1. Подберите из психолого-педагогических источников (учебные и учебно-методические пособия, хрестоматии, практикумы, журналы, интернет-источники и др.) 5 примеров тренинговых занятий по развитию умений, навыков и способностей к педагогическому общению с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
2. Подберите материал для чтения детям в дошкольных учреждениях, способствующий их социальному и коммуникативному развитию (по пять текстов, − сказки, стихотворения, рассказы, дать полные выходные данные каждого текста).
3. Осуществите анализ возникновения некомфортных или конфликтных ситуаций в общении с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Может быть описан анализ собственного педагогического опыта или опыта из различных психолого-педагогических или методических источников.
4. Напишите эссе (развернутое) на тему «Профессиональный портрет олигофренопедагога».
1. Подберите из психолого-педагогических источников (учебные и учебно-методические пособия, хрестоматии, практикумы, журналы, интернет-источники и др.) 5 примеров тренинговых занятий по развитию умений, навыков и способностей к педагогическому общению с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
1 тренинг
1. Организация группы
• Назовись
Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя. После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.
• 3 слова о себе
Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.
2. Основная часть
В дошкольном возрасте интеллектуальная недостаточность связана в основном с речевыми расстройствами. Интеллектуальная недостаточность в школьном возрасте четко проявляется и ярко выражается в скудном запасе сведений об окружающем, медленном формировании представлений о форме и величине предметов, затруднении при счете, пересказе прочитанного, непонимании скрытого смысла простых рассказов, а также в эмоционально-волевой сфере. У детей с интеллектуальной недостаточностью доминирует конкретно-образный тип мышления.
2. Подберите материал для чтения детям в дошкольных учреждениях, способствующий их социальному и коммуникативному развитию (по пять текстов, − сказки, стихотворения, рассказы, дать полные выходные данные каждого текста).
Сказки
Сказка про голодного мышонка
Жил-был мышонок, звали его Пик. Выглянул как-то Пик из норки и говорит: «Кушать хочу. Чем бы поживиться?» Выбежал мышонок из норки поискать, что бы ему съесть. Видит, лежит на полу кукла. Девочка играла и оставила. «Какая красивая кукла, вкусная наверно», — думает Пик. Подбежал к кукле. Хвать ее зубами и сразу выплюнул. Нет, не вкусная кукла. Нельзя ее съесть. Посмотрел по сторонам, видит, лежит на полу карандаш. Красивый, красный. Мальчик рисовал и оставил. «Красивый карандаш, вкусный наверно», — думает Пик. Подбежал к карандашу, хвать его зубами и сразу выплюнул. Не вкусный карандаш, грызть его можно, чтобы зубки поточить, а в пищу не годится. Посмотрел по сторонам, видит, лежит газета. Папа читал и забыл. «Ах, какая газета! Вот ей я точно наемся», — думает Пик. Подбежал к газете, хвать ее зубами и давай жевать. Пожевал немного и выплюнул. Не вкусная газета, не хочется ее кушать. Вдруг, почувствовал Пик, что чем-то вкусно пахнет. Смотрит, лежит на полу кусочек сыра. Кто-то уронил его. «Вот что я съем», — подумал Пик. Подбежал мышонок к сыру, хвать его зубами, и не заметил, как съел весь кусочек. «Вкусный сыр, жаль, что закончился», — подумал Пик и побежал спать к себе в норку.
3. Осуществите анализ возникновения некомфортных или конфликтных ситуаций в общении с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Может быть описан анализ собственного педагогического опыта или опыта из различных психолого-педагогических или методических источников.
Как известно, всегда весьма остро стоит проблема социальной адаптации детей с нарушениями в развитии. Эта проблема может быть решена лишь при условии формирования у детей навыков социального взаимодействия, прежде всего, общения. Общение – это взаимодействие двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания отношений.
Социальные роли педагог - воспитанник являются постоянными и асимметричными (по многим параметрам: возраст, уровень интеллекта, статус, энциклопедическая и лингвистическая компетенция и др.). Такая асимметричность часто становится причиной конфликта в общении. Конфликтное речевое взаимодействие олигофренопедагога и ребёнка с интеллектуальной недостаточностью показывает необходимость условий бесконфликтного гармоничного общения педагога и воспитанника.
Речевое общение представляет собой живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию конкретной целевой установки и протекающий на основе обратной связи в различных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все другие виды человеческой деятельности, в том числе и в педагогическую.
4. Напишите эссе (развернутое) на тему «Профессиональный портрет олигофренопедагога».
«Современный олигофренопедагог» - специалист изучающий закономерности всестороннего развития и воспитания личности, отвечающие требованиям общества 21 века.
Чтобы стать хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Он должен быть внимательным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Для овладения профессией и дальнейшей работы необходимо иметь хорошую память, высокие коммуникативные способности. Нужна грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, стрессоустойчивость, крепкая нервная система.
1. Логинова, И.Н Формирование профессионально-педагогического общения учителей-дефектологов / И.Н. Логинова, Н.В. Дроздова. – Дэфекталогія. - №3. – С. 92 – 104.
2. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.
3. Ермакова, О. П. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского языка) / О. П. Иванова, Е. А. Земская // Русский язык в его функционировании: коммуникативно-прагматический аспект. – М.: Махаон, 2003. – 135 с.
4. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. – Минск: Аверсэв , 2008. – 208 с.
5. Бурлачук, Л.Ф. Словарь справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – Киев: Речь, 1989. – 393 с.
6. Е.И., Рогов. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. / Е.И. Рогов. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. – 475 с.
7. Чуковский, К. И., Мошковская, Э.Э. Большая книга малышам. Потешки, загадки, стихи, рассказы, сказки / К. И.Чуковский, Э.Э. Мошковская. – М.: Махаон, 2015. – 304 с.