ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1 Свободные экономические зоны: понятие, функциональная роль, классификация видов, черты
1.2 Динамика и тенденции развития СЭЗ в мировой экономике
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЭЗ: МИРОВОЙ ОПЫТ
2.1 Необходимость и формы регулирования формирования и функционирования СЭЗ
2.2 Методы таможенного, валютного, налогового и финансового регулирования
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИРОВОГО ОПЫТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития любого государства переход к рыночным отношениям меняет характер территориальных форм экономического развития. Свободные экономические зоны являются важным путем перехода к рыночной системе. Современные тенденции глобальной экономической интеграции стран и расширение Всемирной торговой организации создают серьезные проблемы для изучения свободных экономических зон.
В основном, организация свободной экономической зоны предполагает привлечение инвестиций в страну, что включает в себя снижение налога на прибыль предприятий, а также другие финансовые льготы, такие как амортизационные отчисления, снижение налогов для предприятий в начале инвестиционного периода.
Также можно отметить наличие таможенных льгот-отмена ввозных таможенных пошлин, наличие свободного ввоза на предприятие, возможность отмены вывозных таможенных пошлин.
Сегодня свободная экономическая зона вносит большой вклад в развитие своего региона. Как известно, от эффективности развития каждого региона страны зависит общая экономическая эффективность. Свободные экономические зоны стимулируют поток инвестиций, что также приводит к увеличению производства. В рамках свободной экономической зоны предоставляются льготные условия для ее резидентов, привлекательные для отечественных и зарубежных инвесторов и производителей [1, с. 68].
Концепция создания свободных экономических зон в нашей стране основана на международном опыте организации и развития этих территориальных образований. Следует также отметить, что в последнее время во всех областных центрах появились свободные экономические зоны, которые позволили обеспечить более благоприятные условия для деятельности резидентов в регионах страны.
В связи с признанной эффективностью свободных экономических зон, а также их способностью привлекать иностранные и стимулировать государственные инвестиции, положительно влиять на развитие предпринимательской деятельности, обеспечивать рабочие места, в соответствии с которыми, увеличивая доходы бюджета, а также торговый и платежный баланс, необходимо признать целесообразность включения создания таких зон в направления экономической политики страны.
ГЛАВА 2 Государственное регулирование СЭЗ: мировой опыт
2.1 Необходимость и формы регулирования формирования и функционирования СЭЗ
В современном мире, где процессы глобализации являются важной характеристикой, вопросы, связанные с обеспечением открытости национальной экономики и ее интеграции в мировую экономику, приобретают все большее значение для большинства стран. Поступая таким образом, они стремятся получить экономическую выгоду от участия в международном разделении труда.
Объединенный деловой район имеет несколько типов и стал одним из наиболее эффективных инструментов интеграции национальной экономики в процессы восстановления мировой экономики и внешнеэкономической деятельности. К ним относятся свободные экономические зоны, которые позволяют странам, прежде всего, получить региональное преимущество в ускорении экономического роста и социально-экономического развития территорий, а также мультипликативно влиять на развитие национальной экономики в целом.
В настоящее время свободная экономическая зона (СЭЗ) является одним из наиболее распространенных способов привлечения иностранного капитала и модернизации экономики. Через некоторое время стали появляться свободные экономические зоны, специализирующиеся на предоставлении определенных услуг (банковских, туристических, информационных) под названием зоны обслуживания, свободные экономические зоны также являются междисциплинарными. Мировой опыт показывает важность и влияние повышения уровня экономического развития региона, притока иностранных инвестиций, стимулирования занятости, стимулирования экспорта, а также удовлетворения внутренних потребностей национальных рынков. Однако в разных странах существуют особые экономические зоны различного типа, обусловленные уровнем развития инфраструктуры и благоприятным инвестиционным климатом. Они не всегда эффективны.
Особый интерес представляет реальный опыт портовых экономических зон стран ЕС, в частности ближайших соседей Беларуси – балтийских стран. Это зоны латвийского города и порта Лиепая и порт Силламяэ в Эстонии. Они создают благоприятные условия для инвесторов, предлагая различные налоговые льготы. В Латвийской республике действуют четыре особых экономических зоны: свободные порты Рижский и Вентспилсский, а также специальные экономические зоны Лиепайская и Резекненская. Правовой режим предпринимательской деятельности регулируется отдельными законами. Лицензируемая компания на территории свободной зоны-Свободный порт и администрация порта.
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИРОВОГО ОПЫТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Развитие свободных экономических зон в Республике Беларусь связано со многими проблемами, которые можно разделить на глобальные и связанные с функционированием конкретных свободных экономических зон. К основным задачам относятся:
При создании свободной экономической зоны достаточно предоставить налоговые, таможенные и другие льготы, и тогда в страну начнет поступать иностранный капитал, который решит насущные проблемы региона и страны в целом. В то же время часто игнорируется необходимость создания механизма для функционирования каждого конкретного региона, без которого невозможно достичь поставленных для региона целей.
В Республике Беларусь нет плана по планированию и развитию свободных экономических зон, за исключением перечня регионов, которые должны быть созданы с четким изложением требований и задач каждой свободной экономической зоны, этапов ее формирования, приоритетных отраслей, объемов инвестиций и привлечения инвестиций.
Также отсутствует методика расчета эффективности создания и функционирования особых экономических зон. Такой подход должен включать в себя расчет затрат (объем необходимых инвестиций, уменьшение доходов бюджета, связанных с предоставлением налоговых и таможенных льгот), доходов от деятельности свободной экономической зоны (рост валютных поступлений, рост экспортно-импортных операций, привлечение иностранных инвестиций) [12, с. 149].
Несмотря на то, что необходимость создания свободных экономических зон в Республике Беларусь встречается редко, так как создание свободной зоны, возможно, применить только к небольшому количеству организаций (особенности СЭЗ не распространяются на банки и страховые организации, общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, операции с ценными бумагами; реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории), наличие этих проблем позволяет усомниться в целесообразности создания и получения желаемых результатов от конкретных свободных экономических зон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Свободная экономическая зона-это регион с достаточно интенсивными финансовыми, торговыми, промышленными и технологическими связями. Они являются очагом высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, а также местом совершенствования технологий и механизмов управления.
Реализация стратегии ускоренного экономического роста при создании свободных экономических зон: выявление регионов и регионов с использованием благоприятных факторов на основе международного сотрудничества для стимулирования экономической активности. Это позволяет решать взаимосвязанные задачи: экономические, социальные, промышленные и научно-технические. С точки зрения государства и инвесторов цели создания особых экономических зон очень разные.
Создание свободных экономических зон направлено на стимулирование социально-экономического развития страны и отдельных административно-территориальных единиц, привлечение инвестиций, создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств на основе новых и высокотехнологичных технологий. Существуют различные типы особых экономических зон, которые характеризуются своими целями и задачами ведения бизнеса. Можно выделить основные направления: торгово-промышленные, производственные, технологические, сервисные и комплексные зоны.
Для привлечения инвестиций в экономику страны, в Республике Беларусь созданы 6 свободных экономических зон: свободная экономическая зона «Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Могилев» и СЭЗ «Гродноинвест».
Количество налогов, уплачиваемых резидентами свободных экономических зон, ограничено. Кроме того, есть ряд преимуществ по сравнению с Национальной налоговой системой.
Диверсифицированная промышленная инфраструктура, необходимое транспортное и инженерное обеспечение, развитая коммуникация и пригодность для строительства новых площадок в перспективных направлениях развития, хорошо подготовленная и относительно дешевая рабочая сила-все это отличает свободную экономическую зону Республики Беларусь и делает ее привлекательной для потенциальных инвесторов.
Прогресс в развитии свободных экономических зон в Республике Беларусь незначителен. Только около 3% трудоспособного населения Беларуси работает в свободных экономических зонах. Доля экспортно-ориентированной продукции в общем объеме производства колеблется от 50% до 65%, что довольно низкое по международным стандартам.
1. Губина М. А. Мировая экономика и международные экономические отношения. Практикум : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / М. А. Губина, А. Г. Коваль, З. С. Подоба, С. Ф. Сутырин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 306 с.
2. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник / В.К. Ломакин. - М.: Юнити, 2016. - 671 c.
3. Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: Инфра-М, 2018. - 224 c.
4. Дерен, В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. - 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 588 с.
5. Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова. - М.: Юнити, 2017. - 64 c.
6. Зубенко В. В. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Зубенко, О. В. Игнатова, Н. Л. Орлова, В. А. Зубенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 409 с.
7. Таймасов, А.Р. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие / А.Р. Таймасов, З.М. Муратова, К.Н Юсупов. - М.: КноРус, 2016. - 143 c.
8. Колесов В. П. Мировая экономика. Экономика стран и регионов : учебник для академического бакалавриата / В. П. Колесов [и др.] ; под редакцией В. П. Колесова, М. Н. Осьмой. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 519 с.
9. Погорлецкий А. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для бакалавриата и специалитета / А. И. Погорлецкий [и др.]; под редакцией А. И. Погорлецкого, С. Ф. Сутырина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 499 с.
10. Халевинская, Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. - М.: Магистр, 2017. - 416 c.
11. Шаховская, Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. конспект лекций / Л.С. Шаховская. - М.: КноРус, 2018. - 320 c.
12. Шимко, П.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Д. Шимко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 392 c.
13. Кудров, В.М. Мировая экономика: Учебное пособие / В.М. Кудров. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 416 c.
14. Пашковская, М.В. Мировая экономика: Учебник / М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик. - М.: МФПУ Синергия, 2018. - 528 c.
15. Григорьева, Е.М. Мировая экономика. Краткий курс для бакалавров: Учебное пособие / Е.М. Григорьева. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 192 c.
16. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/.