Вопрос
Задача
Список использованной литературы
ВОПРОС
Сравните арбитражную и судебную процедуры разрешения международных споров.
Непосредственные переговоры занимают особое место в системе мирных средств разрешения споров. Без переговоров, по существу, вообще невозможно мирное улаживание международных споров, ибо использование всех мирных средств, так или иначе, связано с переговорами.
Консультации, по существу, являются разновидностью переговоров. Это относительно новый способ мирного разрешения споров, его появление относится к XX столетию. Различаются факультативные и обязательные консультации.
Факультативными являются консультации, к которым стороны прибегают в каждом конкретном случае по взаимному согласию. К обязательным относятся консультации, проведение которых обусловлено заранее в соглашении на случай возникновения разногласий между его участниками.
Добрые услуги и посредничество – это мирные средства разрешения международных споров с помощью третьей стороны. Между ними есть много общего, но есть и различия.
Сторона, оказывающая добрые услуги, не должна участвовать в переговорах и влиять на их ход. Посредничество предполагает более активное участие третьей стороны. Его целью является не только налаживание контактов между спорящими сторонами, но и достижение между ними примирения. Обладая широкими правами, посредник должен соблюдать определенные обязанности: воздерживаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой; уважать суверенные права, честь и достоинство спорящих государств.
Добрые услуги и посредничество могут быть индивидуальными и коллективными. Их могут оказывать государство, международная организация, их должностные лица, частные лица, как правило, видные общественные деятели.
Международные следственные и согласительные комиссии – органы, создаваемые спорящими сторонами на паритетных началах, иногда с привлечением третьей стороны. В Уставе ООН эти мирные средства обозначаются терминами «обследование» и «примирение».
ЗАДАЧА
Состав Совета Безопасности ООН и процедура голосования, используемая в этом органе, вызывает критику со стороны многих юристов и национальных правительств. Юридические аргументы заключаются в том, что наличие института постоянного членства не соответствует принципу суверенного равенства государств. Геополитическая аргументация заключается в том, что часть постоянных членов Совета Безопасности ООН утратила свой статус «великой державы», и кроме того, в мире появились новые влиятельные государства (Япония, Индия, Германия), которые вправе претендовать на статус постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Можно ли согласится с данными доводами. Должен ли быть изменен Состав Безопасности ООН? Если да, то каким образом?
Пять постоянных членов Совета Безопасности - победители Второй мировой войны, с тех пор сохранили самые мощные вооруженные силы в мире. Они ежегодно возглавляют список стран с самыми высокими военными расходами. В 2013 году эти государства потратили более 1 триллиона долларов США на оборону, на которую приходится более 55% мировых военных расходов (только США составляют более 35%). Они также входят в число крупнейших экспортеров оружия в мире и являются единственными странами, официально признанными «государствами, обладающими ядерным оружием» в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), хотя есть и другие государства, которые как известно или, как считается, обладают ядерным оружием.
Таким образом, можно сделать вывод что строгих критериев к постоянным членам нет, помимо вышеуказанных. Из чего можно сделать вывод что состав Совета Безопасности может быть изменен.
На сегодняшний день можно выделить следующие предложения ученых теоретиков о способах изменения состава СБ:
1. увеличение числа членов Совета с 15 до 24 путем включения еще пяти постоянных членов без права вето (трех развивающихся и двух промышленно развитых стран) и четырех непостоянных членов. Другое предложение предусматривает включение в число постоянных членов Японии, Германии и трех развивающихся стран (от Латинской Америки - Бразилии, от Азии - Индии, от Африки - ЮАР или Нигерии);
2. в состав Совета следует включить лишь новых непостоянных членов с периодическим перевыбором стран на основе их вклада в миротворческую деятельность ООН и решение проблем развития.
1. Бирюков П. Н. Международное право в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата / П. Н. Бирюков. — 10-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 365 с.
2. Бирюков, П. Н. Право международных организаций: учебное пособие для академического бакалавриата / П. Н. Бирюков. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 170 с.
3. Гетьман-Павлова, И. В. Международное право: учебник для академического бакалавриата / И. В. Гетьман-Павлова, Е. В. Постникова. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 560 с.