
3. Гиперактивные дети : коррекция психомоторного развития : учеб. пособие / Под ред. М. Пассольта. – М. : Академия, 2004. – 160 с.
4. Гиперактивные дети : психолого-педагогическая помощь / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. – СПб. : Речь, 2007. – 186 с.
5. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте / Н. Н. Заваденко. – М. : Академия, 2005. – 256 с.
6. Заваденко, Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н. Н. Заваденко. – М. : Школа-Пресс, 2000. – 112 с.
7. Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей / А. Максимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224 с.
8. Политика, О. И. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / О. И. Политика. – СПб. : Речь, 2008. – 208 с.
9. Романов, А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом / А. А. романов. – М. : Плэйт, 2004. – 32 с.
10. Чутко, Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства / Л.С. Чутко. – СПб. : Хока. – 2007. – 136 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты