Введение
1. Теоретические аспекты изучения сетевого новостного текста в дискурсивном пространстве Интернет-газеты
1.1. Подходы к определению понятий стиль, дискурс, текст
1.2. Новостной медиатекст
1.3. Классификация новостных текстов в Интернет-сми
Выводы по главе 1
2. Специфика сетевого новостного текста в дискурсивном пространстве Интернет-газеты
2.1. Коммуникативно-парадигматический аспект сетевого новостного дискурса
2.2. Редукция и детализация информации в сетевом новостном тексте
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Введение
Не могло остаться без внимания то, что с появлением сети увеличилась интенсивность по¬токов информации, которые человек ежедневно пропускает через себя. Чтобы сохранить конкурентоспособность, изданиям пришлось прибегнуть к конвергентности и изменить подход к созданию материалов на основе традиционной жанровой классификации. На этой базе возникли оперативно-новостные жанры текста, которые в настоящее время формируют «костяк» многих информационных интернет-СМИ.
В условиях глобализации общества, интерактивности коммуникационного пространства и стремительного развития информационных технологий одним из эффективных способов распространения информации являются интернет-СМИ / web-СМИ / электронные СМИ / сетевые СМИ / e-media / онлайн-СМИ. Становление новой площадки СМИ пока не привело к кардинальным переменам в практике продуцирования и восприятия масс-медийной информации, однако представляет значительный интерес с позиций лингвистики.
С появлением компьютера и Интернета возникли соответствующие жанры, а, следовательно, возникла и проблема поисков общих критериев оценки и описания и электронных жанров. Интерес представляют вопросы влияния технологической среды на возникновение новых жанров и на видоизменение старых «бумажных», которые переносятся в электронную коммуникацию.
В целях лингвистического анализа представляется целесообразным принять за единицу газетной интернетики сетевой новостной текст. Сетевой новостной текст сохраняет содержательные, функциональные особенности конвенционального новостного текста, приобретая новые признаки, так как создаётся для существования в интернет-пространстве.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что сетевой новостной текст относительно новый жанр и его изучению посвящено не так много работ.
Изучение сетевого новостного текста в дискурсивном пространстве Интернет-газет занимались такие лингвисты и журналисты, как А.Р. Сафина, Т.Г. Добросклонская, М.М. Лукина и др.
Цель курсовой работы – изучить сетевой новостной текст в дискурсивном пространстве Интернет-газеты.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к определению понятий стиль, дискурс, текст.
2. Изучить новостной медиатекст.
3. Классифицировать новостные тексты в Интернет-СМИ.
4. Рассмотреть коммуникативно-парадигматический аспект сетевого новостного дискурса.
1 Теоретические аспекты изучения сетевого новостного текста в дискурсивном пространстве Интернет-газеты
1.1 Подходы к определению понятий стиль, дискурс, текст
Термин «стиль» многозначен. В соответствии с В.В. Виноградовым, «ориентировочно языковой стиль может быть определен как более или менее стройная система, подсистема (или микросистема) в пределах языка, состоящая из определенного набора лексико-фразеологических, грамматических и фонетических ресурсов этого языка, которые используются избирательно и целенаправленно с целью выражения своих мыслей в конкретной ситуации» [4, с. 54]. И.Р. Гальперин описывает функциональные стили языка (ФС) как «типы текстов, которые отличаются прагматическим аспектом коммуникации» [5, с. 9].
Изучением языковых стилей занимается лингвостилистика. Иными словами, лингвостилистика является отраслью стилистики, которая изучает выразительные и стилистические средства языка, их отношение к идее или идеям, высказанным кем-либо, а также классификацию и особенности существующих стилей языка. И.Р. Гальперин считает, что «лингвостилистика и литературная стилистика дополняют друг друга и вместе они составляют то, что можно назвать общей стилистикой» [5, с. 13].
Язык, который мы используем в любой конкретной ситуации, изменяется в зависимости от цели и содержания ситуации. Различные функциональные стили характеризуют определенную ситуацию. И.Р. Гальперин выделяет следующие функциональные стили [5, c. 36]:
1. стиль художественной литературы;
2. стиль публицистический;
3. стиль газетный;
4. стиль научной прозы;
5. стиль официальных документов.
Понятие дискурса имеет множество определений, которые порой являются противоречащими по отношению друг к другу. Этот термин отличается особенной сложностью, так как, по словам Л.И. Коноваленко, «им обозначается высшая реальность языка, а именно дискурсивная деятельность» [17, c. 112].
В соответствии с Н.Д. Арутюновой, дискурс – это «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, текст, взятый в понятийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс – это речь, «погруженная в жизнь».
2 Специфика сетевого новостного текста в дискурсивном пространстве Интернет-газеты
Относительно новым явлением в системе средств массовой информации стало создание Интернет-газет, в основном представляющих собой модифицированные электронные версии существующих печатных изданий, «гибриды», объединяющие черты традиционной прессы и оригинальных сетевых газет [11, с. 67-69].
Примером такого рода изданий являются Интернет-версии британских газет, относящихся к качественной прессе. На сайте www.thetimes.co.uk (до 2010 г. – www.timesonline.co.uk) размещаются материалы, публикуемые в газетах «The Times» и «The Sunday Times», а также статьи, созданные специально для их Интернет-версий. На сайте www.telegraph.co.uk – информационные материалы ежедневной газеты «The Daily Telegraph» и выходящей по воскресеньям «The Sunday Telegraph», а также создаваемые специально для сетевой газеты статьи. Интернет-газета «The Guardian» – электронная версия одноименного печатного издания (сайт www.guardian.co.uk также представляет материалы воскресной газеты «The Obserever»).
2.1 Коммуникативно-парадигматический аспект сетевого новостного дискурса
Среди структурно-композиционных особенностей текста онлайновых новостей следует отметить общие черты, присущие все новостным сообщениям независимо от способа передачи, и специфичные характеристики, обусловленные гипертекстуальностъю и мультимедийностью исследуемых новостных сообщений.
Большинство проанализированных сообщений имеют общую структуру, которая также характерна для печатных новостей: заголовок (headline), краткую информацию об авторе (например, By David Espo. АР Special Correspondent) и времени размещения заметки в Сети (например, 11 minutes ago); вводку (lead) (заголовок и вводка объединяются в категорию «Краткое Содержание»); основную часть (body), включающую такие категории как «Главное Событие», «Фон» и «Комментарий».
Тексты сетевых новостей строятся по принципу перевернутой пирамиды (“the inverted pyramid") и представляют собой совокупность в среднем 7-10 диктем (элементарных ситуативно-тематическая единиц текста, образующихся из одного или нескольких предложений как единиц непосредственно нижележащего уровня языковых сегментов), в свою очередь состоящих из 2-3 предложений. Принцип перевернутой пирамиды предполагает, что вся самая ценная и важная информация сообщается в начале текста, при этом основная информационная нагрузка приходится на первую фразу, которая называется «The lead» и фактически содержит все важнейшие компоненты сообщения в концентрированном виде.
Заключение
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме, мы можем сделать следующие выводы.
В теоретической главе курсовой работы был рассмотрен ряд вопросов, связанных с сущностью понятий текста и дискурса, новостного медиатекста, а также была приведена классификация сетевых новостных текстов Интернет-СМИ.
Изучение сущности текста и дискурса позволило выявить, что между понятиями существует явная дифференциация, но они охарактеризованы причинно-следственными связями, а не противопоставлением. Текст, по своей сути, является специфическим результатом дискурса и возникает в ходе реализации конкретного процесса. Текст должен изучаться в завершенном виде, в то время как дискурс – в определенном режиме и времени. Дискурс являет собой более сложное понятие, чем текст, так как подразумевает некоторую иерархию знаний о мире, языке и уместности конкретных ситуаций. Текст является аналогичной иерархией знаний, но результативной по отношению к дискурсу. Речевое произведение в рамках дискурса обусловлено рядом экстралингвистических факторов.
Новостной медиатекст выделяется среди всех жанров, в первую очередь, по своей коммуникативной задаче: сообщить некоторый объем актуальной и важной для аудитории информации. Любой жанр новостного медиатекста может обладать «мягкой» или «жесткой» структурой расположения информации, что зависит от оперативности изложения и важности последней. Любой новостной медиатекст обладает значимыми структурными элементами: заголовок, подзаголовок, подводка (лид), основная часть и концовка.
Представленная классификация может служить для ориентирования в современных тенденциях развития Интернет-изданий.
Во второй главе курсовой работы была проанализирована специфика сетевого новостного текста Интернет-газет, были приведены непосредственно примеры из популярных англоязычных Интернет-изданий. На сновании полученных результатов мы может сделать следующие выводы.
Новости в Интернет-изданиях, в отличие от печатных новостных медиатекстов, характеризуются гипертекстуальностью (нелинейностью).
По сравнению с традиционными нормами синтаксиса система языка выводит на передовые позиции, наряду с номинативной стороной, функциональную сторону синтаксиса. Таким образом, постепенно вырабатывается интернетный синтаксис, основа которого носит синкретичный характер, соединяя в себе информационную и аттрактивную функции. Интернетный синтаксис переформатирует объем традиционной синтаксической единицы – предложения – в композиционные блоки (компоненты), которые имеют операционально-функциональное значение.
1. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова. – М.: Просвещение, 1988. – 420 c.
2. Архарова, Д.И. Выражение категории субъективной оценки в качественных прилагательных и наречиях: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Д.И. Архарова. – М.: МГУ, 1983. – 32 с.
3. Баранов, А.Н. Политическая метафорика публицистического текста: возможности лингвистического мониторинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text12/09.htm#%D0%B7_12.
4. Виноградов, В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке / В.В. Виноградов // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. – М., 1975. – С. 53–88.
5. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 144 с.
6. Грайс, Г.П. Логика и речевое общение / Г.П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. – № 16. – М.: Прогресс, 1985. – С. 217–237.
7. Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи) / Т.Г. Добросклонская. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 288 с.
8. Желтухина, М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: монография / М.Р. Желтухина. – Волгоград: Свет науки, 2003. – 180 с.
9. Жуков, А.С. О соотношении понятий «лид» и «хэдлайн» в новостных материалах традиционных и интернет-СМИ / А.С. Жуков // Молодой учёный. – 2013. – № 4. – С. 27–29.
10. Леонтьев, А.А. Проблемы развития психики / А.А. Леонтьева. – М.: Наука, 1981. – 214 с.
11. Лукина, М.М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры, типы / М.М. Лукина // Вестник Москов. ун-та. – 2001. – № 6. – С. 63–73.
12. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие / О.М. Казарцева. – М.: Наука, 1998. – 185 с.
13. Каранадзе, И. Лингвосемиотика телетекста: дисс. ... академ. степени доктора философии / И. Каранадзе. – Батуми, 2009. – 127 с.
14. Клушина, Н.И. Язык публицистики: константы и переменные / Н.И. Клушина // Междунар. конф. «Журналистика и культура речи. Слово в семасиологическом, прагматическом, социокультурном аспектах». – М., 2003. – 120 с.
15. Ковальчукова, М.А. Анонс как речевой жанр: на материале интернет-дискурса / М.С. Ковальчукова // Вестник Челябинского университета. – 2008. – № 30. – С. 54–57.
16. Комиссаров, В.Н. Современное переводоведение / В.Н. Комиссаров. – М.: Куб, 2011. – 234 с.
17. Коноваленко, Л.И. Семантико-синтаксические средства выражения оценочной модальности в русском и английском языках: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.И. Коноваленко. – Краснодар, 1997. – 240 с.
18. Сафина, А.Р. Особенности жанров интернет-СМИ / А. Р. Сафина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – № 2-1. – С. 226–229.
19. Сковородников, А.И. Оценочность / А.И. Сковородников, Г.А. Копнина // Речевое общение: сб. науч. тр. – 2006. – № 8-9. – С. 12–32.
20. Уланова, М.А. Интернет-журналистика / М. А. Уланова. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 238 с.
21. Телия, В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / В.Н. Телия. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
22. Тураева, З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка): учебное пособие / З.Я. Тураева. – М.: Высшая школа, 1979. – 219 с.
23. Шведова, Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи / Н.Ю. Шведова. – М.: Наука, 1960. – 117 с.
24. The Guardian [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.guardian.co.uk.
25. The Telegraph [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.telegraph.co.uk.
26. The Times [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.timesonline.co.uk.
27. Whinstone, L. The matter of language / L. Whinstone. – Cambridge: Cambridge University Press, 2015. – 280 p.