ВВЕДЕНИЕ
Транспорт – одна из ключевых отраслей хозяйства, самостоятельная отрасль экономики. Он относится к сфере нематериального производства и к отраслям, оказывающим услуги. Его значение неимоверно большое. В первую очередь он осуществляет перемещение населения и грузов, а также служит важнейшей частью инфраструктуры и «каркаса» территории.
По данным зарубежных исследователей, экономический рост в большинстве стран мира сопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта.
Воздушный транспорт имеет одно неоспоримое преимущество перед всеми остальными видами транспорта – пути воздушного сообщения практически неограниченны. По доле перевезенных пассажиров на дальние расстояния воздушный транспорт уступает только железнодорожному транспорту, хоть и весьма значительно.
Использование воздушного транспорта дает большой временной выигрыш (из-за высокой скорости самолета и направления траектории полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях.
В настоящее время пассажиропоток в среднем приносит доход авиакомпании в пять раз выше, чем грузопоток (в тонно-километрах). Причиной этого является растущее соперничество между самими перевозчиками и жесткая конкуренция пассажирских авиакомпаний, которые с появлением кораблей нового поколения имели возможность значительно увеличить количество грузов, перевозимых в багажниках пассажирских самолетов.
ОАО «Авиакомпания «Белавиа» является основным пассажирским авиаперевозчиком Республики Беларусь. Выполнение ею задания по экспорту услуг напрямую зависит от уровня пассажирского спроса, в том числе на чартерные рейсы. Компания «Белавиа» перевозит и грузы, но не в том привычном понимании, как грузовые авиакомпании. Во–первых, это сверхнормативный багаж, во–вторых, дозагрузка грузами регулярных рейсов.
ГЛАВА 1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность конкурентоспособности организации
Конкурентоспособность организаций является проблемой не только внутренней, но и мировой экономики. По словам американского ученого М. Портера, до сих пор «нет общепринятого определения конкурентоспособности». Он утверждает: «Для компаний конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке с глобальной стратегией. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительное сальдо внешней торговли. Для некоторых экономистов конкурентоспособность означала низкие издержки производства на единицу продукции, приведенные к обменному курсу» [10].
Если говорить о степени знания этой проблемы отечественными учеными, то исторически первым этапом непосредственной подготовки к определению конкурентоспособности организации в СССР была работа Ю.Ф. Шамрая и Г.В. Габунии.
СССР был достаточно сдержан в плане конкурентоспособности, так как эта категория была связана в основном с экспортными товарами. Это соответствовало характеру советской экономической системы, поэтому сравнительная прибыльность экспорта поставщиков стала основой конкурентоспособности. Ярким примером такого отношения к понятию конкурентоспособности является определение, данное Ю.Ф. Шамраем и Г.В. Габуния: «Конкурентоспособность можно определить как сравнительную рентабельность экспортеров-поставщиков (фирм или стран), т. е. как разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию продукции, поставляемой на мировой рынок »[3].
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ «БЕЛАВИА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
ОАО «Авиакомпания «Белавиа» образована 5 марта 1996 года. 12 августа 1997 года «Белавиа» вступила в действительные члены Международной ассоциации воздушного транспорта. В 2008 году произошло внесение «Белавиа» в регистр ИАТА как авиакомпании, соответствующей стандартам эксплуатационной безопасности (IOSA). Наличие сертификата IOSA подтверждает использование авиакомпанией передовых стандартов в области управления безопасностью полетов, определяет международный статус безопасного перевозчика, дает потенциал к расширению международного сотрудничества с ведущими авиакомпаниями мира, упрощает выход на новые рынки.
Авиакомпания «Белавиа» – лидер пассажирских перевозок в Республике Беларусь. В основу деятельности авиакомпании заложен принцип создания положительного имиджа, который формируется на основе безопасности, регулярности и точности выполнения полетов, улучшении качества обслуживания пассажиров.
ОАО «Авиакомпания Белавиа» – основной авиационный пассажирский перевозчик Республики Беларусь, осуществляющий регулярные и нерегулярные (чартерные) полеты из столицы Республик Беларусь в крупные промышленные, курортные и туристические города государств СНГ, Западной Европы и Ближнего Востока. В общей сложности авиакомпания выполняет около 60 рейсов по различным направлениям. Осуществляет около 69% от всего объема пассажирских перевозок на воздушных линиях. В целом белорусские авиаперевозчики представлены пятью авиакомпаниями: ОАО «Авиакомпания Белавиа», OAO «Авиакомпания Гродно», ОАО «Авиакомпания Трансавиаэкспорт», ООО «Генекс» и УП «Рубистар».
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ «БЕЛАВИА» НА РЫНКЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
3.1 Основные направления совершенствования деятельности организации
Чтобы повысить конкурентоспособность организации, ОАО «Авиакомпания «Белавиа» необходимо разработать соответствующие мероприятия.
Основными направлениями стратегического развития компании являются:
− увеличение количества пассажиров, грузов, почты;
− развитие сети маршрутов за счет открытия новых маршрутов и увеличения количества рейсов по существующим собственным маршрутам, а также расширения географии полетов за счет активного сотрудничества с партнерами на основе соглашений о совместном использовании кодов и интерлайнов;
− совершенствование систем управления безопасностью и их регулярности;
− развитие собственной современной инфраструктуры;
− расширение сети продаж, повышение ее эффективности за счет внедрения новых технологий;
− постоянная разработка и внедрение программ лояльности пассажиров;
− оптимизация производственных затрат и повышение эффективности финансовой деятельности;
− поддержка постоянно высокого качества предоставляемых услуг с использованием современных технологий;
− поддерживать квалификацию персонала высокого уровня.
Приоритетными направлениями развития любого авиационного бизнеса являются привлечение новых и удержание существующих клиентов путем улучшения туристических услуг и расширения системы лояльности.
В текущих рыночных условиях организационная программа авиакомпании, основанная на подходе, ориентированном на клиента, становится наиболее эффективной. Расширение рыночного предложения и развитие современных технологий (Интернет, электронные способы оплаты, электронные авиабилеты, системы саморегистрации на рейсах) повысили значимость пассажиров в процессе организации поездок, предоставляя им новые возможности выбора. В связи с этим способность компании своевременно выявлять и эффективно удовлетворять потребности современных потребителей становится важнейшим конкурентным преимуществом – залогом обеспечения долгосрочного успеха на рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе.
«Белавиа» — современная, динамичная компания, отвечает последним инновациям в области гражданской авиации, стремится к постоянному развитию и совершенствованию, а также к привлечению нового числа пассажиров. Первоочередными задачами ставит для себя модернизацию воздушного флота, эффективное использование ресурсов, внедрение новых информационных технологий и постоянное повышение качества обслуживания, как на борту, так и на земле.
Зрелость рынка и возрастающая конкуренция побуждают к образованию сильных авиатранспортных объединений. Для сохранения и расширения доли рынка ОАО «Авиакомпания «Белавиа» стремится точно позиционировать на целевом рынке свой продукт, не уступающий лучшим мировым стандартам по безопасности и регулярности полётов, качеству эксплуатируемых воздушных судов, предлагаемому сервису, уровню цен и соотношению цена−качество и пр.
Основной акцент в своей работе авиакомпания делает на предоставлении возможности клиентам летать как прямыми рейсами, так и без промедления продолжить путешествие в любую точку мира, стараясь учесть при этом все пожелания пассажира.
Одной из приоритетных задач является расширение географии продаж авиабилетов на рейсы авиаперевозчика и повышение качества обслуживания пассажиров. ОАО «Авиакомпания «Белавиа» постоянно расширяет собственную сеть продаж за рубежом.
1. Афитов, Э. А. Планирование на предприятии (организации) : учебник для вузов по специальности "Экономика и организация производства" / Э. А. Афитов. – Минск : Новое знание, Москва : ИНФРА–М, 2015. – 344 с.
2. Альпидовская, М. Л., Цикин А. М. Конкурентоспособность национальной экономики: вопросы теории: монография / М. Л. Альпидовская, А. М. Цикин. – Тверь: Твер. гос. ун–т. – 2017. – 170 с.
3. Анопченко, Анопченко под под Т.А. ред. Современные методы управления. Учебное пособие / Анопченко Анопченко под Т.А. ред. под, др. – М.: КноРус, 2016. – 316 c.
4. Борозна, А.С. Экономическая сущность понятия «конкурентоспособность организации» / А.С. Борозна // Электронный сборник трудов молодых специалистов Полоцкого государственного университета. Выпуск 11(81). Экономические науки: Экономика и управление, Финансы и налогообложение, Бухгалтерский учёт и анализ хозяйственной деятельности, Логистика. – Новополоцк: ПГУ, 2016. – С.266–268.
5. Бондаренко, В. В. Менеджмент организации. Введение в специальность / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина, О.Ф. Алехина. – М.: КноРус, 2016. – 232 c.
6. Брасс, А. А. Управление организацией : учебное пособие / А. А. Брасс. – Минск : Амалфея, Минск : Мисанта, 2014. – 344 с.
7. Бекетов Н. В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Экономический анализ: теория и практика. – 2015, № 11. – С. 17–24.
8.Беленов, О. Н. Конкурентоспособность стран и регионов / О.Н. Беленов, А.А. Анучин. – М.: КноРус, 2015. – 144 c.
9. Березин, Артем Инновационно–инструментальный механизм повышения конкурентоспособности / Артем Березин. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. – 156 c.
10. Бенчмаркинг / Бенчмаркинг, как функция маркетинговых исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/marketing/benchmarking.html.
11. Бакалягин Г.Б. Конкурентоспособность малого предпринимательства // Вопросы статистики. – 2014. – N 8. – С.81–84.
12. Барабанов А. Оценка конкурентоспособности региона // Пробл. теории и практики управл. – 2015. – N 3. – С.69–81.
13. Баранчеев В. Систематизация знаний в повышении конкурентоспособности // Маркетинг. – 2014. – N 5. – С.3–17.
14. Бородин К.Г. Оценка конкурентоспособности продукции в условиях современной торговли // Пробл. прогнозирования. – 2015. – N 3. – С.84–95.
15. Быковская, Е. В. Стратетегическое управление технологической конкурентоспособностью промышленного организации на основе мобилизации внутрихозяйственных резервов: дис. на соиск. уч. степ. д. э. н. / Е. В. Быковская. – Курск: ФГБОУ ВО «Юго–Западный государственный университет», 2019. – 301 с.
16. Вардимиади, Ю.Д. Определение качественных и количественных характеристик стратегических клиентов. Анализ клиентской базы // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2016 . – № 4. – С.48–51.
17. Володько, О. В. Экономика организации (организации) : практикум: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / О. В. Володько, Р. Н. Грабар, Т. В. Зглюй ; под ред. О. В. Володько. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 271 с.
18. Воронов Ю.П. Бенчмаркинг в конкурентной борьбе // ЭКО. – 2016. – N 4. – С.2–18.
19. Войцеховская И. Конкурентоспособность как интегральный показатель эффективности организаций // Проблемы теории и практики управл. – 2016. – N 3. – С.108–113.
20. Воронцов, Е. В. Управление знаниями : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям "Профессиональное обучение (экономика и управление)", "Менеджмент (по направлениям)", "Бизнес–администрирование" / Е. В. Воронцов. – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 351 с.
21. Воронкова, О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление / О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова. – М.: Экономистъ, 2016. – 495 c.
22. Волков, Д.В. Оценка уровня конкурентоспособности организации: теоретико–методологические походы / Д.В. Волков // Вести высших учебных заведений Черноземья. – 2014. – №1(19). – С. 96–100.
23. Габибова, М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности организации / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки–Веди, 2015. – С. 85– 87.
24. Галямина, И. Г. Управление процессами / И.Г. Галямина. – Москва: Мир, 2018. – 304 c.
25. Горелик, О. М. Производственный менеджмент. Принятие и реализация управленческих решений. Учебное пособие / О.М. Горелик. – М.: КноРус, 2016. – 270 c.
26. Горбашко, Е.А. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика: учебник / Е.А. Горбашко, И.А. Максимцева; под ред. Е.А. Горбашко. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 447 с.
27. Горшкова, Л. А. Основы управления организацией. Практикум / Л.А. Горшкова, М.В. Горбунова. – Москва: СИНТЕГ, 2017. – 264 c.
28. Горанец, С. И. Экономика организации (организации) : практикум по одноименной дисциплине для слушателей экономических специальностей / С. И. Горанец ; Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. – Гродно : ГрГУ им. Я.Купалы, 2015. – 45 с.
29. Головачев, А. С. Экономика организации (организации): учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / А. С. Головачев. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 687 с.
30. Грант P. M. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратеги / Р. М. Гранд // Вестник СПбГУ. – 2016. – Вып. 3. – C. 47–75.
31. Гнатюк, С. Н. Конкурентоспособность организации: теория, методология, практика: монография / С. Н. Гнатюк, А. Г. Барановский, Л. В. Наркевич. – Смоленск: Маджента, 2016. – 180 с.
32. Гапоненко А. Инновации в менеджменте как фактор конкурентоспособности организаций / А.Гапоненко, М.Савельева // Пробл. прогнозирования. – 2014. – N 5. – С. 88–95.
33. Гапоненко А. Конкурентоспособность хозяйственных организаций как основа социально–экономического роста // Власть. – 2015. – N 1. – С. 33–36.
34. Гапоненко А. Традиционные и новые факторы конкурентоспособности организаций / А.Гапоненко, М.Савельева // Пробл. теории и практики управл. – 2015. – N 5. – С. 117–124.
35. Гильмитдинов, Ш.Г. Конкурентоспособности организации на основе использования комплексного показателя / Ш.Г. Гильмитдинов // Проблемы современной экономики. – 2014. – №1. – С. 121–123.
36. Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы / Совет Министров Республики Беларусь // [Электронный ресурс] – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file591cd03b057946c1.PDF/.
37. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учеб. пособие / Л.А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
38. Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных организаций. – М., 2015. – 296с.
39. Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 200 c.
40. Инновационный менеджмент и экономика организаций (организаций). Практикум. – М.: Вузовский учебник, 2015. – 240 c.
41. Ивенс, Б. Менеджмент ключевых клиентов // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 3. – С.109–114.
42. Инновационный менеджмент : учебное пособие / К. В. Балдин, А. В. Барышева, Е.Л. Макриденко, И. И. Передеряев ; под ред. А. В. Барышевой. – 3–е изд. – Москва : Дашков и К, 2015. – 379 с.
43. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. – 5–е европейское изд. – М.: Вильямс, 2015. – 752 c.
44. Курьян, А.Г. Потери качества и результативность менеджмента / А.Г. Курьян // Методы менеджмента качества. – 2015. – № 3. – С. 30–34.
45. Казакова, Н.А. Современный стратегический анализ: учебник / Н.А. Казакова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 500 с.
46. Конина, Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире / Н.Ю. Конина. – М.: Проспект, 2015. – 419 c.
47. Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. – М.: Инфра–М, Новое знание, 2015. – 192 c.
48. Круг, Э.А. Характеристики методик определения конкурентоспособности организаций / Э.А. Круг // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2014. – №3. – С. 77– 80. 36.
49. Клековкин Л.И. Системный подход к пониманию конкурентоспособности как фактор устойчивого развития экономики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – N 17. – С. 32–38.
50. Кожевников А. Комплексный индекс для оценки конкурентоспособности организации / А.Кожевников, Ю.Терехова // Стандарты и качество. – 2015. – N 1. – С. 82–84.
51. Кибалов Е.Б. Транссиб и БАМ: системный взгляд на проблему повышения конкурентоспособности / Е.Б.Кибалов, С.А.Быкадоров // ЭКО. – 2016. – N 1. – С. 5–25.
52. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник / Э.М. Коротков. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2016. – 640 с.
53. Коливерда, Е. А. Анализ конкурентоспособности продукции, оценка ее уровня и путей повышения // 76–я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета [Электронный ресурс] : материалы конф. В 3 ч. Ч. 2, Минск, 13–24 мая 2019 г. / Белорус. гос. ун–т ; редкол.: В. Г. Сафонов (пред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2019. – С. 369–371.
54. Королькова, О. С. Для конкуренции больше возможностей / Королькова Ольга Сергеевна // Промышленно–торговое право. – 2018. – № 3. – С. 31–34.
55. Литвинчук, А. А. Пути повышения конкурентоспособности регионов Республики Беларусь в условиях устойчивого развития: автореф. на соиск. науч. степ. к. э. н. / А. А. Литвинчук; М–во образования Республики Беларусь; УО «БГУ», 2019. – 27 с.
56. Лазаренко, А.А. Методы оценки конкурентоспособности / А.А. Лазаренко // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 374–377.
57. Лукичева, Л. И. Менеджмент организации. Теория и практика / Л.И. Лукичева, Е.В. Егорычева. – М.: Омега–Л, 2016. – 496 c.
58. Лобанов М.М., Быков С.Н., Осипов Ю.М. Пороговая модель оценки конкурентоспособности продукции // Международная научно–практическая конференция «Организационные и экономические проблемы становления конкурентоспособного производства»: Сборник трудов в 4 т. — Воронеж: Изд–во ВГТУ, 2014. – С. 61–62.
59. Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью. М., 2014. – С. 32.
60. Методология диагностики конкурентоспособности организации в условиях неопределенности и риска: монография / Н. А. Ефремов, В. Н. Кабанов, Т. В. Мужжавлева, Ю.А. Толстов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский гос. ун–т имени И. Н. Ульянова». – Чебоксары: Изд–во Чувашского ун–та, 2017. – 187 с.
61. Михальчевский Ю.Ю./Систематизация факторов развития воздушного транспорта вызывающих изменение требований к отраслевому рынку труда/ Межд. Науч. журнал «Символика науки», №1/2016
62. Маркетинг в системе управления малых и средних организаций : [монография] / Н.В. Киреенко, С. М. Мицкевич, Т. А. Казнадей, М. Ц. Раткович, М. Ж. Радосавлевич, Г. Б. Грубич ; Министерство образования Республики Беларусь, Институт предпринимательской деятельности, Университет Унион–Никола Тесла, Белградский университет. – Минск : Мисанта, 2015. – 211 с.
63. Мясникович, М. В. Эволюционные трансформации экономики Беларуси : [монография] / М. В. Мясникович ; Национальная академия наук Беларуси, Отделение гуманитарных наук и искусств. – Минск : Беларуская навука, 2016. – 321 с.
64. Менеджмент организации / Н.В. Мурашкин и др. – М.: СПбГЛТА, 2014. – 568 c.
65. Менеджмент организации: моногр. / З.П. Румянцева и др. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 432 c.
66. Мокроносов А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд–во Урал ун–та, 2014. – 194 с.
67. Митше, Эдуард Кухня. Менеджмент и организация / Эдуард Митше и др. – М.: Центрполиграф, 2015. – 256 c.
68. Михненко, П. А. Теория организации / П.А. Михненко. – М.: Синергия, 2018. – 336 c.
69. Немчинов, О.А. Исследование тарифной политики авиакомпании на рынке пассажирских перевозок / О.А. Немчинов, К.И. Минеева // Молодой ученый. – Казань, №27 (131), 2016. – Ч. V. – С. 471–476
70. Новые ресурсы экономической модернизации : [монография] / С. Ю. Солодовников, Л. П. Васюченок, Ю. В. Мелешко, А. Н. Тур ; под ред. С. Ю. Солодовникова. – Минск: БНТУ, 2016. –324 с.
71. О’ Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. СПб: Питер, 2014. – 864 с.
72. Официальный сайт ОАО «Авиакомпания «Белавиа» [Электронный ресурс]/belavia.by/ – Минск, 2018. – Режим доступа: http://belavia.by/company/.
73. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов / М. Портер – М: Альпина Паблишер, 2015. – 208 с.
74. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006г. №1471 "Об утверждении правил использования воздушного пространства Республики Беларусь".
75. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006г. №985 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь".
76. Приложение № 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе, Раздел III Воздушный транспорт.
77. Портер, М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М. Портер; перев. на рус. И.В. Квасюкова [и др.]. – М.: ООО «Интеллектуальная литература», 2016. – 740 с.
78. Подборнова, Е.С. Методические подходы к оценке конкурентоспособности промышленных организаций / Е.С. Подборнова // Самарский государственный университет. – 2014. – №1. – С. 1–7.
79. Руденков, В. М. Инновационный менеджмент : пособие / В. М. Руденков, Н. П.Беляцкий, Б. Д. Семенов ; под ред. В. М. Руденкова. – Минск : Амалфея, Минск : Мисанта, 2014. – 459 с.
80. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. Монография / Ю.Б. Рубин. – М.: Маркет ДС, 2016. – 3–е изд. – 458 с.
81. Сайт Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь // [Электронный ресурс] – Минск, 1999 – 2018. – Режим доступа: http://www.mintrans.gov.by/ru/activity–air–ctructure–ru/.
82. Смитиенко, Б.М, Мировая экономика: учебник / Б.М. Смитиенко, Н.В. Лукьянович; под ред. Б.М. Смитиенко. – 3–е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 583 с.
83. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта от 12.12.1997 г.
84. Статьи и публикации / Кулинич А. Организация маркетинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://b2blogger.com/articles/manage/47.html.
85. Синица, Л. М. Организация производства : учебник для студентов вузов по специальности "Экономика и управление на предприятии"] / Л. М. Синица. – 3–е изд., доп. и перераб. – Минск : ИВЦ Минфина, 2014. – 607 с.
86. Смольский, А. П. Практический менеджмент: инструменты, стратегия и тактика управления : учебное пособие / А. П. Смольский. – Минск : Амалфея, Минск : Мисанта, 2016. – 441 с.
87. Транспорт и связь в Республике Беларусь, 2018 : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www. belstat.gov.by.
88. Тюрин, Д.В. Маркетинговые исследования: учебник / Д. В. Тюрин. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 342 с. Large Economic / Методы оценки конкурентоспособности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.largeeconomic.ru/laecos–663–1.html.
89. Тарануха, Ю.В. Конкуренция и конкурентоспособность: монография / Тарануха Ю.В. – М.: Русайнс, 2017. – 335 с. – ISBN 978–5–4365–1562–5. – Режим доступа: https://book.ru/book/922539.
90. Узков, К. Анализ клиентской базы // Маркетинг – 2016. – № 6 – С.92–97. Белорусский форум маркетологов // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pro— marketing.by/.
91. Устимкин, О.А. Оценка и пути повышения конкурентоспособности организации / О.А, Устимен // Форум молодых ученых. – 2019. – №1 (29). – С. 7–10.
92. Управление в социальных и экономических системах : XXIII Международная научно–практическая конференция, г.Минск, 15 мая 2014 г. / пред. редкол. Н. В. Суша, В. В. Гедранович, В. И. Гончаров, Б. Н. Желиба, В. И. Кудашов, В. И. Курмашев, Н. В. Рябоконь, А. Б. Гедранович, Е. И. Комкова, Н. И. Мосунова, Н. П. Матузяник, Т. В. Телятицкая, И. Н. Тонкович. – Минск : Издательство МИУ, 2014. – 208 с.
93. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА – М, 2014. – 510 с.
94. Фатхутдинов, Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Стандарты и качество, 2016. – 464 c.
95. Фидельман, Григорий Альтернативный менеджмент. Путь к глобальной конкурентоспособности / Григорий Фидельман , Сергей Дедиков , Юрий Адлер. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 192 c.
96. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность / Т.Г. Философова, В.А. Быков. – М.: Юнити–Дана, 2017. – 296 c.
97. Хозяйственный механизм авиатранспортных предприятий: учебное пособие. Ч. I. Авиакомпании / под ред. В.П. Маслакова. – СПб.: Питер, 2015. – 368 с.
98. Хулей, Г. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование. Пер. с англ. В. Шагоян / Г. Хулей, Д. Сондерс, Н. Пирси. – Днепропетровск: Бизнес–букс, 2015. – 800 с.
99. Хацкевич Г. А., Ляликова В. И., Ланевская А. А. Статистическое оценивание динамики конкурентоспособности регионов Беларуси на основе интегрального показателя // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. – 2018. – С. 25–32.
100. Шумилин, А. Г. Национальная инновационная система Республики Беларусь : монография / А. Г. Шумилин. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2014. – 255 с.
101. Ширяев, В. И. Управление организациям. Моделирование, анализ, управление / В.И. Ширяев, И.А. Баев, Е.В. Ширяев. – М.: Либроком, 2016. – 272 c.
102. Шкардун В. Д. Методика исследования конкуренции на рынке. – 2015. –№ 4. – С. 44– 54.
103. Ягафарова, Е. Ф. Взгляд на конкурентное преимущество фирмы с позиций экономической теории / Е. Ф. Ягафарова // Журнал экономической теории. – 2018. – №4. – С. 181–185.
104. Aviation Benefits Beyond Borders / Geneva–based Air Transport Action Group // [Электронный ресурс] – 2018. Режим доступа: http://aviationbenefits.org /.
105. Eurostat: Your key to European statistics / Eurostat // [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: . http://ec.europa.eu/Eurostat/.
106. The World Bank / 2018 The World Bank Group // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://data.worldbank.org/.
107. UNECE / United Nations Economic Commission for Europe // [Электронный ресурс] – 2018. Режим доступа: http://www.unece.org /.