ВВЕДЕНИЕ
1 РАЗМЕЩЕНИЕ И ВЫКЛАДКА ТОВАРОВ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Сущность и задачи размещения и выкладки товаров в деятельности торговых организаций
1.2 Основные принципы размещения и выкладки товаров
1.3 Современные подходы к размещению и выкладке товаров
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И ВЫКЛАДКИ ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ МАГАЗИНА ООО «МАРКО-СЕРВИС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Марко-Сервис»
2.2 Размещение и выкладка товаров в магазине ООО «Марко-Сервис»
2.3 Направление совершенствования размещения и выкладки товаров в магазине ООО «Марко-Сервис»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина – это важнейшие средства стимулирования сбыта. Наиболее развитые розничные торговые организации давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам в своей деятельности.
Правильное размещение товаров в торговом зале магазина, прежде всего, позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные потребители знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. Как правило это также сокращает затраты на время работников магазина в процессе пополнения товарных запасов, за счёт использования коротких путей движения товаров из складских помещений к зоне их выкладки.
Мерчандайзинговая деятельность - это процесс активного отношения субъекта к действительности розничной торговой организации и поведению посетителей торгового зала, в ходе которого происходит достижение им целей мерчандайзинга.
Практика показывает, что необходимость применения мерчандайзинга увеличивается с повышением самостоятельности покупателя при продаже товаров методом самообслуживания, при котором товары и посетители «общаются» между собой без вмешательства продавцов-консультантов, а участие последних сводится до минимума, особенно относительно товаров массового спроса, и снижается по мере возрастания роли продавца в торгово-технологическом процессе.
Самое важное - знать, чего хотят покупатели и чего ждут от предложения в конкретном магазине. Удовлетворение потребностей покупателя лежит в основе концепции мерчандайзинга.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день, в условиях насыщения товарного рынка и присутствия на нем множества торговых организаций, становится необходимым привлекать внимание потребителей для увеличения прибыли, что и позволяет осуществить рациональное размещение товаров в зале.
Главной целью любой организации является получение высокой прибыли. Этого можно добиться многими способами. Одним из них является создание эффективной выкладки и размещения товаров в торговом зале магазина.
Цель курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении основ, принципов размещения и выкладки товаров, современные подходы к размещению и выкладке.
В качестве объекта исследования выбран магазин ООО «Марко-Сервис».
Предметом исследования являются способы, принципы и задачи размещения и выкладки товаров в торговом зале ООО «Марко-Сервис».
1 РАЗМЕЩЕНИЕ И ВЫКЛАДКА ТОВАРОВ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Сущность и задачи размещения и выкладки товаров в деятельности торговых организаций
На эффективность работы магазина в значительной степени влияют размещение и выкладка товаров в торговом зале. При этом понятия "размещение товаров" и "выкладка товаров" следует различать. Размещение - это распределение товаров на площади торгового зала, а выкладка – это же расположение, укладка и показ товаров на торговом оборудовании [1 , с. 465].
Выкладка товаров – это определённые способы укладки и демонстрации товаров в торговом зале. Это необходимо: для демонстрации, для простоты поиска и выбора тех товаров, которые необходимы покупателю [2 , с. 71].
Цель выкладки – с помощью методов комбинированного воздействия управлять восприятием и поведением потенциального покупателя [16].
В зависимости от целей мерчендайзинга выкладка товаров может решать следующие основные задачи:
- способствовать распределению познавательных ресурсов посетителя;
- предопределять уровень обзора и привлекательность товара для посетителя;
- способствовать формированию более тесных взаимоотношений между
товарами и посетителями;
- создавать условия для «перекрёстного мерчандайзинга», при котором «товары-продавцы» наиболее полно используют свой потенциал по продаже дополняющих товаров, товаров импульсного и пассивного спроса;
- создавать хорошие условия для отдельных товаров и торговых марок;
- способствовать достижению высокого уровня конкурентоспособности. Приступать к формированию выкладки следует с разработки концепции представления товара. На сегодняшний день существует несколько основных концепций выкладки товара:
- идейное представление – в основе представления лежит какая-либо идея.
Наиболее часто встречаемый приём – в рамках своей группы упорядочивают товары одного поставщика или товары, продаваемые под одной маркой;
- группировка по видам и стилям – «Все 100% соки – в одном месте, а нектары рядом», «Сливочное масло – на этой полке, а маргарин – на той». Покупателю будет примерно понятно, какими свойствами обладает сгруппированный в блок товар;
- выравнивание цен – в самом примитивном случае концепция выравнивание цен выглядит так: «на нижней полке – все по 10 руб., на средней – по 20 руб.». Более часто концепция выравнивания встречается в виде размещения товаров по возрастанию цен;
- группировка по назначению – «Майонезы – на одном стеллаже, соусы на следующем»;
- респектабельно-специализированное представление – применяется в основном при выкладке элитных, редких товаров или в крупных магазинах, делающих упор на широту ассортимента.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И ВЫКЛАДКИ ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ МАГАЗИНА ООО «МАРКО-СЕРВИС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Марко-Сервис»
Организационно-правовой формой организации является общество с ограниченной ответственностью. ООО «Марко-Сервис». Зарегистрирован решением Витебского горисполкома от 20 сентября 1995 г. Регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (кроме представительства иностранной организации) № 300401978.
Общество осуществляет свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Республики Беларусь, имеет печати и штампы со своим наименованием свой расчетный счет в банке, самостоятельный баланс. Оно осуществляет хозяйственную деятельность на принципах самоуправления и самоокупаемости, ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность.
ООО «Марко-Сервис» - розничная сеть, которая на сегодняшний день насчитывает 84 фирменных магазина, расположенных по всей Республике Беларусь.
Целью создания ООО «Марко-Сервис», является получение прибыли. Основным видом деятельности компании является розничная продажа обуви.
Управление в ООО «Марко-Сервис» осуществляется административными, экономическими и социально-психологическими методами. В организации применяется четкая система регламентов, различных стандартов. Распорядительное воздействие выражается в форме распоряжений, указаний, инструкций, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Дисциплинарное взыскание применяется при нарушении трудовой дисциплины.
Организационная структура ООО «Марко-Сервис» представлена в приложении 1.
В ООО «Марко-Сервис» линейно-функциональная организационная структура, которая основана на так называемом "шахтном" принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя - функциональных руководителей.
Все участки выведены в прямое подчинение директору для обеспечения наибольшей продуктивности их работы. Структура управления максимально сокращена для более эффективной координации схожих по направлениям деятельности подразделений. Управлением предприятия в целом занимается директор. В его ведении находятся вопросы стратегического характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выкладка – это не «красивая картинка», а эффективный (подчас единственный) инструмент управления продажами в торговом зале. В управлении процессами торговли важная роль, отводится организации размещения товаров в торговом зале и правильном мерчендайзинге. Если торговая организация будет решать задачи размещения и выкладки, разрабатывать концепции представления товара и соблюдать правила мерчендайзинга, то торговая организация будет вести успешную торговую деятельность благодаря тому, что уделяет особое внимание правильному размещению и выкладке товаров.
Соблюдение основных принципов размещения и выкладки товаров позволит торговой организации удержать своего покупателя, чтобы он приходил в торговый объект снова и снова. Чем больше будет соблюдено данных принципов организацией, тем более конкурентоспособной она станет, для других организаций. Так что стоит отметить, что все эти принципы очень важны для торговых объектов и их стоит брать во внимание при организации размещения и выкладки товаров в торговом зале. При их соблюдении товары будут привлекать внимание покупателя, повысится товарооборачиваемость, украсит торговый объект, облегчит работу персонала и повысит культуру торговли.
Современные подходы к размещению и выкладке товаров также играют важную роль в жизни торговой организации, так как они позволяют улучшить товарооборачиваемость товаров, улучшить имидж магазина. Поэтому если торговый объект будет следовать современным принципам размещения и выкладки, то он будет посещаемым и это хорошо повлияет на товарооборот организации.
Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей торгово-технологической цепи. Это должно достигаться соответствием ее требованиям поточной обработки товаров (грузов), при этом каждая предыдущая операция одновременно должна являться подготовкой к последующей, особенно важное значение здесь имеют операции, связанные с размещением и выкладкой товаров.
ООО «Марко-Сервис» - розничная сеть, которая на сегодняшний день насчитывает 84 фирменных магазина, расположенных по всей Республике Беларусь. Целью создания ООО «Марко-Сервис», является получение прибыли. Основным видом деятельности компании является розничная продажа обуви. Розничный товарооборот организации в 2018 году сократился на 10683 руб. или на 3,17 %.Среднесписочная численность работников увеличилась на 104 человека или на 17,93 %, при этом производительность труда сокращается, что связано с сокращением общего размера розничного товарооборота. Сокращение производительности труда составило 104,96 тыс. руб. или 17,86 %.
1 Андерхилл, П. Почему мы покупаем, или как заставить покупать: учеб.пособие для вузов. / П. Андерхилл. - Попурри, 2003, - 352 с.
2 Бакунович, М. Ф.,Атмосфера магазина / М. Ф. Бакунович. -2005. - №4.– С. 5-12.
3 Галун, Д. Визуальный мерчандайзинг на раз-два-три-четыре-пять: учебное пособие для проф.-техн. Учеб.заведений / Д. Галун. – СПб.: Питер, 2012. - 128 с.
4 Говард, ДТеория поведения покупателя. Классика маркетинга: учеб.-метод. пособие для вузов / Д. Говард, Дж. Шет. – Минск: БГЭУ, 2001. – 364 с.
5 Гузелевич, Н. Ю. Фокусы мерчандайзинга. Эффективные «трюки» для торговцев и поставщиков: учеб.-метод. комплекс / Н. Ю. Гузелевич. СПб.: Питер, 2010. – 215 с.
6 Канаян, Кира и Рубен.Мерчандайзинг: учеб.пособие для вузов /К. Канаян, Р. Канаян. - М.: РИП-холдинг,2001. – 345 с.
7 Клочкова,М.С.Мерчандайзинг: учеб.-практ. пособие / Клочкова М. С., Логинова Е. Ю., Якорева А. С. - М.: Дашков и К, 2009. - 268 с.
8 Крамарев, А. Н. статья «Мерчандайзинг – чудеса или расчет?» / А. Н. Крамарев. – СПб., 2007. - 11-13 с.
9 Мерчандайзинг: управление розничными продажами. – Минск: Информпресс, 2004. – 98 с.
10 Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградова [и др.]; под общ.ред. С. Н. Виноградовой. – 3-е изд., испр. – Минск: ВШ., 2009. – 464 с.
11 Основы маркетинга: учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск: Новое знание, 2004. – 512 с.
12 Парамонова, Т.Н.Мерчандайзинг / Т.Н. Парамонова, И.А. Рамазанов. - М.: КНОРУС, 2007. – 144 с.
13 Планограмма [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.retail.ru/glossary/planogram/
14 Принципы выкладки: как заставить покупателя осмотреть товар [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://menedzhmenti.ru/mer/page105/index.html
15 Принципы размещения и выкладки товаров на торговом оборудовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/N3VDppj2FVE/2.html
16 Пути улучшения выкладки товаров и разработки планограмм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/5QW-oG9NnIw/4.html
17 Размещение и выкладка товаров [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.myunivercity.ru/Маркетинг/Размещение_и_выкладка_товаров/67421_1427795_страница4.html
18 Разработка построение планограмм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://menedzhmenti.ru/mer/page112/index.html
19 Ритейл. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_r/riteyl/
20 Смольников, И. – Мерчандайзинг. Сибирская торговая газета / И. Смольников. - №16/2002. - 5-8 с.
21 Снегирева,В. В. Книга мерчандайзера: учеб.-метод. пособие для вузов / В. В. Снегирева. — СПб.: Питер, 2005. — 384 с.
22 Способы выкладки товаров, требования, предъявляемые к выкладке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mykonspekts.ru/1-117664.html
23 Сэнд, Г. Принципы мерчендайзинга: учеб.пособие для вузов / Г. Сэнд. – Минск, 2007. – 256 с.
24 Чкалова, О.В. Торговое дело: Учебник / О. В. Чкалова. - М.: «Эксмо», 2010. -320с.