ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса
1.2 Классификация уроков физической культуры
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Современные требования к уроку «Физическая культура»
2.2 Методические рекомендации по построению урока физической культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что физическая культура и спорт являются самостоятельным видом человеческой деятельности, значение которой в развитии общества очень разнообразно.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стабильного молодого поколения.
Физическое воспитание как учебная дисциплина играет важную социальную роль, способствуя подготовке высококвалифицированных специалистов.
Универсальная физическая подготовка расширяет возможности человека в любой сфере социальной активности, повышает его выносливость, работоспособность и повышает сопротивляемость организма к различным неблагоприятным факторам. Физическая активность способствует развитию и совершенствованию ряда психических качеств, особенно стабильности, смелости, решительности и пр.
В школе закладываются основы физического воспитания молодых поколений. Это осуществляется всей системой физического воспитания: занятия физкультурой, внеклассные занятия, внеурочные занятия в сфере общественного здравоохранения, то есть целый ряд занятий, в ходе которых формируются знания и навыки, формирующие физическую культуру учащихся.
Основной формой обучения являются занятия по физическому воспитанию, цель которых – дать учащимся знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненными двигательными действиями; способствовать развитию гибкости, силы, скорости, выносливости и других физических качеств; способствовать здоровью и физическому развитию детей, а также улучшить физическую и умственную активность; распределять интерес и развивать привычку самостоятельной занятости с различными видами физических упражнений рекреационного характера. Все это способствует гармоничному развитию личностей учеников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса
Урок как форма воспитательной работы характеризуется следующими особенностями: строго определенные рамки учебного времени; постоянный состав учеников примерно того же возраста и уровня готовности к учебной работе; каждый урок посвящен изучению одного предмета; урок имеет дидактическую структуру; урок построен на целях и задачах обучения и развития, закон и принципы образовательного процесса; создатель, организатор и руководитель занятий – учитель. Урок в основном сфокусирован на обучении, развитии и образовании.
Определение урока сложно. В педагогической науке она существует через свои определения. Одно из них заключается в следующем: урок – это форма организации деятельности постоянного состава преподавателей и учащихся в определенный период времени [8], которая систематически применяется для решения задач обучения, воспитания и развития учеников.
По словам И. М. Бутина: «Урок – это такая организационная форма воспитательной работы в школе, в которой учитель имеет дело с определенным временем, с постоянным составом учащихся – с классом, по фиксированному расписанию, используя различные методы для достижения своих дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы» [2].
Из этих определений формирующие элементы, стабильность системных связей и «алгоритмизация уроков» выявляются более четко. Тенденции развития присущи обществу, конечно, они означают изменение целей и задач обучения, поощрение улучшения содержания, разработки методов и совершенствования учебных пособий.
Дальнейшее развитие этой концепции находится в концепции М.И. Махмутова, где обсуждаются два аспекта урока [10]:
Первый аспект – в отношении процесса обучения в целом – «Урок является основной формой движения обучения, определяемой содержанием, принципами и методами обучения, которые учитель планирует и регулирует в определенных пространственно-временных рамках и реализует общий предмет – учителя и учеников».
Второй аспект – как форма его организации – «Урок – это динамичная и разнообразная форма организации процесса целевого взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава преподавателей и учащихся, включая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемые (в идентичных сегментах времени) с целью решить проблемы развития и воспитания в учебном процессе».
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Современные требования к уроку «Физическая культура»
Современное общество характеризуется пониманием социальной и личностной ценности явления – физической культуры. Сегодня невозможно найти уникальную область деятельности, которая не связана с этим неотъемлемым компонентом универсальной концепции культуры, которая является компонентом здорового образа жизни. Физическая культура считается прежде всего специфической реальностью, социальным процессом овладения ценностями особого типа культуры, называемой физической культурой, которая играет решающую роль в формировании и подготовке к зрелой жизни здорового молодого поколения. В связи с этим необходимо усилить образовательную деятельность, направленную на укрепление семейных ценностей и межличностных отношений (взаимоотношений и общения учащихся с учителями и родителями посредством физического воспитания) [11].
В условиях постоянной модернизации школьного образования, его оптимизации и поиска путей повышения качества без вреда для здоровья физическое развитие учащихся требует особого внимания. Исследования последних лет показывают, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности учеников в режиме повседневной деятельности способствует оптимизации основных систем организма: нервной, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата и, наконец, интеллектуальных сил [3, 6]. В школьном возрасте важно сформировать осознанную потребность в систематическом физическом воспитании и занятиях спортом, овладеть навыками здорового образа жизни.
Характерной чертой концепции развития и преподавания физической культуры является усиление образовательной направленности физической культуры, которая является наиболее сложной для технологической реализации и которая определяет успешность формирования физической культуры личности. Традиционно процесс физического воспитания в школе сводится к занятиям по физическому развитию и физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных способностей, т.е. фокусируется на биологических и моторных аспектах. Необходимо ставить более широкие цели – обучать учеников через развитие всего ценностного потенциала физического воспитания [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Урок физической культуры, будучи основной формой организации учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине, выступает как один из элементов дидактической системы, представленный в структуре дидактических процессов.
В системе физического воспитания все урочные занятия подразделяются прежде всего в соответствии с общей направленностью процесса физического воспитания на пять основных типов – уроки общего физического воспитания (в школе они называются уроками физической культуры), спортивной тренировки, прикладной физической подготовки, лечебные и методические.
Занятия по физическому воспитанию – должны стать творческой платформой для учителей. При разработке новых учебно-методических комплексов в программах необходимо учитывать современные требования к учебному процессу, потребности учащихся и их родителей.
Инновационным направлением в деятельности учителей физкультуры является использование методов развития интеллектуальных способностей учащихся в сочетании с практическими занятиями. Решение проблемы реальной интеграции процесса формирования знаний в физическую культуру, как основы возникновения сознательных мотивов у школьников, а также необходимости физического воспитания и активного физического развития и физической активности, основано на активном участии учеников в получении знаний.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1984. – 280 с.
2. Бутин, И. М. Методика обучения физической культуре 1-11 кл. / И. М. Бутин. – М.: Просвещение, 2004. – 267с.
3. Головина, Л.Л. Физическое воспитание младших школьников на основе реализации личностно- ориентированного подхода / Л.Л. Головина // Физическая культура: воспитание образование тренировка. – 2002. – № 1. – С. 17 – 20.
4. Давыдова, С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС / С.В. Давыдова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – С. 142-144.
5. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. – М.: «Академия», 2004. – 272 с.
6. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании : учебное пособие / Г.Л. Ильин. – М. : Прометей, 2015. – 426 с.
7. Копотева, Г. Л. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование / Г.Л. Копотева. – В.: «Учитель», 2015. – 143 с.
8. Лебедев, О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода / О.Е. Лебедев. – М.: Школьные технологии, 2011. – № 6. – С. 10-17.
9. Лукьянова, М.И. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие / М.И. Лукьянова. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г. – 176 с.
10. Махмутов, М.И. Урок: типология, структура, анализ / М.И. Махмутов // Сов. педагогика. – 1986. – №2. – С. 53-58
11. Мухина, М.П. Физкультурное образование школьников : учебное пособие / М.П. Мухина. – Омск : Издательство СибГУФК, 2014. – 399 с.
12. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 624 с.
13. Поташник, М.М. Требования к современному уроку / М.М. Поташник. – Москва, Центр педагогического образования, 2007. – 270 с.
14. Сидоров, А. А. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. Культура» / А.А. Сидоров. – М.: «Терра – Спорт», 2000. – 272 с., ил.
15. Смольникова, И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация http://www.eorhelp.ru/node/8964.
16. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
17. Уроки физической культуры в школе: Пособие для учителей / В.А. Барков, А.И. Навойчик, Ю.К. Рахматов и др. – Мн.: Технология, 2001. – 240 с.
18. Фирсин, С.А. отношение учителей физической культуры к новациям в процессе физического воспитания учащихся образовательных школ. [Электронный ресурс] // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2014. – № 3. – С. 10-12.
19. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 307 с.