ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ
1.1 Понятие экономической среды и ее виды
1.2 Факторы внешней среды функционирования предприятия
1.3 Внутренняя среда функционирования предприятия
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ» ОАО «ГОМЕЛЬТРАНСНЕФТЬ ДРУЖБА»
2.1 Технико-экономическая характеристика Филиала «Производственный комбинат ОАО «Гомельтранснефть Дружба»
2.2 Анализ внутренней среды организации
2.3 Косвенное и прямое воздействие внешней среды на организацию
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Совокупность внешних факторов организации, влияющих на хозяйственную и производственную деятельность предприятия, предопределяет среду деятельности фирмы. К факторам внешней среды относят события на мировой арене, научно-технологический прогресс, а также факторы, связанные с демографией, политикой, социально-культурной жизнью, природными и экономическими явлениями.
Отдельно взятые внешние факторы по-разному влияют на деятельность предприятия. Так, например, изменения в области кредитной, налоговой либо амортизационной политики, а также изменение тарифов и цен оказывают непосредственное влияние на издержки предприятия, что в свою очередь предопределяет прибыль и доходность деятельности организации. Такие факторы, как события на международной арене, научно-технический прогресс, состояние экономики, политические события не оказывают прямого влияния на деятельность предприятий, однако оказывают косвенное влияние на производственно-хозяйственную деятельность фирмы. Основываясь на это, выделяют среды прямого и косвенного воздействия.
Цель написания данной курсовой работы заключается в изучении экономической среды и оценке ее эффективности на деятельность предприятия.
Основными задачами курсовой работы являются:
– изучение понятия экономической среды и ее видов;
– анализ факторов внешней среды функционирования предприятия;
– изучение факторов внешней среды функционирования предприятия;
– приведение технико-экономической характеристики Филиала «Производственный комбинат ОАО «Гомельтранснефть Дружба»;
– анализ внутренней среды организации;
– изучение косвенного и прямого воздействия внешней среды на организацию;
– изучение путей совершенствования влияния экономической среды на экономику предприятия.
Объект исследования – Филиал «Производственный комбинат» ОАО ОАО «Гомельтранснефть Дружба», осуществляющий деятельность по производству продукции (товаров, работ, услуг), предприятие полного цикла производства мясных продуктов питания.
Предмет исследования – экономическая среда деятельности Филиал «Производственный комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба».
В качестве инструментария для исследования использовались общенаучные и конкретные методы, в том числе: экономико-статистические и социологические методы.
Информационной базой послужила первичная учетная и аналитическая документация, данные управленческой и бухгалтерской отчетности Филиал «Производственный комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба».
1 СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ
1.1 Понятие экономической среды и ее виды
Организация – это открытая и сложная система, которая получает из экономической (внешней) среды ресурсы и поставляет в нее свой продукт. Она существует лишь при условии активного взаимодействия с окружающей средой.
Среда функционирования предприятия – это совокупность взаимосвязей с субъектами хозяйствования, инфраструктурными звеньями, государственными органами, социальной и природной системами.
Экономическая среда – это совокупность:
– активных хозяйствующих субъектов;
– экономических, общественных и природных условий;
– национальных и межгосударственных институциональных структур;
– других внешних условий и факторов, действующих в окружении организации и влияющих на ее стратегию и тактику [1, с.465].
С учетом структуризации факторов и учета субъектов экономическая среда организации подразделяется:
1) на микросреду, представляющую собой области прямого влияния на организацию, которые создают:
– поставщики материально-технических ресурсов;
– потребители продукции (услуг) предприятия;
– торговые и маркетинговые посредники;
– конкуренты;
– законы и государственные органы;
– финансово-кредитные учреждения;
– другие контактные аудитории.
2) макросреду, оказывающую косвенное воздействие на предприятие и его микросреду:
– международные события;
– состояние экономики;
– научно-технический прогресс;
– политические;
– социально-культурные факторы [2, с. 243].
Ряд факторов определяет состояние среды деятельности предприятия. К данным факторам относят:
1. Социально-культурные факторы. При реализации деятельности организации необходимо учитывать культурную среду, в которой функционирует предприятие. Главным образом, следует обращать внимание на преобладающие в социуме жизненные ценности и традиции. Основываясь на это, формируется стандарт поведения. Как известно, американский и японский стандарты имеют существенные различия. Так, американский стандарт основан на индивидуалистическом подходе к организации, в то время как японский – на семейном подходе. Из данных подходов становится очевидным, что в одном случае нормой поведения является желание карьерного роста с постоянной сменой мест работы. В ином случае человек работает в организации всю жизнь.
Выводы по главе 1
Организация – это открытая и сложная система, которая получает из экономической (внешней) среды ресурсы и поставляет в нее свой продукт. Она существует лишь при условии активного взаимодействия с окружающей средой.
Среда функционирования предприятия – это совокупность взаимосвязей с субъектами хозяйствования, инфраструктурными звеньями, государственными органами, социальной и природной системами.
Состояние среды деятельности организации определяется рядом факторов: социально-культурных, экономических, научно-технических, политических, международных.
В зависимости от того, являются ли факторы, воздействующие на деятельность организации, подконтрольными ей или нет, экономическая среда подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя среда – это совокупность критериев и факторов, действующих в окружении организации и включающих такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов.
Внутренняя среда организации – это совокупность условий и взаимосвязей между подразделениями субъектов хозяйствования, позволяющих ему эффективно реализовать свои цели.
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ» ОАО «ГОМЕЛЬТРАНСНЕФТЬ ДРУЖБА»
2.1 Технико-экономическая характеристика Филиала «Производственный комбинат ОАО «Гомельтранснефть Дружба»
Филиал «Производственный комбинат» − предприятие полного цикла производства мясных продуктов питания.
Идея создания небольшого предприятия для обеспечения работников коллектива ОАО «Гомельтранснефть Дружба» мясными продуктами берет свое начало в не таком уж далеком 1992 году.
В одноименном поселке нефтяников Дружба (а/г Бобовичи Гомельского района) началось строительство мясоперерабатывающего цеха. За основу был взят проект компактного предприятия с полным циклом переработки мяса животных, а типовой модуль с набором необходимого технологического оборудования закуплен в Дании, и уже 1 июля 1994 года цех начал свою полноценную работу – производство колбасных изделий и мясных полуфабрикатов. Качественная и натуральная продукция с интересными рецептурами быстро завоевала сердца потребителей, высокий спрос и добрая слава о Бобовичских колбасках привели к образованию в 2000 году в поселке комплекса – магазин «Смачны» и кафе «Гасцiнны Двор».
Осуществлять свою деятельность коллективу организации приходится в условиях достаточно жесткой конкуренции, в сегодняшней рыночной конъюнктуре. И сегодня организация не стоит на месте, продолжает заниматься техническим перевооружением на более современном уровне. При разработке и внедрении новых видов продукции используются как новые передовые технологии, так и старые традиционные виды продукции. Ежемесячно обновляется и расширяется ассортимент выпускаемой продукции, начиная от продукции полуфабрикатов до деликатесной.
Всего на комбинате производится и реализуется свыше 100 видов колбасных изделий, мясных деликатесов и полуфабрикатов.
Продукция Филиала «Производственный комбинат» отличается высоким уровнем вкусовых свойств и огромным выбором. Помимо вкусной и недорогой продукции, доступной любым покупателям, комбинат выпускает мясные деликатесы, а также эксклюзивную продукцию, копчености.
Продукция Филиала Производственный комбинат ОАО «Гомельтранснефть Дружба» получает высокую оценку на специализированных международных и региональных выставках, проводимых в городе Гомеле, что подтверждается многочисленными наградами. Именно на выставках имеется возможность прямого контакта с потребителями, где, проводя дегустацию, они высказывают свое мнение о достоинствах и недостатках продукции.
Выводы по главе 2
Филиал «Производственный комбинат» − предприятие полного цикла производства мясных продуктов питания.
Организация занимается производством мясных продуктов, в том числе производство мяса, пищевых субпродуктов, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов для реализации как в собственных торговых точках, так заинтересованным организациям-потребителям.
Основой влияния на эффективность деятельности Филиала «ПК» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» является состояние работы по таким элементам внешней среды, как заказчики и покупатели, поставщики и государственное регулирование деятельности предприятий химической отрасли.
Эффективность работы Филиала «ПК» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» в первую очередь зависит от показателей сбыта продукции и работы с покупателями и заказчиками. Внешняя среда является поставщиком ресурсов для организации. Обмен между внешней средой и организацией происходит постоянно, за счет него организация выживает на рынке.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ
В качестве предложений совершенствования экономической среды предприятия предлагается путь, направленный на изменение системы стратегического управления экономической устойчивостью предпринимательских структур, в рамках которых вырабатывается финансовая и инвестиционная стратегия и тактика развития Производственный комбинат ОАО «Гомельтранснефть Дружба», обосновываются финансовые планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников, повышается конкурентоспособность предприятия.
Экономическая устойчивость Производственного комбината ОАО «Гомельтранснефть Дружба» является необходимым условием достижения конкурентоспособности, в ходе которого осуществляются своевременное и полное выполнение обязательств перед персоналом, бюджетом, кредиторами, партнерами, собственниками и осуществляются инвестиции в развитие предприятия.
Представлены следующие основные направления совершенствования стратегического управления экономической устойчивостью предпринимательских структур Производственный комбинат ОАО «Гомельтранснефть Дружба» в условиях изменяющейся среды:
1. Разработка операционной, инвестиционной и финансовой стратегии.
Совершенствование системы стратегического управления экономической устойчивостью предпринимательских структур в условиях изменяющейся среды основано на эффективной реализации операционной и инвестиционной стратегии, и создания дополнительной стоимости за счет собственных и заемных средств.
2. Совершенствование информационного обеспечения стратегического управления.
Особое значение для совершенствования системы стратегического управления экономической устойчивостью предпринимательских структур в условиях изменяющейся среды имеет своевременность и точность реакции управления па изменения во внешней среде. Чтобы адекватно реагировать на динамику внешней среды, менеджмент Производственного комбината ОАО «Гомельтранснефть Дружба» должен быстро собрать информацию, обработать ее, мобилизовать достаточные ресурсы и на их основе реализовать тактическое управление. При этом реакция предприятия па непредвиденное событие должна быть задействована раньше, чем будет нанесен ущерб текущей деятельности или активам предприятия. Опоздание с реакцией может привести к тому, что ущерб, нанесенный первым событием, будет усугублен ущербом от второго, третьего и т.д., существенно осложняя положение предприятия.
Выводы по главе 3
В качестве предложений совершенствования экономической среды предприятия предложен путь, направленный на изменение системы стратегического управления экономической устойчивостью предпринимательских структур, в рамках которых вырабатывается финансовая и инвестиционная стратегия и тактика развития Производственный комбинат ОАО «Гомельтранснефть Дружба», обосновываются финансовые планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников, повышается конкурентоспособность предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании курсовой работы упор был сделан на деятельность Филиала «ПК» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» - предприятие, занимающееся удовлетворение покупательского спроса на рынке.
Филиал «Производственный комбинат» − предприятие полного цикла производства мясных продуктов питания. Идея создания небольшого предприятия для обеспечения работников коллектива ОАО «Гомельтранснефть Дружба» мясными продуктами берет свое начало в не таком уж далеком 1992 году.
Анализ основных показателей хозяйственной деятельности филиала «Производственный комбинат» позволил определить: выручка от реализации продукции за анализируемый период 2017-2018 гг. имеет тенденцию к уменьшению. Так выручка от реализации продукции в 2018 г. по отношению к 2017 г. уменьшилась на 4,21% и составила 3207 тыс. руб. Уменьшение выручки от реализации продукции обусловлено уменьшением объемов производства продукции за период 2017-2018 гг.
В организации на довольно высоком уровне организована охраны труда и защищенности, а также ведутся мероприятия по техническому контролю
В процессе работы на предприятие оказывают влияние два ведущих фактора воздействия, в зависимости от сферы: наружные и внутренние.
Организационные и технические условия работы организации зависят от внутренней среды организации. Цель анализа внутренней среды фирмы состоит в изучении и нахождении слабых и сильных сторон ее деятельности, это связано с тем, чтобы можно было использовать внешние возможности. Также стоит обратить внимание и на слабые стороны фирмы, которые могут усилить опасность и угрозы, исходящие извне.
К элементам внутренней среды относят: маркетинг, персонал, производство, организация управления, имидж и культура, финансы.
Под внешней средой понимают комплекс активных хозяйствующих субъектов, природных, общественных и экономических условий, межгосударственных и национальных институционных структур, и других внешних факторов и условий, действующих в окружении организации и оказывающих влияние на разного рода направления деятельности.
В общем характеристика внешней среды выглядит следующим образом. Так, имеет место взаимосвязь факторов среды или сила воздействия, с которой изменение одного из факторов будет оказывать влияние на другие. Среда представлена большим количеством разнообразных факторов, влияющих на организацию, что показывает ее сложность. Среда характеризуется большой степенью изменчивости или подвижности. Большое количество факторов и их изменчивость приводят к тому, что теряется точность информации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенность среды и усложняет процесс принятия решений.
1 Акулич, И. Л. Международный маркетинг: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск: Тетралит, 2014. – 509 с.
2 Акулич, И. Л. Основы маркетинга: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск: БГЭУ, 2015. – 538 с.
3 Маркетинг в системе управления малых и средних предприятий: [монография] / Н. В. Киреенко, С. М. Мицкевич, Т. А. Казнадей, М. Ц. Раткович, М. Ж. Радосавлевич, Г. Б. Грубич; Министерство образования Республики Беларусь, Институт предпринимательской деятельности; Университет Унион–Никола Тесла; Белградский университет. – Минск: Мисанта, 2015. – 211 с.
4 Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. — 14-е издание, переработанное и дополненное — М.: ИНФРА-М, 2017. — 649 с.
5 Стражев, В. И. Теория анализа хозяйственной деятельности: [учебное пособие для вузов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»] / В. И. Стражев. - 2-е издание, исправленное - Минск: Вышэйшая школа, 2014. - 143 с. - (Для студентов экономических специальностей учреждений высшего образования).
6 Тележников, В. И. Менеджмент: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В. И. Тележников. Минск: БГЭУ, 2016. – 507 с.
7 Финансы: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / Т. И. Василевская [и др.]; под ред. Т. И. Василевской, Т. Е. Бондарь. — Минск: БГЭУ, 2017. — 363 с.
8 Финансы организации: учеб. пособие / О. А. Пузанкевич [и другие]; под редакцией О. А. Пузанкевич. — Минск: БГЭУ, 2016. — 191 с.
9 Экономика организации: учебное пособие / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй / под редакцией О.В. Володько. – Пинск, ПолесГУ, 2011. – 360 с.
10 Чечеткин А. С. Бухгалтерский управленческий учет в сельскохозяйственных организациях: учебное пособие / А. С. Чечеткин, Л. Н. Корнеева, З. Н. Кулько. – Минск: ИВЦ Минфина, 2014. – 376 с.
11 Экономика организации (предприятия): учебник: для высших учебных заведений по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» (квалификация «бакалавр») / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Дашков и К°, 2016. - 290 с.
12 Экономика организации (предприятия промышленности): [пособие]: для студентов учреждений высшего образования специальности 1-й ступени высшего образования 1-26 01 03 «Государственное управление и экономика»/ Е. С. Русак, Н. Н. Морозова. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2018. – 467 с.
13 Экономика предприятия: учеб. комплекс / Л.А. Лобан, В.Т. Пыко. – Минск: Современная школа, 2011. – 432 с.
14 Официальный сайт ОАО «Гомельтранснефть Дружба» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://combinat.transoil.by/.
15 Годовой отчет за 2019 год ОАО «Гомельтранснефть Дружба» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://portal.gov.by/PortalGovBy/resourceproxy/.