Введение
1. Понятие «общение». Структура и средства общения
2. Вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей Разработайте рекомендации для родителей на тему: «Особенности общения с импульсивными детьми»
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Общение играет значительную роль в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение − это основное условие развития ребенка, один из важнейших факторов формирования личности, один из главных видов деятельности человека, который устремлен на познание и самооценку через посредство других людей. С первых моментов жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов психического развития.
1. Понятие «общение». Структура и средства общения
Общение − это многогранный сложный процесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Этот процесс порождается необходимостью совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, а также выработку общего плана взаимодействия [2, с. 34].
Общение, как правило, включает в себя практическое взаимодействие людей в форме совместной работы, обучения, коллективных игр. Коммуникация в психологии способствует планированию, осуществлению и контролю деятельности людей.
Отношения определяются через понятие "общение", а общение-это процесс взаимодействия между людьми, который осуществляется посредством речевого и неречевого взаимодействия. Концепция коммуникации направлена на достижение изменений в мотивационной, когнитивной, поведенческой и эмоциональной сферах индивидов, участвующих в коммуникации. Во время общения участники обмениваются не только физическими действиями, результатами работы или продуктами, но и идеями, намерениями, мыслями, опытом.
Человек учится общаться с детства, осваивает различные виды общения в зависимости от среды, в которой он живет, и людей, с которыми он взаимодействует. Все это имеет спонтанный характер, происходит в повседневном опыте. Часто этого опыта оказывается недостаточно, например, для овладения определенными профессиями, а в некоторых случаях просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в этой ситуации особое место должно быть уделено совершенствованию и изучению законов общения, навыков и умений их использования и учета.
2. Вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей
Вербальное и невербальное общение – это как бы две стороны одного и того же процесса. С помощью языка и речи можно сказать многое, но есть такие моменты, которые лучше всего передаются именно языком тела. Знание возможностей разных форм общения позволяет многое. К примеру, добиваться расположения других людей, предугадывать последствия своих действий и их влияние на окружающих [2, с. 18].
Вербальное общение заключается в словесном обмене информацией между людьми. Речь является проявлением вербальной коммуникации. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений. И отсюда выявляется второй вид общения.
Вербальное общение может производиться путём взаимного обмена информацией, и тогда это диалог. А может производиться и в форме монолога – выступления одного лица. При этом факт общения всегда осознаётся всеми его сторонами. То есть чтобы что-то сказать словами, нужно очень этого захотеть. Это составляет одно из главных различий вербального и невербального общения.
Под невербальным общением понимаются такие средства общения, как мимика, жесты, позы, прикосновения, интонации, изменение обстоятельств общения – то есть такие, которые осуществляются без использования слов. Инструментом такого общения становится человеческое тело, имеющее огромное количество выразительных возможностей [4, с. 10].
3. Разработайте рекомендации для родителей на тему: «Особенности общения с импульсивными детьми»
Рекомендации для родителей импульсивных детей:
– Определите допустимые рамки поведения. Ребенок должен ясно понимать, что можно, а что нельзя. Также важна последовательность. Если сегодня ребенку нельзя на ночь шоколадку, значит, и завтра тоже нельзя, и в последующие дни тоже.
– Следует помнить, что поступки импульсивного ребенка не всегда умышленные.
– Не впадайте в крайности: не стоит допускать излишнюю вседозволенность, но и не стоит требовать выполнение непосильных задач.
– Строго требуйте выполнения правил, которые касаются здоровья ребенка и его безопасности. Только не переусердствуйте, если правил будет слишком много, гиперактивный ребенок не сможет их запомнить [3].
– Проявляя настойчивость в выполнении требований, делайте это нейтральным тоном, одними и теми же словами, сдержанно, спокойно, автоматически. Старайтесь не говорить более 10 слов.
– Подкрепляйте устные требования зрительным примером как надо правильно делать.
– Не стоит требовать от ребенка одновременного исполнения аккуратности, внимательности и усидчивости.
– Не настаивайте на обязательном извинении за проступок.
– Реагируйте на неправильное поведение ребенка неожиданным образом: повторите за ребенком его действия, сфотографируйте его, пошутите, оставьте одного (только не в темном месте).
– Придерживайтесь распорядка дня. Приемы еды, прогулки, игры и другие занятия должны проходить по одному графику. Гиперактивного ребенка нельзя отстранять от выполнения обычных для других детей требований, он должен уметь справляться с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение является важным условием существования человека. Во все времена удовлетворение человеком своих потребностей происходило, как правило, с использованием средств коммуникации.
Общение помогает нам изменить и пересмотреть свое отношение к окружающим. Обмен информацией с другими людьми позволяет нам переосмыслить наши взгляды и изменить себя во времени.
Зная, что побуждает человека к общению, какие мотивы лежат в основе его общения, можно разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Чаще всего выбор коммуникативного паттерна обусловлен не одним мотивом, а целым рядом мотивов.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для вузов / Г. М. Андреева. − М. : Аспект Пресс, 2008. − 375 с.
2. Вердербер, Р., Вердербер, К. Психология общения: полный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. − СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. − 320 с.
3. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. − М. : Генезис, 2000. – 192 с.
4. Поваляева, М. А., Рутер, О. А. Невербальные средства общения / М. А. Поваляева, О. А. Рутер. − Р-н/Д : Феникс, 2004. − 352 с.
5. Психология общения + Приложение: тесты : учебник / Е. И. Рогов. – М. : КНОРУС, 2018. – 260 с.
6. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. − М : Академия, 2000. − 160 с.