1. Подберите из психолого-педагогических источников (учебные и учебно-методические пособия, хрестоматии, практикумы, журналы, интернет-источники и др.) 5 примеров тренинговых занятий по развитию умений, навыков и способностей к педагогическому общению с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
2. Подберите материал для чтения детям в дошкольных учреждениях, способствующий их социальному и коммуникативному развитию (по пять текстов, − сказки, стихотворения, рассказы, дать полные выходные данные каждого текста).
3. Осуществите анализ возникновения некомфортных или конфликтных ситуаций в общении с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Может быть описан анализ собственного педагогического опыта или опыта из различных психолого-педагогических или методических источников.
4. Напишите эссе (развернутое) на тему «Профессиональный портрет олигофренопедагога».
Список литературы
1. Подберите из психолого-педагогических источников (учебные и учебно-методические пособия, хрестоматии, практикумы, журналы, интернет-источники и др.) 5 примеров тренинговых занятий по развитию умений, навыков и способностей к педагогическому общению с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Знакомство с группой.
Для этого используем упражнение «Кто я? », цель которого ознакомить участников с организатором тренинга и наладить контакты между членами группы.
Упражнение «КТО Я?»
Каждому участнику предлагается на отдельном листе бумаги написать о себе как можно больше понятий, раскрывающих, кем он является. Например, дочь, жена, сестра, воспитатель, сангвиник, турист, соседка, подруга, художник, романтик, кулинар и т. д. Этот листок затем предлагают прикрепить ему на спину. Далее все участники начинают ходить по комнате и читать сведения о других членах группы. Таким образом они знакомятся.
С целью релаксации и организации психо-технического отдыха могут быть использованы упражнения, например, «Убежище».
Упражнение «Убежище».
2. Подберите материал для чтения детям в дошкольных учреждениях, способствующий их социальному и коммуникативному развитию (по пять текстов, − сказки, стихотворения, рассказы, дать полные выходные данные каждого текста).
Сказки
1. Колобок
Жил-был старик со старухой. Вот и просит старик:
– Испеки мне, старая, колобок.
– Из чего печь? Муки-то нет.
– А ты по коробу поскреби, по сусеку помети. Авось муки и наберётся.
Взяла старуха пёрышко, по сусеку помела, по коробу поскребла и собравши немного муки, на масле колобок смесила, в печи испекла и на окне студила, а Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота и убежал.
Бежит вдоль по дорожке. Попадается ему заяц навстречу и спрашивает его:
– Куда бежишь, Колобок?
Колобок в ответ:
– Я по сусекам метён,
По коробам скребён,
На сыром масле мешен,
На окошке стужен;
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
И от тебя убегу.
3. Осуществите анализ возникновения некомфортных или конфликтных ситуаций в общении с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Может быть описан анализ собственного педагогического опыта или опыта из различных психолого-педагогических или методических источников.
В педагогических исследованиях были выявлены основные проблемы в общении детей с интеллектуальной недостаточностью:
1. Проблемы в осмыслении ситуации общения. Недоразвитие высших вербально-логических форм мышления, характерное для умственно отсталых детей, обуславливает недостаточно понимание ребенком ситуации общения. Следствием такого непонимания может явиться неадекватность поведения ребенка. Неадекватность проявляется в плаче, смехе или улыбке, не соответствующих ситуации, агрессивных действиях, направленных как на партнера по общению, так и на предметы, по поводу которых происходит взаимодействие (рвет тетради, ломает игрушки, карандаши и т. д.).
4. Напишите эссе (развернутое) на тему «Профессиональный портрет олигофренопедагога».
Профессиональный портрет олигофренопедагога
На сегодняшний день, в современных условиях развития специального образования, олигофренопедагог – это, прежде всего, исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, определенная исследовательская смелость, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным инновационным потенциалом.
1. Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М.: «Скрипторий 2003», 2007.
2. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011.
3. Логинова, И.Н Формирование профессионально-педагогического общения учителей-дефектологов / И.Н. Логинова, Н.В. Дроздова. – Дэфекталогія. - №3. – С. 92 – 104.
4. Омарова, П. О. Генезис проблемы общения умственно отсталых детей в коррекционной педагогике и психологии / П.О. Омарова. - Сибирский педагогический журнал - № 9. – 2008. – С. 232 – 249.
5. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.
6. Русские народные сказки для малышей / Сост. Н. Астахова. – М.: АСТ, 2008. – 144 с.
7. Узорова, О.В. Короткие интересные рассказы. Обучение детей чтению. 1-2 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ, 2002. – 60 с.