Введение
1. Эволюция концепции потребления в макроэкономической теории
2. Динамика и особенности потребления домашних хозяйств в Республике Беларусь
3. Проблемы развития потребительского рынка на современном этапе
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке. На выбор потребителей влияют личные, психологические, культурные, социальные и другие факторы. Эти вопросы с экономической точки зрения решаются в рамках теории потребления. Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как потребитель делает выбор на рынке товаров.
Изучение теории потребительского выбора позволяет рассмотреть процесс формирования спроса на конкретные товары и услуги. Важную роль в изучении целого имеет подробное изучение его частей, в частности анализ поведения и потребления индивида, его выбора.
Несмотря на довольно большой объем исследований, в макроэкономике пока не выработано единой точки зрения на влияние факторов на процесс потребления и на взаимосвязь между потреблением населения и темпами экономического развития.
Основной задачей функционирования экономики была и остается задача удовлетворения потребностей людей. Сегодня, как никогда, ясно, что без решения социальных проблем невозможно продвинуть экономику современной Республики Беларусь в прямом направлении. Состояние потребления населения остается серьезным ограничением в проведении радикальных реформ. Потребление значительной части дохода влечет за собой уменьшение инвестиций и медленный экономический рост, тогда как потребление небольшой части дохода способствует увеличению инвестиционной активности и быстрому экономическому росту.
Потребление является важной составляющей макроэкономики, поэтому тема данной курсовой работы актуальна в современных условиях функционирования экономики Республики Беларусь. Все регуляторные меры правительства, в конечном итоге, направлены на обеспечение высокого уровня жизни населения.
Необходимость исследования этих и других проблем, большая значимость поднимаемых теоретических и практических вопросов определили актуальность темы, формулировку цели и постановку задач курсовой работы.
1. Эволюция концепции потребления в макроэкономической теории
Потребление – явление, которое сейчас стало одной из самых важных проблем исследования экономики – не всегда находилось в центре его внимания. Интерес к потреблению в начале экономических исследований был низким. Первоначальное место потребления в исследованиях экономистов 17-го века было результатом его низкого экономического и социального положения. Потребности большинства общества в то время были небольшими и ограничивались элементарными потребностями, такими как еда, одежда или жилье. Большее и более разнообразное потребление может быть связано только с высшими классами, то есть аристократией.
Экономисты того времени были в основном представителями так называемого меркантилизма, иногда также описательно называемый «эрой купцов» или «торговым капитализмом». Меркантилизм, особенно ранний – так называемый булионизм, отождествил богатство нации с валютным профицитом во внешней торговле. Для его максимизации необходимо форсировать производство, особенно на экспорт, и в то же время ограничить внутреннее потребление, и в частности потребление импортных товаров. Максимально возможный экспорт и минимально возможный импорт (лучше всего сводиться только к импорту сырья и материалов, необходимых для внутреннего производства) были руководящим принципом меркантилистской экономической политики. Эта политика также направлена на минимизацию издержек производства, что должно было обеспечить конкурентоспособность собственного экспорта на внешних рынках [17, c. 121].
По словам меркантилистов, богатство нации не было определено с точки зрения суммы индивидуального богатства. Они выступали за увеличение благосостояния нации путем одновременного стимулирования производства, увеличения экспорта и контроля внутреннего потребления. Поэтому богатство нации основывалось на массовой бедности. Хотя меркантилисты уделяют большое внимание производству, они считают изобилие товаров внутри страны нежелательным. В то время экономическая мысль пришла к реализации важнейшего механизма рыночной экономики – обращения доходов как фактора внутреннего спроса и, соответственно, стимула для экономического роста.
2. Динамика и особенности потребления домашних хозяйств в Республике Беларусь
Анализ структуры расходов домашних хозяйств Республики Беларусь и оценка взаимосвязи между структурой потребления и реальными располагаемыми доходами населения необходимы, прежде всего, для фирм, выходящих на рынок, а также для государства, для планирования и разработки социальной политики. Доходы населения являются лучшим инструментом для измерения благосостояния общества.
Типы, характер возникновения, источники, уровень доходов, в том числе, прежде всего, денежные доходы населения, являются вопросами социальной экономики. Поскольку социальная экономика ориентирована на человека и предназначена для удовлетворения его потребностей, интересов, потребностей, о состоянии и успехах этой экономики судят по тому, как живут люди.
Среди используемых показателей, характеризующих домохозяйства, – денежные доходы населения на человека или семью. Обычно измеряется ежемесячный доход, который должен превышать прожиточный минимум, рассчитанный исходя из потребления каждым человеком минимально необходимого набора товаров – «потребительской корзины» [22].
Рассмотрим денежные доходы населения Республики Беларусь в таблице 2.1.
Согласно данным таблицы, денежные доходы имеют тенденцию к росту: на протяжении всего анализируемого периода они увеличивались и в 2018 году составили 72,8 млрд руб. (выросли на 14,9 млрд руб. или на 24 % по сравнению с 2016 годом). Денежные доходы в расчёте на душу населения также имели тенденцию к росту. В 2018 году по отношению к 2016 году они выросли на 124,7 руб. или на 24,7 % и составили 639,6 руб. Если рассматривать доходы населения, скорректированные с учетом инфляции, то можно сделать вывод, что в 2018 году они выросли на 7,9 %.
3. Проблемы развития потребительского рынка на современном этапе
Рассмотрим основные направления и перспективы развития потребительского рынка Республики Беларусь. Наиболее важные субъекты потребительского рынка со стороны предложения, такие как оптовые, розничные и розничные торговые предприятия, предприятия общественного питания и бытового обслуживания, предпринимательская, информационная, транспортно-экспедиционная, выставочно-ярмарочная деятельность и реклама, подлежат дальнейшему развитию и формированию.
Развитие потребительского рынка напрямую влияет на состояние сферы торговли, поскольку он является одним из ее основных структурообразующих элементов.
Одним из основных направлений развития потребительского рынка является организация (продвижение формирования) рекламно-выставочной деятельности на высоком профессиональном уровне. Совершенствование этой деятельности предполагает организацию рекламно-информационного обеспечения выставочных проектов, создание методов подготовки и проведения выставочных проектов и эффективное участие в выставках местных компаний, формирование торгово-выставочного центра.
Следует отметить, что в настоящее время нормативно-правовая база в сфере потребительского рынка не в полной мере обеспечивает эффективное развитие различных видов деятельности в условиях рыночных отношений. Требуется создание законов о потребительском рынке товаров и услуг, о государственной поддержке отечественных производителей, об основах государственного контроля в сфере потребительского рынка товаров и услуг.
Деятельность органов власти направлена на совершенствование правовой и организационной базы для функционирования потребительского рынка, создания конкурентной среды и активного внедрения технологий. В то же время основным приоритетом развития потребительского рынка является повышение качества и расширение ассортимента товаров и услуг, а также обеспечение их доступности по цене и территориальным факторам с учетом интересов всех субъекты рынка: как потребители, так и различных предприятий, и организаций.
Заключение
Экономическая теория потребления находится в постоянном движении. Анализ экономической литературы показал, что потребление домашних хозяйств следует определять как сложное многомерное и многофакторное экономическое явление, которое имеет различные формы проявления, которые представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих между субъектами экономической системы в отношении использования полезных свойств конкретного продукта, связанных с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием стоимости продукта в условиях ограниченных ресурсов.
Можно утверждать, что на современном этапе происходит процесс эволюционного расширения предмета и метода теории потребления путем интеграции с другими науками. Экономическая теория потребления обеспечивает системное понимание сферы потребления, механизмов его функционирования. Прикладные науки отражают многообразие подходов и методов изучения потребительской активности. Объединенные усилия различных наук создают более надежную и реалистичную теорию, которая позволяет на практике более эффективно прогнозировать будущие тенденции и модели потребления.
На протяжении всего анализируемого периода денежные доходы увеличивались и в 2018 году составили 72,8 млрд руб. (выросли на 14,9 млрд руб. или на 24 % по сравнению с 2016 годом). Денежные доходы в расчёте на душу населения также имели тенденцию к росту. В 2018 году по отношению к 2016 году они выросли на 124,7 руб. или на 24,7 % и составили 639,6 руб.
Если рассматривать доходы населения, скорректированные с учетом инфляции, то можно сделать вывод, что в 2018 году они выросли на 7,9 %. В 2016 году наблюдалось падение реальных располагаемых доходов: произошло снижение на 6,9 % соответственно.
1. Басовская, Е.Н. Экономическая теория: учеб. для вузов / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
2. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 202 c.
3. Бодкин Р. Кейнсианские эконометрические концепции: потребительские и инвестиционные функции в кн.: Современная экономическая мысль. Пер. с англ. / Р. Водкин. – М., 2013. – С.133.
4. Гужва Е.Г. Теория потребления: концептуальные подходы к развитию национальной экономики / Е.Г. Гужва. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 5.
5. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: учеб. пособие / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2015. – 254 c.
6. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: учебник / В.В. Золотарчук. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 608 c.
7. Иванова, В.И. Проблемы развития потребительского рынка Республики Беларусь: региональный аспект / В.И. Иванова // Экономика и управление. — 2013. — № 2 (34). — С. 69—72
8. Кисилева, Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учеб. пособие / Е.А. Кисилева. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2016. – 382 с.
9. Клейнер Г.Б. Наноэкономика / Г.Б. Клейнер // Вопросы экономики. – 2014. – № 12. – 57 с.
10. Кураков, Л.П. Экономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, Н.Н. Дроздов, М.В. Игнатьев и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 752 с.
11. Лемешевский И.М. Национальная экономика Беларуси: основы стратегии развития: курс лекций для студентов эконом. спец. вузов / И.М. Лемешевский. — Минск: ФУАинформ, 2012. — 560 с.
12. Липсиц, И.В. Экономика: учебник / И.В. Липсиц. – 4-е изд., стероетип. – М.: КНОРУС, 2017. – 310 с.
13. Манахова И.В. Наноэкономика: многоуровневый подход к исследованию экономических отношений / И.В. Манахова // Известия СГУ. Новая серия. Экономика. Управление. Право. Том 11.– 2011. – Вып. 2. – с. 8-12.
14. Миропольский Т.Г. Макроэкономика: учебник / под ред. Д.Ю. Миропольского, Т.Г. Бродской. – СПб.: Питер, 2016. – 368 с.
15. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М.П. Тейлор. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 560 с.
16. Мясникович, М. В. Макроэкономическая политика Республики Беларусь: теория и практика : курс лекций / М. В. Мясникович ; Академ. упр. при Президенте Респ. Беларусь. - Минск, 2012.
17. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. – М.: КноРус, 2017. – 792 с.
18. Розанова, Н.М. Макроэкономика. Продвинутый курс: в 2 т.: учеб. для магистратуры / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2015. – 650 с.
19. Рудакова И.Е. Макроэкономическая теория: проблемы, версии, полемика / И.Е. Рудакова, А.А. Никифоров. – М.: Дело и Сервис, 2013. – с. 26-27.
20. Сажина, М.А. Экономическая теория: учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Форум, 2017. – 608 с.
21. Соколов Э.Г. Внешнеэкономические связи региона / Э.Г. Соколов. — Брест: Изд-во «Академия», 2005. — 180 с.
22. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2019 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/upload/iblock/0be/0becfeb4ff8551d54808f25ebc33ca51.pdf
23. Тихонов А.О. Экономика региона: курс лекций / А.О. Тихонов. — Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010. — 114 с.
24. Шелег, Н.С. Проблемы стратегии развития потребительского рынка Республики Беларусь с учетом реформирования, интеграции и глобализации / Н.С.Шелег // Белорусский экономический журнал. – 2017. - №1. - С.284- 286.
25. Экономическая теория / Под ред А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича, 3-е изд. – СПб., 2014. – 261 с.