1. Примеры тренинговых занятий по развитию умений, навыков и способностей к педагогическому общению с детьми с интеллектуальной недостаточностью
2. Материал для чтения детям в дошкольных учреждениях, способствующий их социальному и коммуникативному развитию
3. Анализ возникновения некомфортных или конфликтных ситуаций в общении с детьми с интеллектуальной недостаточностью
4. Эссе на тему «Профессиональный портрет олигофренопедагога»
Список литературы
1. Примеры тренинговых занятий по развитию умений, навыков и способностей к педагогическому общению с детьми с интеллектуальной недостаточностью
ЗАНЯТИЕ 1. Мы все — люди
Цель:
формирование и развитие у ребенка представлений о самом себе как о человеке; установление более тесных взаимоотношений между участниками тренинга; формирование навыков рассказывать о себе и знакомиться; развитие мелкой моторики, координации.
Упражнение 1. «Волшебный мяч».
Дети по очереди кидают друг другу мяч, здороваясь и называя свое имя.
2. Материал для чтения детям в дошкольных учреждениях, способствующий их социальному и коммуникативному развитию
Сказки:
«Горшок», «Лень да Отеть», «Ленивая Арина» (лень, нежелание трудиться); «Дочь-семилетка», «Как мужик гусей делил» (смекалка, ум, находчивость); жадность, скупость — «Каша из топора», «Жадная старуха» («Жадность, скупость).
Источник: «Большая книга русских сказок». – М. : Росмэн-Пресс, 2010. – 326 с.
Стихи:
Маяковский “Что такое хорошо, что такое плохо”
3. Анализ возникновения некомфортных или конфликтных ситуаций в общении с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Наши наблюдения показали, что умственно отсталые дети способны вступать в нормативные конфликты. Процесс свободного общения умственно отсталых дошкольников и младших школьников протекает в социально упорядоченных формах, то есть дети стремятся соблюдать основные правила поведения в обществе. В силу структуры основного дефекта при реализации этого стремления возникают частые противоречия между требованием соблюдения социальной нормы поведения от окружающих сверстников и способами, которые использует ребенок для того, чтобы убедить партнеров по общению в ее необходимости.
4. Эссе на тему «Профессиональный портрет олигофренопедагога»
Каждый человек на определённом этапе своей жизни оказывается перед сложным, судьбоносным выбором: «Кем быть?» Этот вопрос задает любой ребёнок, начиная познавать сюжетно-ролевые игры.
Профессия педагога – одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт человечества. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывается несколько десятков тысяч, профессия педагога считается неизменной, хотя каждая эпоха предъявляет к ее носителям новые требования.
1. Безрукова, Е.З. Психологическое изучение умственно отсталых школьников / Е.З. Безрукова, С.Д. Забрамная. – Свердловск : Изд-во СГПИ, 1974. – 80 с.
2. Винникова, Е.А. Дошкольная олигофренопсихология : пособие / Е.А. Винникова, С.А. Глуховская. – Минск : БГПУ, 2012. – 216 с.
3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников : учебное пособие / Я.Л. Коломинский [и др.] ; под общ. ред. Я.Л. Коломинского. – Минск : Універсітэцкае, 1997. – 235 с.
4. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
5. Катаева, А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта / А.А. Катаева // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта/ под ред. Л.П.Носковой ; Научно-исследовательский ин-т дефектологии акад. Пед. наук СССР. -М. : Педагогика, 1984. – С. 74–90.