ВВЕДЕНИЕ
Хозяйственная деятельность и ее итоги являются объектами организационного, управленческого и финансово-экономического анализа, в ходе которого можно выявить резервы перспективной работы с ресурсным потенциалом. На современном этапе важнейшей задачей анализа деятельности предприятия является определение экономической и управленческой эффективности использования всех видов организационных ресурсов. В условиях внешних и внутренних изменений, без которых невозможно эффективно функционировать экономической единице, выявление скрытых резервов, а также перспектив и возможностей использования ресурсного потенциала организаций, является крайне актуальным для конкурентной борьбы любого коммерческого образования.
Особого внимания заслуживает комплексное исследование использования всех основных видов ресурсов и ресурсных факторов, их взаимного влияния друг на друга и на конечные результаты, а также оценки степени их влияния на показатели экономической эффективности производства.
Не существует общей стратегии для всех организаций, так же, как нет единого универсального стратегического управления. Каждая организация по-своему уникальна, поэтому процесс формирования потенциала организации для каждой организации уникален, поскольку зависит от положения организации на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик ее организации, продуктов или услуг, состояния экономики, культурной среды и многих других факторов.
Организация рационального использования ресурсов, являясь одной из многих функций управления ресурсами, имеет особый организационный характер - она пронизывает практически все формы взаимоотношений и зависимостей между этой областью и всей организацией. Именно это определяет сложность и сложность анализа существующих и синтеза более совершенных форм и методов повышения уровня рационального использования ресурсного потенциала.
Вопросы формирования ресурсного потенциала и определения эффективности его использования могут быть успешно решены только комплексом мер, обеспечивающих устойчивое и эффективное развитие организаций в конкурентной среде их функционирования. Роль ресурсного потенциала организации, ее эффективное использование в различных экономических отношениях всегда важна.
1 Информационное и методическое обеспечение аналитического исследования
Основные производственные средства организации – это средства труда, участвующие во многих производственных циклах, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемый продукт частями, по мере износа. Закон воспроизводства основного капитала выражается в том, что в нормальных экономических условиях его стоимость, введенная в производство, полностью восстанавливается, обеспечивая возможность для постоянного технического обновления средств труда. При простом воспроизводстве за счет средств амортизационного фонда организации формируют новую систему орудий труда, равную по стоимости изношенным. Для расширения производства: требуются новые вложения средств, привлекаемые дополнительно из прибыли, взносов учредителей, эмиссии ценных бумаг, кредита и др. При больших масштабах используемого основного капитала крупные и крупнейшие организации имеют возможность за счет средств амортизационного фонда финансировать не только простое, но и в значительной мере расширенное воспроизводство средств труда [11, с. 18-19].
Основные средства представляют собой часть производственных средств организации, которая функционирует в процессе производства длительный период времени и переносит свою стоимость на стоимость готовой продукции по частям, не изменяя своей натурально-вещественной формы.
Помимо производственных, промышленность располагает также непроизводственными основными фондами – жилые здания, поликлиники, дома отдыха и культуры, детские учреждения и другие объекты, предназначенные для удовлетворения личных и культурно-бытовых нужд трудящихся. Внешне они схожи с первыми: долговечны, изнашиваются и требуют возмещения. Но в отличие от них не участвуют в процессе изготовления продукции, их стоимость не включается в издержки производства.
Основные средства играют решающую роль в процессе совершенствования производственных отношений на базе развития многообразия форм собственности. Характер присвоения результатов труда и распоряжения ими служит основным отличительным признаком государственной и частной собственности; определяет наличие или отсутствие у трудящихся хозяйского отношения к труду, ресурсам, общественному богатству, обусловливает конкретные формы отношений распределения, обмена, хозяйственных связей.
2 Анализ основных экономических показателей ОАО «Гомельдрев»
ОАО «Гомельдрев» является одной из крупнейших организаций деревообрабатывающей промышленности, подведомственных концерну «Беллесбумпром» и специализируется на выпуске фанеры, древесностружечных плит, мебели, пиломатериалов.
Открытое акционерное общество Гомельдрев» создано на основании решения учредительной конференции по созданию ОАО «Гомельдрев», протокол от 28.03.1997, путем преобразования арендного производственного деревообрабатывающего предприятия Гомельдрев» с участием работников арендного предприятия в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества и зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительного комитета от 30.04.1997 № 296.
ОАО «Гомельдрев» прошло государственную перерегистрацию в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2000 г. № 22 и зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400021353 решением Гомельского областного исполнительного комитета от 21.06.2006 № 529.
ОАО «Гомельдрев» является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Основной целью деятельности ОАО «Гомельдрев» является получение прибыли.
ОАО «Гомельдрев» является безусловным лидером и по ассортименту выпускаемой продукции, который включает более 250 наименований мебели и 250 видов багета. Освоено производство принципиально новых мебельных программ и их вариантов: наборы мебели для спальни «Галатея», «Валерия», серии «Цунами», «NEO», «Зигзаг», «Плазма».
Органом управления предприятия является генеральный директор, который отвечает за координированную работу всех отделов и отвечает за формирование стратегии организации. В непосредственном подчинении у директора находятся бухгалтерия и продавцы. Бухгалтерия занимается ведением бухгалтерской и налоговой отчетности, осуществляет расчет заработной платы и учет основных средств организации.
3 Оценка деятельности ОАО «Гомельдрев» и направления ее совершенствования
Анализируя деятельность ОАО «Гомельдрев», можно сделать следующий вывод – предприятие имеет будущее и способно конкурировать.
Анализируя свои позиции, организация решает вопрос о собственном позиционировании, однако, необходимо более настойчивое предложение самих товаров и ее имиджа, которое позволит целевому сегменту рынка: четко понять содержание предложения и репутацию организации и понять ее отличие (преимущество) от конкурентов. Позиционирование даст возможность определить характер восприятия ОАО «Гомельдрев» целевыми покупателями.
Но для определения положения товара на рынке необходимо понимание того, как потребители, к которым организация обращается, определяют для себя ценность, на чем основывается их выбор с учетом предложения конкурентов, оценивать внешнюю среду предприятия. Что касается завоевания лидерства по показателям качества продуктов, то предприятие может и должно поставить себе цель.
Рассылка по почтовым ящикам – малобюджетный вид рекламы, отличающийся высокой эффективностью.
Впрочем, любой из нас оказывался в ситуациях, когда реклама в лифтах кажется неуместной, а листовки в почтовом ящике раздражают. Бывают и прямо противоположные ситуации – информация, полученная таким образом, приходится очень кстати и экономит наше время.
Что же делает данные виды рекламы эффективными или, напротив, не интересными? Конечно же, в первую очередь, это зависит от востребованности данной услуги или товара и ее стоимости. Другой, не менее важный фактор – правильный выбор рекламной фирмы. В этом случае оцениваются такие объективные и субъективные факторы, как качество распространения, правильность выбора сроков доставки и объема тиража. Отдельно надо упомянуть так же качество полиграфии, вернее разработку запоминающегося, приятного глазу, дизайна и высокое качество исполнения.
В том случае, если эффект от рекламной кампании ожиданий не оправдывает, заказчики, как правило, начинают анализ результатов с качества доставки. И в этом они абсолютно правы. На Западе рассылка по почтовым ящикам осуществляется обычным способом, через отделения связи. Каждый рекламный буклет или листовка передаются потребителю в конверте, наравне с другой корреспонденцией. В случае с Республикой Беларусь, это невозможно уже потому, что будет стоить слишком дорого. К тому же, учитывая качество работы почтовых служб, никто не даст гарантий относительно того, сколько рекламных рассылок реально дойдет до потребителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «Гомельдрев» является одной из крупнейших и старейших мебельных предприятий в Республике Беларусь, присутствует на рынке с 1879 года. Успеху и узнаваемости продукции с торговой маркой «Гомельдрев» способствует развитая торговая и дилерская сеть, включающая представителей в регионах стран содружества и Беларуси. Многолетний опыт в производстве мебели, применяемый с учетом современных технологий, новейших дизайнерских разработок, стандартов качества позволяет предприятию наращивать объемы продаж на внутреннем рынке и успешно вести работу по расширению географии и увеличению поставок на экспорт. Со многими партнерами предприятие связывают деловые и дружеские отношения на протяжении десятков лет.
Органом управления предприятия является генеральный директор, который отвечает за координированную работу всех отделов и отвечает за формирование стратегии организации. В непосредственном подчинении у директора находятся бухгалтерия и продавцы. Бухгалтерия занимается ведением бухгалтерской и налоговой отчетности, осуществляет расчет заработной платы и учет основных средств организации.
Преимущества данной организационной структуры управления: создает реальные условия для единоначалия, обеспечивает единство распоряжения в системе управления, ориентирует руководителей в основном на решение оперативных задач; простота управления; четко выраженная и личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
Недостатки данной организационной структуры управления: высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне; перегрузка информацией.
1. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб. пособие для вузов / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. М.: ИНФРА-М, 2016. – 214 с.
2. Абдукаримов, И.Т. Мониторинг и анализ оборотных средств на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих предприятий / Т.И. Абдукаримов, Л.Г. Абдукаримов // Актуальные вопросы экономики и упварления. – 2015. – №5. – С. 10-22.
3. Акулич, В.В. Эффективность использования краткосрочных активов / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2014. – № 10. – С. 53 58.
4. Алифанова, Т. Управление персоналом посредством применения систем мотивации / Татьяна Алифанова // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 9. – С. 108–113.
5. Белобрицкая Н.М. Управление оборотными активами предприятия в комплексе проблем улучшения эффективности их применения / Н.М. Белобрицкая // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 135-137.
6. Беркутова. Т.А. Оценка персонала как управленческая задача: эффективность, компетенции, деловые коммуникации / Т.А. Беркутова. – Екатеринбург-Ижевск: УрО РАН, 2016. – 568 с.
7. Бойко, А. Почему тормозит белорусская экономика / А. Бойко: [Республика Беларусь, белорусская экономика 1 полугодии 2014 г., ВВП, внешняя торговля, индекс п отр ебнт ельскнх цен, доходы населения, заработная плата, производительность труда, инвестиции.] // Финансы, учет, аудит. – 2014. – №10. – С. 21-24.
8. Бочаров, Д.С. Предприятию не хватает оборотных средств: как быть? / Д.С. Бочаров // Российское предпринимательство. – 2014. – № 1 . – С. 44 – 47.
9. Ван, Х. Основы финансового менеджмента / Х. Ван и [и др.]. – 12-е издание: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2014. – 1232 с.
10. Володько, О.В. Экономика организации: учеб. пособие / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй; под ред. О.В. Володько 2-е изд. исправ. и доп. – Минск: Вышейшая школа, 2015. – 399 с.
11. Винокурова, Т.П. Скидка за ускорение оплаты как способ сокращения дебиторской задолженности / Т. П. Винокурова // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2019.
12. Гарнов, А.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Гарнов А.П. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. –- 365 с.
13. Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ: учебник для вузов / Л.Т. Гиляровской. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 616 с.
14. Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для вузов / А.С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2015. – 688 с.
15. Давыденко, И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / И.Г. Давыденко, В.А. Алешин, А.И. Зотов. – М.: КНОРУС, 2016. 376 с.
16. Евлаш, А.И. Эффективность использования основных средств предприятий промышленности в рыночных условиях / А.И. Евлаш // Планово-экон. отдел. – 2015. – № 2. – С. 34-43.
17. Ермак, Д. В опережающем темпе / Д. Ермак // Финансы, учет, аудит. – 2017. – № 8. – С. 12–15.
18. Жлистархов, В. Процесс стимулирования труда как резерв роста эффективности деятельности промышленных организаций / Владимир Жлистархов // Управление персоналом. – 2016. – № 8. – С. 58–64.
19. Златовчена, И.Д. Экономическая эффективность использования оборотных средств / И.Д. Златовчена // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2014. – №5. – С. 151-153.
20. Зуева, Е.С. Зарубежный опыт управления финансовыми результатами деятельности организации / Е.С. Зуева, А.Б. Дударева // Молодой ученый. – 2016. – №12.5. – С. 27-29.
21. Кибанов, А.Я. Экономика управления персоналом: учеб. для вузов / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, И.А. Эсаулова; под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 427 с.
22. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. М.: КНОРУС, 2016. – 720 с.
23. Кунцевич, А. Оценка эффективности использования краткосрочных активов / А. Кунцевич // Главный экономист. – 2015. – № 6. – С. 22 26.
24. Казакова, Н.А. Управленческий анализ в различных отраслях: учеб. пособие для вузов / Н.А. Казакова. М.: ИНФРА-М, 2015. – 288 с.
25. Когденко, В.Г. Методология и методика экономического анализа в системе управления коммерческой организацией: монография / В.Г. Когденко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 543 с.
26. Лис, А.В. Грамотное управление – залог эффективной работы предприятия / А.В. Лис // Проблемы управления. – 2016. – № 2. – С. 7-9.
27. Литовченко, В.П. Финансовый анализ: учеб. пособие для вузов / В.П. Литовченко. М.: Дашков и К, 2016. – 214 с.
28. Малугин, В.А. Количественный анализ в экономике и менеджменте: учеб. для вузов / В.А. Малугин, Л.Н. Фадеев. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 615 с.
29. Печень, Е. Что делать с проблемными активами? / Е. Печень, Л. Грабинская // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 9. – С. 12 13.
30. Поздняков, В.Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / Поздняков В.Я. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 617 с.
31. Полянская, Н.М. Анализ оборотных активов предприятия: организационно-методические основы и практика применения / Н.М. Полянская // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – т. 17. – № 3 (474). – С. 539-561.
32. Романова, Л.Е. Экономический анализ // Л.Е. Романова, Л.П. Давыдова, Г.В. Коршунова. – СПб.: Питер, 2014. – 336 с.
33. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия; учебник / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 607 с.
34. Сироткин, С.А. Оборотные средства и оборотные активы в современной экономике / С.А. Сироткин // Региональная экономика и управление. – 2015. – №1 (09). – С. 16-26.
35. Суша, Г.З. Экономика организации: учеб. пособие / Г.З. Суша. – М.: Новое знание, 2014. – 384 с.
36. Финансы организации: учеб. пособие для вузов / О.А. Пузанкевич, В.М. Марочкина, С.О. Наумчик и др.; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2016. 191 с.
37. Финансовый менеджмент: учеб. для вузов / под ред. Н.И. Берзона, Т.В. Тепловой. М.: КНОРУС, 2015. 654 с.
38. Финансы организаций (предприятий): учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. - М.: КНОРУС, 2015. 612с.
39. Хромых, Н.А. Аналитические показатели финансирования оборотных активов организации / Н.А. Хромых // Финансовый анализ. Финансовые показатели [электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://1-fin.ru/?id=634.
40. Чорба, П.М. К вопросу о трактовке сущности оборотных средств / П.М. Чорба // Финансы. – 2015. – №7. – С. 53-54.
41. Шапиро, С.А. Управление человеческими ресурсами : учеб. пособие для вузов / С.А. Шапиро. – М. : КНОРУС, 2016. – 346 с.
42. Шишкевич, А.В. Анализ эффективности использования оборотных средств на предприятии / А.В. Шишкевич // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». – 2013. – №8. – С. 15-21.
43. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; порея. ЛН. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2014. – 573 с.