ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Творчество Г. Белля
1.1 Творчество Г. Белля
1.2 Особенности написания романа Г. Белля «Дом без хозяина»
1.3 Особенности построения романа Г. Белля «Дом без хозяина»
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 Образы детей в романе Г. Белля «Дом без хозяина»
2.1 Особенности построения образа детей в романе Г. Белля «Дом без хозяина»
2.2 Значение образа детей в романе Г. Белля «Дом без хозяина»
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Генрих Белль является одним из наиболее читаемых немецкоязычных писателей 20-го века. Его произведения являются нравственными критиками современного общества. Главной темой творчества Г. Белля являются антивоенные темы. Он развенчивает нацистский культ войны и завоевателей.
Среди антивоенных романов писателя – «Дом без хозяина». Этот роман был написан в 1954 году и является одним из сильнейших художественно завершенных произведений Г. Боля. С.В. Рожновский писал, что эту книгу в самом общем виде можно охарактеризовать следующим образом: "Писатель стремится понять суть того, что произошло после войны, оценить прошлое и понять настоящее "
Он также добавил: «Он концентрирует внимание на всех проблемах, которыми писатель интересовался в предыдущие годы, но здесь он старается установить связи между индивидуальными, более частными проблемами».
Роман «Дом без хозяина» построен на основе контраста богатства бедности. Многие критики неоднократно отмечали, что для прозы Генриха Белля пятидесятых годов очень важна антитеза «имущие и неимущие», «те, кто ест» и «те, кто недоедает».
Таким образом, перед нами предстают два мира: один - Мартин Бах, который живет в полном удовлетворении, и другой - Генри Бри-Лах, который на личном опыте познает унижение бедности. Оба героя - дети, рожденные на войне и выросшие без отцов. Дружба Мартина и Генри бескорыстна и трогательна. Вместе они узнают, как устроен мир взрослых и какую роль в нем играют деньги. Мартин, который не знает, что такое бедность, смотрит на жизнь школьника, он начинает сомневаться в догмах катехизиса, он не хочет мириться с заказами, в которых одни насыщены, а другие голодны. Он искренне молится о том, чтобы у Генриха и его семьи была лучшая жизнь [1, с.15].
Кроме того, в романе «Дом без хозяина» перед нами еще два мира: реальный и идеальный. "Генрих Белль выбирает очень интересную, хотя и не новую композиционную технику: он противопоставляет идеальный и реальный миры, показывая тем самым, насколько реальность далека от идеала", - пишет С.В. Рожновский.
ГЛАВА 1 Творчество Г. Белля
1.1 Творчество Г. Белля
Генрих Белль родился в Кельне, вырос в доме родителей, католических антифашистов. Его отец - скульптор. Родители Белля были очень религиозными людьми, но именно они научили его сына проводить четкое различие между христианской верой и организованной церковью. В возрасте шести лет Белль начал посещать католическую школу, а затем продолжил обучение в средней школе.
После окончания средней школы в 1937 году, Белль намеревался продолжить учебу в университете, но ему было отказано. В течение нескольких месяцев он изучал книготорговлю в Бонне, а затем ему пришлось полгода работать на рытье траншей. Белль снова попытался поступить в Кёльнский университет, но его призвали в армию. Шесть лет Белль провел на фронте – во Франции и России; четыре раза был ранен, несколько раз пытался уклониться от службы, притворяясь больным. В 1945 году он попал в американский плен. Для Белль это был действительно день освобождения, поэтому он всегда сохранял чувство благодарности союзникам, избавившим Германию от нацизма.
После войны Белль вернулся в Кельн. И уже в 1947 году он начал публиковать свои рассказы. Первые работы Бёлля – это истории: «Поезд приедет вовремя» (1949) и «Где ты был, Адам?» (1951), а также некоторые романы в «Страннике, когда ты приезжаешь на курорт...». (1949) посвящены военным событиям. Их герои - солдаты, которые тщетно пытаются спастись от кошмара войны, пассивно сопротивляются и умирают. В сложном переплетении сюжетов Белль дает эстетическую оценку гуманизму и варварству, палачам и жертвам. Война представлена во всей своей бессмысленности, величие человека может утвердиться только в оппозиции к ней [3, с.88].
В 1949 году вышла его первая книга - роман «Поезд пришел вовремя». В своих первых произведениях, которые можно отнести к жанру так называемой «руинской литературы», Бёлль говорил о солдатах и их любимых женщинах, о зверствах войны, о смерти. Герои произведений Белля оставались, как правило, безымянными; они символизировали страдающее человечество, они делали то, что им приказывали, и умирали. Эти люди ненавидели войну, но не вражеских солдат.
ГЛАВА 2 Образы детей в романе Г. Белля «Дом без хозяина»
2.1 Особенности построения образа детей в романе Г. Белля «Дом без хозяина»
Роман «Дом без хозяина» построен на основе контраста богатства бедности. Многие критики неоднократно отмечали, что для прозы Генриха Белля пятидесятых годов очень важна антитеза «имущие и неимущие», «те, кто ест» и «те, кто недоедает».
Таким образом, перед нами предстают два мира: один - Мартин Бах, который живет в полном удовлетворении, и другой - Генри Бри-Лах, который на личном опыте познает унижение бедности. Оба героя - дети, рожденные на войне и выросшие без отцов. Дружба Мартина и Генри бескорыстна и трогательна. Вместе они узнают, как устроен мир взрослых и какую роль в нем играют деньги. Мартин, который не знает, что такое бедность, смотрит на жизнь школьника, он начинает сомневаться в догмах катехизиса, он не хочет мириться с заказами, в которых одни насыщены, а другие голодны.
Он искренне молится о том, чтобы у Генриха и его семьи была лучшая жизнь. Генрих беден, ему также стыдно и страшно за свою мать, которую... называют "аморальной". По мнению Т.Л. Мотылевой, именно дружба этих двух школьников "помогает романисту Бёллу представлять социальные контрасты в необычайном облегчении "3. В этом романе Г. Бёлль впервые представляет классовое общество, а его герои уже не просто хорошие или плохие люди, а представители настоящих классов [13, с.45].
Мартин Бах стоит с двумя ногами в идеальном мире. Подтверждение этому мы находим в самом романе, в мыслях дяди Альберта: «В комнате Неллы было тихо, и на мгновение он понял ее, потому что он испугался, что мальчик вырос так быстро и, конечно, живет в совершенно другом мире, чем они».
Но время от времени Мартин также находится в контакте с реальным миром. Например, когда он вместе с бабушкой посещает ресторан, где она выписывает чек в подвал на сумму, на которую живет семья Брилахов, возможно, целую неделю, где кровожадные люди едят и макают куски мяса в кровавый жир отвратительны для него. И он боится этого мира, он не понимает его.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что произведение «Дом без хозяина» является наиболее важным элементом творческого пути Г. Белля. творчество Г. Белля представляет собой совокупность событий трудного творческого и жизненного пути писателя. Несмотря на то, что данный писатель родился в Германии, он отчетливо понимал все негативные моменты установления нового политического режима и выделял необходимость построения общества, которое бы могло способствовать гармоничному развитию человека в нем. Также, писатель во многом определял схожесть своих представлений о развитии человека в рамках политического строя Советского Союза, в рамках которого получил одобрение со стороны главного руководства.
Написание данного романа происходило в рамках сложной и противоречивой политической и идеологической ситуацией. В рамках произведения Белла ясно видна его политическая и идеологическая позиция, которая определяет особенности социального функционирования всех персонажей данного произведения «Дом без хозяина».
Особенности построения и композиционной важности данного произведения формируются на основе четких идеологических и общечеловеческих принципов. Именно для написания данного произведения используются такие методики как сложность ассоциативного типа монтажа, а также сложность композиционного построения данного явления.
Роман «Дом без хозяина» построен на основе контраста богатства бедности. Многие критики неоднократно отмечали, что для прозы Генриха Белля пятидесятых годов очень важна антитеза «имущие и неимущие», «те, кто ест» и «те, кто недоедает».
Особенностями построения образов детей в произведении «Дом без хозяина» является выделение нескольких параллельных миров, в рамках которых необходимо выделить такие особенности как выделение определенного отношения детей ко всем социальным процессам, которые определяют взаимодействие детей как с миром взрослых, так и с другими детьми.
1. Рожновский, С.В. «Дом без хозяина» // Рожновский С.В. Генрих Бёлль. – М.: Академия, 2015. – 69 с.
2. Белль, Г. «Дом без хозяина». / Г. Бель. – М.: Академия, 2015. – 325 с.
3. Мотылева, Т.Л. Генрих Бёлль. Проза разных лет // Бёлль Г. Избранное: пер. с нем. – М.: Академия, 2017. – 564 с.
4. Рожновский, Указанные Сочинения. / С.В. рожновский. – М.: Академия, 2015. – С. 69.
5. Рожновский, Указанные сочинения. / С.В. Рожновский. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
6. Бёлль, Г. Дом без хозяина. Пер. с нем. С. Фридлянд (гл. 1—12), Н. Португалова (гл. 13—22) // Бёлль Г. Самовольная отлучка: романы, повести: пер. с нем. / послесл. Т.Л. Мотылевой. - Мн.: Маст. лгт., 1990. – С. 76.
7. Мотылькевич, С.Д. Особенности литературного стиля. / С.Д. Матылькевич. – М.: Академия, 2016. – 321с.
8. Проза. / С.В. Держицкий. – М.: Форум, 2015. – 358 с.
9. Рожновский, С.В. Как помочь литератору. / С.В. Рожновский. – М.: Академия, 2012. – 258 с.
10. Татинов, А.Д. Как помочь найти смысл. / А.Д. Татинов. – М.: Академия, 2014. – 389 с.
11. Бёлль. Дом без хозяина. / Г. Белль. – М.: Академия, 2015. – 210 с.
12. Фрадкин, И. Генрих Бёлль — писатель, и, больше, чем писатель / И. Фрадкин // Бёлль Г. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1. Романы; Повесть; Рассказы; Эссе. 1947-1954: пер. с нем. / редкол. А. Карельский, Н. Павлова, И. Фрадкин. –М.: Академия, 1989. – С. 21.
13. Коростылева, М.В. Как понять смысл произведения. / М.В. Коростылева. – М.: Академия, 2014. – 325 с.
14. Мотылева Т.Л. Сопричастность // Бёлль Г. Каждый день умирает частица свободы: пер. с нем. / сост. Е.А. Кацева; предисл. Т. Л. Мотылевой; коммент. А.А. Гугнина А.В. Карельского. – М.: Академия, 1989. – 328 с.
15. Михнюк, С.Д. «Дом без хозяина». / С.Д. Михнюк. – М.: Академия, 2014. – 245 с.
16. Мотылева, Н.Д. Генрих Бёлль. Проза разных лет. / Н.Д. Мотылева. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
17. Рожновский, С.Д. Указанные сочинения. / С.Д. Рожновский. – М.: Академия, 2010. – 258 с.
18. Мишанкин, С.В. Оттепель прозы. / С.В. Мишанкин. – М.: Академия, 2014. –345 с.