ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие антидемпинговых мер как инструмента регулирования внешнеторговой деятельности
1.2 Особенности антидемпинговых мер как инструмента регулирования внешнеторговой деятельности
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Проблемы антидемпинговых мер как инструмента регулирования внешнеторговой деятельности
2.2 Пути совершенствования антидемпинговых мер как инструмента регулирования внешнеторговой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Антидемпинговые меры, регулируемые ст. VI ГАТТ и Соглашением о применении статьи VI ГАТТ [1, 2], направлены на предотвращение недобросовестной конкуренции, выражающейся в поставках импортной продукции по демпинговым ценам, то есть ниже «нормальной стоимости». Их применение заключается во введении антидемпинговых пошлин, взимаемых дополнительно к таможенным платежам, что увеличивает конечную стоимость товара, либо принятии экспортером добровольных ценовых обязательств. Срок действия данных мер не должен превышать 5 лет, однако возможно его продление по результатам соответствующего разбирательства.
Демпинг является одной из стратегий проникновения на рынок и нередко используется крупными корпорациями для увеличения объемов поставок и вытеснения конкурентов. Значительные финансовые и производственные ресурсы позволяют им продавать товары по ценам, которые не только меньше, чем у других фирм, но ниже себестоимости, в течение определенного времени, принимая на себя убытки как плату за получение доминирующего положения на рынке.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с антидемпинговыми мерами как инструментом регулирования внешнеторговой деятельности.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с антидемпинговыми мерами как инструментом регулирования внешнеторговой деятельности.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с антидемпинговыми мерами как инструментом регулирования внешнеторговой деятельности.
Цель образует задачи:
рассмотреть понятия, связанные с антидемпинговыми мерами как инструментом регулирования внешнеторговой деятельности;
определить особенности, связанные с антидемпинговыми мерами как инструментом регулирования внешнеторговой деятельности.
К методам, используемым в ходе исследования, следует отнести:
методы анализа и синтеза;
методы индукции и дедукции.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие антидемпинговых мер как инструмента регулирования внешнеторговой деятельности
Сам по себе демпинг не запрещен и его использование не приводит к немедленному введению санкций. Однако такое действие искажает условия справедливой конкуренции и может негативно сказываться на условиях работы производителей внутри государства-импортера. Поэтому наличие ущерба или угрозы ущерба для отраслей национальной экономики выступает одним из необходимых условий антидемпинговых мер, механизм применения которых может быть формализован в виде следующих этапов:
подача заявки со стороны национальных производителей, несущих ущерб, либо подвергающихся угрозе ущерба от действий недобросовестного импортера, поставляющего товар по демпинговым ценам;
проведение антидемпингового разбирательства, в ходе которого устанавливается наличие демпинга, ущерба для национальных отраслей экономики, либо его угроза и обосновывается наличие связи между данными явлениями;
в случае подтверждения претензий вводятся антидемпинговые меры против данного экспортера.
Такой механизм защиты применяется для самого широкого списка продукции различной трудо-, капитало- и наукоемкости. В него включаются как традиционные сырьевые и сельскохозяйственные товары, так и высокотехнологичная продукция машиностроения и химической промышленности.
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Проблемы антидемпинговых мер как инструмента регулирования внешнеторговой деятельности
Изучив практику применения антидемпинговых пошлин, мы можем заметить, что среди отраслей реального сектора в наибольшей защите нуждалась отрасль металлургии.
При анализе импорта товарной позиции 7210 также выявлена тенденция к повышению импорта товаров из КНР. На металлопрокат с полимерным покрытием значение ставки в зависимости от компании-производителя применяется в промежутке от 6,98% до 22,6% от таможенной стоимости. За 3 года ввоз из Китая уменьшился до 339,2 млн. долл. США при резком повышении объемов импорта в 2017 году 445, 7 млн. долл. США. Важно заметить, что антидемпинговая пошлина установлена в отношении металлопроката с полимерным покрытием, происходящим из Тайваня, Гонконга и Макао. В 2017 году доля ввоза продукции из Китая составила более 40% от общего импорта ЕАЭС [16].
Для стальных уголков из Украины (товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС 7216) размер ставки антидемпинговой пошлины установлен в размере 37,89% от таможенной стоимости. Данная мера в соответствие с Решением ЕЭК действительна до 02.07.2022 года. Важно отметить, что во время установления данной меры доля импорта товарной позиции 7216 из Украины составила 66% от общего импорта ЕАЭС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Быстро меняющиеся условия мировой торговли формируют новые вызовы для белорусской экономики. Сегодня уже очевидно, что активное участие в международных организациях и интеграционных группировках становится не дополнительной возможностью, а острой необходимостью для успешного развития республики. В целях защиты национальных внешнеторговых интересов следует совершенствовать законодательство и практику использования антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мероприятий для протекции внутреннего рынка.
2. Анализируя зарубежную практику, можно прийти к выводу о том, что антидемпинговым мерам отводится особое место в инструментарии государственного внешнеторгового регулирования. Так как их достаточно активно применяют в интересах защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от ввоза иностранных товаров по заниженным ценам [6, с.120-131]. Значение антидемпингового регулирования заметно возрастает благодаря увеличению объема международной торговли, расширению товарного перечня на мировом рынке, а также снижению таможенных пошлин.
Таким образом, важнейшей задачей в ЕАЭС является необходимость максимально ликвидировать и/или унифицировать барьеры внутри союза. Идеологи вступления в ВТО поднимают вопрос о преимуществах, открывающихся перед странами. Говорится о повышении конкурентоспособности отечественного производства, о дополнительном инвестиционном преимуществе страны. Переход на международные стандарты будет способствовать притоку прямых иностранных капиталовложений, трансферту технологий и созданию новых рабочих мест. Ожидается улучшение доступа наших товаров на международные рынки. Экспортеры получат снижение таможенных тарифов, а население доступ к высококачественной продукции и услуг.
1. GATT // World Trade Organization. Электронный ресурс: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/gatt47_e.pdf.
2. Agreement on implementation of article VI of the general agreement on tariffs and trade // World Trade Organization. Электронный ресурс: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/19-adp.pdf.
3. Prusta T. On the spread and impact of Antidumping / Tomas J. Prusta // National Bureau of Economic Research. 1999. Working Paper No. 7404.
4. Anti-dumping // World Trade Organization. Электронный ресурс]: http://www.wto.org/english/tratop_e/adp_e/ AD_InitiationsBySector.pdf.
5. Subsidies and countervailing measures // World Trade Organization. Электронный ресурс: http://www.wto.org/ english/tratop_e/scm_e/CV_InitiationsByExpCty.pdf.
6. Agreement on Subsidies and Countervailing Measures // World Trade Organization. Электронный ресурс: http://www. wto.org/english/docs_e/legal_e/24-scm.pdf.
7. Subsidies and countervailing measures // World Trade Organization. Электронный ресурс: http://www.wto.org/ english/tratop_e/scm_e/CV_InitiationsBySector.pdf.
8. Agreement on Safeguards // World Trade Organization. 2013. Электронный ресурс: http://www.wto.org/english/ docs_e/legal_e/25-safeg.pdf.
9. О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами: Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 г. №346-3 // Нац. реестр правовых документов Республики Беларусь. 2004, №193.
10. Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008 г. // ЕЭК. Электронный ресурс: http://www.eurasiancommission.org/docs/Download. aspx?IsDlg=0&ID=3052&print=1.
11. Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19.11.2010 г. // ЕЭК. Электронный ресурс: http://www.eurasiancommission.org/docs/ Download.aspx?IsDlg=0&ID=3073&print=1.
12. Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам // ЕЭК. Электронный ресурс: http://www.eurasiancommission. org/docs/Download.aspx?IsDlg=0&ID=3074&print=1.
13. Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационныхмерпоотношениюктретьимстранамот25.01.2008г.// ЕЭК. Электронный ресурс: http://www.eurasiancommission.org/ docs/Download.aspx?IsDlg=0&ID=3080&print=1.
14. Меморандум о сотрудничестве в области применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер между Евразийской экономической комиссией и Министерством коммерции Китайской Народной Республики // ЕЭК. Электронный ресурс: http://www.eurasiancommission.org/docs/Download. aspx?IsDlg=0&ID=4247&print=1.
15. Таможенный кодекс Таможенного союза, ст. 70 «Общие положения о таможенных пошлинах» // ЕЭК. Электронный ресурс: http://www.eurasiancommission.org/docs/ Download.aspx?IsDlg=0&ID=3177&print=1.
16. Дюмулен, И.И. Нетарифные ограничения в международной торговле. Зарубежная практика. М., 1997.
17. Оценка экономических эффектов отмены нетарифных барьеров в ЕАЭС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/developDocs/Documents/EAEU_estims.pdf.
18. http://www.ved.gov.ru/rus_export/torg_exp/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/rus_export/torg_exp.
19. Dyumulen I.I. Non-tariff restrictions in international trade. Foreign practice. M., 1997.
20. Assessment of the economic effects of the abolition of non-tariff barriers in the EAEU. [Electronic resource]. Access mode: http://www.eurasiancommission.org/en/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/developDocs/Documents/EAEU_estims.pdf.