Образ огненной девы в сборнике рассказов Нины Петровской Sanctus Amor
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Образ огненной девы в сборнике рассказов Нины Петровской Sanctus Amor»
по дисциплине: «Литература»
2021
45.00 BYN
Образ огненной девы в сборнике рассказов Нины Петровской Sanctus Amor
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Литература
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1
1.1. Биография Нины Петровской
1.2. Особенности творчества писательницы
ГЛАВА 2
2.1. Анализ рассказов из сборника «Sanctus Amor»
2.2. Символические образы
Заключение
Список литературы
Введение
Творческую фигуру Н. Петровской следует рассматривать в контексте жизни и творчества Андрея Белого и Брюсова, ведь благодаря им писательница смогла создать свой знаменитый сборник рассказов “Sanctus Amor”. Исследуя творчество писательницы важно принимать во внимание ее отдельное эпистолярное творчества, биографические элементы, которые стали основой для многочисленных рассказов.
В наше время стереотип восприятия фигуры Петровской основывается на воспоминаниях близкого друга В. Ходасевича и самого Брюсова, которые обозначали ее как жертву своего времени. Однако были и те, кто рисовал противоречивый портрет Петровской: женщина с чутким и неординарным мировоззрением, которое находило свое отражение в кругу знакомых и близких. Подтверждения такого описания можно найти только в переписках.
Творчество Нины Петровской тесно связано с ее литературным поприщем. Если ее жизни состояла в постоянных перипетиях в любовном треугольнике, то все это так или иначе находит свое отражение в ее творчестве. Однако любовь ее жизни – Брюсов не высоко ценил творчество возлюбленной, скорее сдержано, что было свойственно мужчине и писателю того времени. С написанием сборника “Sanctus Amor” писательница так и не получила признания, даже от своих близких людей. Андрей Белый с сарказмом отзывался о манере письма Петровской.
Было бы ошибочно сказать, что Нина Петровская занимала последние ряды творческой стези той эпохи. Ее психологический портрет крайне туманен: талантливая, влюбленная, истеричная и безумно вдумчивая. Однако она представляет интерес как личность Серебряного века, а ее сборник рассказов отражает все особенности эпохи символизма.
Однако будучи творческой личностью, Нина Петровская утонула в эстетических сетях того времени, траура, вызванного смертью Брюсова и горя. Поэтому она не смогла найти силы жить в этом пустой действительности без поддержки другого, и отправилась в призрачный мир, в котором нет каждодневной рутины, а только идеальная любовь и символы вечной истины.
Актуальность данного исследования заключается в том, что творчество Нины Петровской так и остается малоизученным, а ее литературная фигура, исходя из переписок ее друзей и близки - непонятой.
Цель данного исследования – раскрыть образную символику рассказов Нины Петровской в сборнике “Sanctus Amor”.
Предметом исследования является образ огненной девы в сборнике рассказов Нины Петровской “Sanctus Amor”.
Объект исследования – сборник рассказов Н. Петровской “Sanctus Amor” и эпистолярная работа писательницы «Воспоминания».
ГЛАВА 1
1.1. Биография Нины Петровской
В литературном мире фигура Нины Ивановны Петровской не сильно известна, не близкие почитатели ее творчества вряд ли смогли бы сказать, кто она такая. Однако данная ситуация была другой в ХХ веке, когда фигура писательницы была хорошо известна в кругах символистов. Тогда она была просто женой владельца издательства «Гриф», участницей кружка «Аргонавтов» и хозяйкой литературного салона. Несмотря на все многообразие в ее жизни, Нина Петровская избирает путь творчества, в свободное время она начинает писать. Действительно, литературный процесс того времени и той эпохи был не столь многоплановым, но ее фигура точно вписалась во всю картину.
Знаменитые писатели-символисты того времени обратили на нее внимание. Например, ей были посвящены стихи Белого и Ходасевича, она же стала прототипом главных героинь в романе Брюсова «Огненный ангел». Так как Нина Петровская была тесно связана с Брюсовым и Белым на литературном поприще, то стоит отметить, что она стала вдохновением для сборника стихотворений Брюсова «Stephanos», который был опубликован в 1906 году и стал самым определяющим этапом его творчества.
Биография писательницы в дни ее юношества практически никому не известна, ведь та не любила рассказывать о себе. Ей не нравилось выдавать какие-то личные факты на публику. Как полагала сама Нина Петровская, ее биография начинает отчет с 1903 года, когда ее муж Соколов, создатель и владелец издательства «Гриф», начала приглашать в семейных дом людей из литературного мира. Люди были совершенно разного сорта, и талантливые, и начинающие писатели, например, Рославлев, Пантюхов, и др.
Соответственно, личная биография писательницы была заменена на творческую по ее собственному желанию, ведь творчество для нее – это вся жизнь. В своих воспоминаниях Андрей Белый пишет следующее о приеме в доме у Нины Петровской: «В доме на Знаменке читалось много стихов, выпивалось много вина. Весь дом, что называется, стоял вверх дном. Соседи жаловались домохозяину на вечный ночной шум. Вскоре она знакомится с Белым, Брюсовым» [1, с. 34].
Далее Андрей Белый продолжает писать о ней, и вспоминает, когда впервые увидел ее и познакомился с ней. Знакомство произошло в 1903 году: «…совсем неожиданно вырастает моя дружба с Н» [1, с.12]. Однако писательница иначе вспоминает первое знакомство с Андреем Белым. На ее памяти она увидела его в вестибюле Исторического музея, туда она ходила послушать какую-то лекцию по истории: «в стихии летящих с вешалок, ныряющих, плавающих шуб, словно на гребне волны, беспомощно носилась странная и прекрасная голова, голубовато-прозрачное лицо, нимб золотых рассыпавшихся волос вокруг непомерно высокого лба» [13, с.56].
ГЛАВА 2
2.1. Анализ рассказов из сборника «Sanctus Amor»
Сборник рассказов «Sanctus Amor» является единственным достоянием творчества Нины Петровской, который был опубликован в 1907 году. Однако, на самом первом листе писательница пишет посвящение своему мужу: «Посвящаю Сергею Ауслендеру». Возможно потому что, благодаря ему сборник увидел свет. Ведь в то время писательница питала теплые чувства к Брюсову, но сборник ему не посвятила. Этолт факт можно объяснить с той позиции, что значительная часть рассказов была написана до знакомства с мужем.
В действительности, личная жизнь писательницы тесно переплетается с рассказами, которые она пишет, ведь тот любовный треугольник, в котором она находилось, отражается на сюжетном уровне. Поэтому, во многих рассказах отражается тема любви и невозможности быть вместе. Такой союз имеет реальный прототип отношений между Петровской, Брюсовым и третьим лицом, которому были посвящены рассказы. Такой треугольник подтверждает друг писательницы – Ходасевич в своих воспоминаниях: «Вдруг приехала Нина Петровская, гонимая из Москвы неладами с Брюсовым и минутной угарной любовью к одному молодому петербургскому беллетристу» [16, с. 96].
Структура сборника Sanctus Amor выглядит следующим образом: десять небольших рассказов, которые так или иначе были написаны в разное время, и публиковались ранее в отдельных альманахах. Для большей точности лучше привести список рассказов из сборника:
1. «Она придет» (1907);
2. «Ложь» (1907);
3. «Раб» (1906);
4. «Весной» (1907);
5. «Я и собака» (1907);
6. «Бродяга» (1908);
7. «Северная сказка» (1907);
8. «Призраки» (1908);
9. «Осень» (1907);
10. «Любовь» (1907).
При анализе рассказов, интересно рассмотреть все понемногу, отметить наиболее значимые компоненты относительно сюжета и самой структуры. Если смотреть на все рассказы сборника «Sanctus Amor», то можно заметить, что их объединяет тема несчастной любви между мужчиной и женщиной.
Заключение
После проведенного исследования можно заключить, что литературная и личная биография Нины Петровской так или иначе должны рассматриваться вместе. Ее творческий путь начинается как раз после того, как она знакомится с Андреем Белым и Брюсовым. С одной стороны, любовный треугольник в личной жизни писательницы был мучительным, но с другой – он повлиял на ее творчество. Без Андрея Белого и Брюсова не было бы многочисленных рассказов писательницы и ее главного труда жизни – сборника “Sanctus Amor”.
Как мы выяснили, в литературном мире того времени, фигура Нины Петровской не занимала высокой позиции в связи с положением женщины в обществе. Это можно увидеть в реакции ее возлюбленного и Андрея Белого на сборник рассказов. По их словам, он был незамысловат, а образ Священной любви чересчур идеализирован. Возможно, сам Брюсов просто не хотел видеть чувств писательницы, которая та вложила в символические образы.
В качестве символических образов выступают следующие: огонь, дева, любовь. Однако символические образы у Петровской разделяются на звуковые, цветовые и предметные. Самым ярким примером цветового образа является белый пароход, звуковым образом – музыка, которая слышится герою, и предметная – сирень.
Особенность символики писательницы заключается в том, что все эти характеристики могут соединятся, и получается яркий синтез: фиолетовая сирень, шумит пароход и т.д. Образ девы и огня обладает мифологической и религиозной семантикой. Почему Петровская использует именно такую семантику- нужно искать ответ в ее биографии или в самой эпохе. В Серебренном веке существовала «мода» на религию, божественность среди женщин, что и отражается в некоторых образах писательницы.
После структурного исследования сборника “Sanctus Amor” можно заключить, что каждый рассказ (всего десять) входит в определенную тематическую группу. Исходя из тематической группы рассказы следуют по цепочке. Рассказы объединены общими мотивами, исходя из своей группы: одиночество, смерть, ожидание, безумие, приход любви и т.д.
При написании рассказов Нина Петровская использовала мужскую точку зрения, что объединило все рассказы в одно целое. Мужское видение позволило воплотить единый образ, проходящий через все десять рассказов со своими мыслями, атмосферой и чувствами.
Таким образом, сборник рассказов Нины Петровской “Sanctus Amor” является многоплановым продуктом творчества писательницы.
1. Белый, А. Начало века / А. Белый. − М., 1990. – 251 с.
2. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. – М.: Республика, 1994. – 528 с.
3. Брюсов, В. Дневники 1891-1910 / В. Брюсов М., 1927. – 136 с.
4. Брюсов, В. Нина Петровская. Переписка: 1904 - 1913 / В. Брюсов, Нина Петровская. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 776 c.
5. Брюсов, В. Рассказы /В. Брюсов// Весы. − 1908. № 3. С. 91
6. Гарэтто, Э. Жизнь и смерть Нины Петровской / Э. Гарэтто //Минувшее. Вып. 8. − С. 14
7. Гречишкин, С.С. Биографические источники романа Брюсова «Огненный ангел» // Гречишкин С.С., Лавров А.В. − Статьи и публикации. СПб., 2004. − С. 9
8. Жеребкина, И. Страсть: Женское тело и женская сексуальность в России. − СПб., 2001. − С. 100.
9. Иоффе, Д. Жизнетворчество русского модернизма sub specie semioticae. Историографические заметки к вопросу типологической реконструкции системы жизнь. // Критика и семиотика. – 2005. – Вып. 8. – С. 126-179
10. Малларме, С. О литературной эволюции 1891 / С. О. Малларме, − М., 1993. − С. 425.
11. Михайлова, М.В. Лица и маски русской женской культуры Серебряного века / М.В. Михайлова, 2003.
12. Петровская, Н. Sanctus Amore / Н. Петровская, − Москва: “Гриф”, 1908. − 130 с.
13. Петровская, Н. Воспоминания. Разбитое зеркало / Н. Петровская, − 445 с.
14. Проза. Мемуары. Критика. − М., 2014. − 418 с.
15. Фокин, П.А. «Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков» / П.А. Фокин, Том 2.
16. Ходасевич, В. Конец Ренаты / В. Ходасевич, Собр. соч.: В 4 т. М., 1997. − С. 16
17. Шахадат, Ш. Искусство жизни: Жизнь как предмет эстетического отношения в русской культуре XVI–XX веков / Ш. Шахадат, – М.: Новое литературное обозрение, 2017, − 440 с.
18. Щербакова, Р. Л. Из переписки Н. И. Петровской. − Исторический альманах. Вып. 14. М.; СПб., 1993. − С. 391.
19. Эконен, К. Творец, субъект, женщина: стратегии женского письма в русском символизме [Электронный ресурс]. – М.: НЛО, 2011. – 400 с
20. Grossman, D. Valery Briusov and Nina Petrovskaia: Clashing Models of Life in Art. Creating Life / D. Grossman, 1994, pp.122–150
21. Meyers, D. T. Gender in the Mirror: Cultural Imagery and Women's Agency/ Meyers, D. T. − Oxford University Press, 2002. − 231 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты