ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОЛОГИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Общие суждения о том, что средневековая политическая и правовая мысль была глубоко богословской, что юридические знания были слугой богословия и, следовательно, не имеют теоретической и практической ценности для современности, являются «наследственными» ошибками эпохи Возрождения и Нового времени. Многие современные авторы изменили свою точку зрения по этому вопросу и считают, что средние века были важным формирующим периодом в развитии политической структуры европейского сообщества и что в период средневекового «юридического возрождения» 12-13 вв. были сформулированы юридические концепции, которые все еще используются в политических и правовых знаниях, а сама теология побудила идею универсального закона и порядка к средневековым мыслителям.
Более того, О. Марквард справедливо отмечает, что «средневековье уже было новым временем до Новой Эры» в том смысле, что христианское богословие было определенным способом преодоления гнозиса - доктрины эсхатологического уничтожения мира Богом из-за его оригинальной греховности. Задача христианских богословов, как и в последующее время Просвещения, состояла в том, чтобы оправдать (обосновать) «необходимую меру зла» в мире. Но если, как справедливо полагает О. Марквард, средневековая теология оказалась неудачной попыткой создать различные теории поддержания (сохранения) мира «через теологию творения, т. е. теорию внешнего поддержания мира», то Новое время изменило тактику и оправдало «необходимую меру зла».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОЛОГИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Казуистический характер норм довольно точно определяет необходимое поведение для конкретных субъектов правоотношения, не вызывая больших трудностей в его применении, но что делать, когда норма имеет такой минимум содержания, что другая интерпретация возможна из-за ее неопределенности (абстрактности)? При применении на практике чрезвычайно обобщенной нормы, такой как «арендатор обязан возместить владельцу убыток в случае утраты или повреждения арендованного имущества», возможны различные решения в каждой конкретной ситуации (от обязанности платить ущерб от освобождения от ответственности), поскольку норма определяет конкретное содержание дела .
Это именно та ситуация, с которой сталкивались средневековые юристы, когда необходимо было практиковать библейские моральные принципы и их противоположные интерпретации были возможны в правоохранительной практике. Дело осложнялось еще и тем, что как «священные тексты» Библии, так и авторитетные тексты отцов церкви содержали противоположные суждения относительно тех же дел.
Поэтому возникла необходимость создать метод юридического анализа и синтеза, который, с одной стороны, создавал бы абстрактные и вечные правовые принципы вне контекста юридической практики, а с другой - «примирил бы противоположные суждения» на их основе.
В этой части средневековой юридической науки сделан серьезный шаг вперед. Абстрактные правовые принципы или юридические принципы были разработаны для решения проблемы систематизации права. Западно-европейские юристы XI - XII вв. они пытались систематизировать нормы таким образом, чтобы они составляли целое, т. е. определяли не только элементы, общие для определенного вида прецедента, но и систематизировать нормы на принципы, а сами принципы в единую систему, свод законов, или corpus juris. Закон стал пониматься как связанное целое, единая система, «организм», который развивается во времени. Поэтому, в отличие от предыдущего обычного права и даже от римского права до и после Юстиниана, закон и в последующее время был задуман как органически развивающаяся система, растущий организм, набор принципов и процедур, которые будут построены многими поколениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Именно эти противоречия разбудили новую политическую и правовую мысль эпохи Возрождения и Новой Эры. Как справедливо заметил О. Марквард, «сохранение мира должно быть обеспечено без Бога не через теологию творения, т. е. теорию внешнего миротворчества, а через различные теории самосохранения посредством стратегии самоопределения, то есть с помощью новых знаний». Начиная с позднего Возрождения западноевропейская правовая мысль проводила поиск новых путей преодоления гнозиса, поэтому с шестнадцатого по восемнадцатый века. Европа как бы на какое-то время забывает о частном праве и фокусируется исключительно на публичном правопорядке.
Тем не менее нельзя недооценивать достоинства средневековой мысли и ее схоластический метод юридического анализа и синтеза, который многое сделал для развития правовой науки, и если сегодня он не используется как метод научного знания, он все еще находит свое заявление в судопроизводстве.
Таким образом, вопрос метода правового регулирования в рассматриваемым период становится действительно достаточно остро, что говорит о необходимости как рассмотрения его в науке, так и об анализе возможности применения его на данный момент в современной правовой доктрине.
Разумеется, средневековые юристы сталкивались со своими сложностями, однако не считаю допустимым сравнивать правовые системы, действовавшие сотни лет назад и на данный момент.
1. Новицкий И. Б. Римское право. М .: Ассоциация «Гуманитарные знания», 1993.
2. Теория государства и права. Часть 1. Теория права: учебник / Под ред. Торговый флот Марченко. - М .: Издательский дом «Зертсало-М», 2011. - 516 с.
3. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: Proc. Пособие - 2-е изд., Перераб. и дор. - М.: Т. К. Вельби, Проспект Издательство, 2004. - 240 с.
4. Кучма В.В. Государство и закон древнего мира и средневековья: в двух частях. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. - 548 с.
5. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Издание 2, т. 7. / -M.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - 702 с.
6. Основы религиозных исследований. Учебник / Ю.В. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, | М. П. Новиков и другие; Издание В. Яблокова.- М .: Высшее. шк., 1994.- 368
7. Петрушевский Д. М. Большая хартия свобод и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII века / Д. М. Петрушевский. - 2-е изд. - Москва: М. и С. Сабашниковы, 1918. - 175 с.