ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ TOYOTA
1.1 Краткое описание системы управления производства Toyota и ее базовая концепция
1.2 Основные положения теории бережливого производства
2 СМК НА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БМЗ» - УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «БМК»
2.1 Краткое описание предприятия ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга БМК»
2.2 Анализ системы менеджмента качества
3 МЕТОДИКА БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА «5S» НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «БМЗ» - УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «БМК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема контроля качества является одной из важнейших государственных проблем, сочетающей политические, социальные, экономические, научно-технические и организационные аспекты. Качество продукции сегодня является одним из важнейших показателей деятельности компании.
В современных условиях конкуренция между предприятиями в основном разворачивается в области качества выпускаемой продукции. Борьба за качественную продукцию является одним из основных направлений повышения эффективности производства, так как именно высокое качество позволяет удовлетворять общественные потребности за счет меньшего количества трудовых и материальных ресурсов.
В настоящее время рыночная экономика, рынок находится в очень конкурентной ситуации и, следовательно, потребитель становится более избирательным в выборе товаров. В этой связи любая организация должна зарекомендовать себя на рынке как производитель высококачественной и доступной продукции. Но и рекомендуемое название организации может быть уничтожено одним из ее неправильных шагов - снижением качества выпускаемой продукции, и в этом случае потребитель делает выбор продукции конкурентоспособной организации.
Качество является важным инструментом в борьбе за рынки. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность продукта. Она состоит из технического уровня продукции и полезности товаров для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономичные, экологические свойства. В то же время конкурентоспособность определяется сочетанием качества и ценностных особенностей продукта, которые могут удовлетворить потребности потребителя, а также затратами на приобретение и потребление товара. Качество продукции является одной из самых актуальных проблем сегодня, и любая организация, которая имеет свою цель, чтобы выиграть больший сегмент рынка инвестирует большое количество средств в качество производимой продукции. Качество продукции представляет собой набор плановых и систематических мероприятий, которые создают необходимые условия для каждого этапа цикла качества для удовлетворения требований к качеству.
Сегодня каждая организация, независимо от размера и отраслевых характеристик, рискует быстро выйти за рамки контроля качества, если она откажется внедрить систему управления качеством.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ TOYOTA
1.1 Краткое описание системы управления производства Toyota и ее базовая концепция»
Последние десятилетия все большее распространение получает развитие идей, принципов, методов и инструментов бережливого производства. Выражается такое развитие в том, что все большее количество компаний во всем мире занимаются внедрением бережливой концепции в практику своей деятельности (около 90 % компаний в Японии, около 60 % в США и Европе) [1]. В России отдельные регионы полагают внедрение бережливой концепции одним из важнейших направлений обеспечения конкурентоспособности предприятий, и как следствие, самого региона. Публикуется сотни книг и тысячи научных работ, посвященных самой концепции, истории ее возникновения и развития, методам и инструментам внедрения, практике применения в конкретных регионах или сферах деятельности. На основе опыта применения бережливого производства в разных странах создаются национальные стандарты [2, 3, 4].
Подобное внимание руководителей разных уровней и сфер деятельности, а также специалистов в области управления обусловлено самим определением Бережливого производства (англ. lean production) как прорывного подхода к менеджменту и управлению качеством, обеспечивающего долговременную конкурентоспособность компании без существенных капиталовложений, подкрепленным выдающимися результатами деятельности компании Toyota, прародителя данного подхода [6, 7, 8].
С целью изучить понятие, сущность и содержание бережливого производства предпринимается попытка рассмотреть историю возникновения и развития идей, принципов и инструментов бережливого производства. Результаты изучения историко-методологических аспектов возникновения и развития понятия представлены в таблице 1.1.
Необходимо отметить, что, зародившись в цехах автомобильного производства и приведя компанию Toyota к лидерству на мировом автомобильном рынке, благодаря популяризации своих принципов и методов Джеймсом Вумеком и Дэниелом Джонсом, концепция Бережливого производства продолжает свое развитие в работах исследователей и практиков данного подхода.
2 СМК НА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БМЗ» - УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «БМК»
2.1 Краткое описание предприятия ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга БМК»
Открытое акционерное общество «Белорусский металлургический завод» с конца августа 2012 г. переименовано в Открытое акционерное общество «Белорусский металлургический завод – управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания» (далее – БМЗ), которое относится к классу мини-заводов. «БМЗ» – это территориально компактное предприятие, расположенное на одной промышленной площадке (245,0165 га) в г. Жлобин. 100% акций БМЗ принадлежат государству в лице Министерства промышленности Республики Беларусь.
Контракт на проектирование и строительство завода и всей необходимой инфраструктуры был заключен 19 марта 1982 г. с австрийской фирмой VOEST-ALPINE AG и итальянской фирмой DANIELI. Разработка проекта, поставка комплектного оборудования, строительство и разработка технологии осуществлялись при участии 30 фирм Германии, Италии, Швеции, Венгрии и других стран с учетом новейших мировых достижений науки и техники. Днем рождения завода считается 15 октября 1984 г. – день выплавки первой стали.
Все производство осуществляется на единой производственной площадке в Республике Беларусь, что позволяет получать экономию на масштабе и выпускать продукцию с низкими издержками. Широкий набор производственных мощностей позволяет гибко формировать производственные потоки с учетом рыночной конъюнктуры и поддерживать стабильные объемы сбыта в течение длительного периода.
Предприятие структурно состоит из двух основных производств – металлургического (сталеплавильного и прокатного) и метизного, цехов инфраструктуры и подразделений управления жизнедеятельностью предприятия. В состав сталеплавильного производства входят: копровый цех, два электросталеплавильных цеха и цех технологического автотранспорта. Прокатное производство представлено сортопрокатным цехом № 1, имеющим три разнопрофильных прокатных стана, сортопрокатным цехом № 2 и трубопрокатным цехом.
Проведем анализ конкурентных преимуществ по цепочке ценностей Портера и составим SWOT-матрицу для ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК». В цепочку ценностей компании по М. Портеру входят:
Основная деятельность:
- Материально-техническое обеспечение;
- Производство продукции;
3 МЕТОДИКА БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА «5S» НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «БМЗ» - УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «БМК»
Руководство несет ответственность за разработку политики в области качества продукции и удовлетворения потребителя. Ее успешная реализация зависит от того внимания, которое руководство уделяет разработке и эффективному функционированию системы качества.
Как говорилось ранее, наиболее важный ресурс в любой организации - её кадры. Это особенно важно в организации, занимающейся строительством, где поведение и работа каждого сотрудника оказывают непосредственное воздействие на качество продукта.
Применение различных методов улучшения качества должно происходить исключительно исходя из специфики деятельности организации. При выборе метода улучшения качества важно не недооценивать человеческий фактор, влияние культуры. Любое улучшение (изменение) требует времени для реализации, принятия достижения и стабилизации уже в качестве общепринятой практики. Совершенствование должно предусматривать паузы между внедрениями изменений, с тем чтобы изменения стабилизировались и можно было оценить реальное улучшение до того, как будет предпринято следующее (именно так следует понимать непрерывность совершенствования).
Следует отметить, что некоторые из авторов активно способствуют "глубокому погружению" в практический аспект. В частности, Джеймс Вумек и Дэниел Джонс в своей книге высказали следующее мнение по поводу определения факта внедрения LIN: "если в результате ваших управленческих усилий время разработки продукта не сокращается наполовину, время обработки заказа не сокращается на три четверти, а период физической обработки не может быть сокращен на 90%, то вы явно где-то ошибаетесь. "Да, это четкие и конкретные показатели, их легко применять на практике. Но они не отражают сути Лин, а лишь показывают некоторые возможные последствия ее реализации только в краткосрочной перспективе.
Чтобы понять сущность линя, обратимся к тому немногому, что можно узнать от наиболее авторитетных авторов. Джеффри Лайкер пишет, что Лин начинает с исполнения обязанностей перед потребителями, работниками и обществом. А то, что именно ответственность за свою работу порождает сильное желание достичь высочайшего качества за счет постоянного развития сотрудников и процессов. Для сравнения, Масааки Имаи отмечает, что в основе Лин - "Кайдзен" - процесс непрерывного и постепенного совершенствования, который является лишь средством достижения высшей цели Лайкер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зарубежный опыт работы организаций показывает, что системы управления качеством на основе требований стандартов ИСО серии 9000 охватывают лишь 30 % проблем, которые постоянно приходится решать организацией. В связи с этим конкурентоспособность организаций в будущем может быть обеспечена только путем комплексного управления всеми подсистемами организации и их постоянного совершенствования на основе «Всеобщего руководства качеством» (TQM).
В Республике Беларусь внимание к управлению качеством постоянно возрастает, однако заметно отставание Республики Беларусь от зарубежных организаций. Продвижение идей TQM в отечественную экономику является самостоятельной задачей. Побудительным моментом может и должно стать массовое внедрение международных стандартов, а также через премию правительства РБ в области качества.
Развивая идеи Бережливого производства, Дж. Вумек и Д. Джонс обратили внимание, что приобретение ценности не всегда означает решение задачи конечного потребителя, для которой тот ее приобретает, так как для использования ценности потребителю необходимо совершить несколько дополнительных действий.
Обеспечение конечного потребителя такой ценностью, которая позволит ему сразу удовлетворить потребность без дополнительных усилий со своей стороны, получило созвучное с их книгой название Бережливое обеспечение.
Экономический эффект любого мероприятия, в том числе мероприятий по бережливому производству, заключается в дополнительно получаемой прибыли. Дополнительно получаемая прибыль, в свою очередь, определяется тем, насколько изменятся выручка, производственные затраты предприятия в связи с реализацией данных мероприятий по бережливому производству.
Таким образом, ключевой подход к расчету эффекта любого мероприятия (в том числе мероприятий по бережливому производству) заключается в определении того, насколько больше предприятие будет получать и насколько больше будет платить в связи с осуществлением концепции бережливого производства.
В качестве критериев экономической эффективности внедрения мероприятий по организации бережливого производства предлагается использовать традиционные показатели эффективности Программы, такие как: чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма рентабельности (IRR) и дисконтированный срок окупаемости.
1. Агеева И. М., Данилова С. Ю. Оптимизация производственного процесса за счет внедрения инструментов бережливого производства 5S / И. М. Агеева, С.Ю, Данилова // «Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах» Материалы 2-й Международной научно-практической конференции Курск, 19 февраля 2013 г. в 2-х томах: Изд-во ЗАО «Университетская книга, 2013. — Ч.1. — С. — 25–31.
2. Бадыкшанова Р. М., Богоявленская Е. Е. Бережливое производство. Результаты применения lean-концепции на российских предприятиях [Текст] // Инновационная экономика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 71-74
3. Богоявленская Е. Е. К вопросу о применении инструментов бережливого производства на промышленных предприятиях // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» (Чебоксары) — 2015. -С. 313–318.
4. Богоявленская Е. Е. Обоснование возможности применения инструментов бережливого производства для повышения эффективности использования трудовых ресурсов // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 248–250.
5. Васильева С. Е., Данилова С. Ю. Методика внедрения инструмента бережливого производства 5S // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 388-393. — URL https://moluch.ru/archive/117/31280/
6. Гринин, А. Ю. Управление заводом в стиле кайдзен: Как снизить затраты и повысить прибыль / А. Ю. Гринин. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 189 с.
7. Имаи М. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний / М. Имаи; М. Имаи; Пер. с англ. И. Гутман. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 274 с.
8. Исмагилова А. И., Надреева Л. Л. Разработка рекомендаций по повышению эффективности производственного процесса с использованием инструментов бережливого производства // В сборнике: Перспективы науки — 2015: Сборник докладов I Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ / Научный ред. д.э.н., проф. А. В. Гумеров. — Казань: ООО «Рóкета Союз», — 2015. — С. 405–409.
9. Ермолаева К. А., Хакимуллина А. Д., Надреева Л. Л. Стандартная операционная карта на промышленном предприятии // В сборнике: Перспективы науки — 2015: Сборник докладов I Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ / Научный ред. д.э.н., проф. А. В. Гумеров. — Казань: ООО «Рóкета Союз», — 2015. — C. 165–167.
10. Исмагилова А. И., Зверев А. В., Билалова Л. Р., Надреева Л. Л. Разработка рекомендаций по повышению эффективности производственного процесса с использованием инструментов бережливого производства // В сборнике: Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в российской авиационной и ракетно-космической промышленности. Международная научно-практическая конференция. — Казань, — 2014. — С. 593–595.
11. Детмер, У. Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершенствованию / У. Детмер; пер. с англ. – М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013. – 443 с.
12. Джордж, М. Бережливое производство плюс шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шесть сигм помогают совершенствованию бизнеса /М. Джордж, пер. с англ. Т. Гутман. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 464 с.
13. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. Джеффри Лайкер. Издательство: Альпина Паблишер. 2013 г.
14. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. Джеймс Вумек, Дэниел Джонс. Издательство: Альпина Паблишер. 2013 г.
15. Бережливое производство, система 5с / Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XXI студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2015 —№ 2(21)
16. Бережливое управление бережливым производством. Автор: Д. Манн. Издательство: Стандарты и качество. 2009 г.
17. Внедрение бережливого производства. Практическое руководство по оптимизации бизнеса. Автор: Деннис П. Хоббс, Издательство: Гревцов Паблишер, 2007 г.
18. Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества. Масааки Имаи, Издательство: Альпина Паблишер, 2009 г.
19. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. Автор: Масааки Имаи, Издательство: Альпина Паблишер, 2011 г.
20. Канбан и "точно вовремя" на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте. Издательство: Альпина Паблишер, 2008 г.
21. Канбан для рабочих / Пер. с англ. И. Попеско. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2012. – 136 с.
22. Паскаль, Д. Сиртаки по-японски. О производственной системе Тойоты и не только / Д. Паскаль. Пер. с англ. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2013. – 192 с.
23. Перерва, О. Л. Совершенствование систем управления предприятием при разработке стратегий развития / О. Л. Перерва // Контроллинг. – 2011. – № 38. – С. 42 – 46.
24. Надреева Л. Л., Моисеев Р. Е., Зверев А. В. Формирование «бережливого мышления» на основе применения активных методов обучения // В сборнике: Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в российской авиационной и ракетно-космической промышленности. Международная научно-практическая конференция. — Казань, — 2014. — С. 510–513.
25. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/.
26. Нуриева Р.М. БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 20(40).
27. Производство без потерь для рабочих / Пер. с англ. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2008. – 160 с.
28. Растимешин В. Е., Куприянова Т. М. Упорядочение / 5 S – система наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины с участием всего персонала. — Режим доступа. — URL: http://www.tpm-centre.ru.
29. Степина, С. Е., Чернова Д. В. Методика анализа логистических процессов автосервисного предприятия в рамках концепции бережливого производства / С. Е. Степина, Д. В. Чернова // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2011. С.100–106.
30. Такеда, Х. Синхронизированное производство / Х. Такеда. Пер. с англ. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2008. – 288 с.
31. Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): Учеб. пос. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2018. – 336 с.
32. Стачков М.И. Стандартизация и управление качеством продукции в новых условиях хозяйствования. – М.: Издательство стандартов, 2018. – 55с.
33. Суша, Г.З. Экономика предприятия. Учеб. пособие. / Г.З. Суша. – М.: Новое знание, 2013. – 384 с.
34. Тишков, Ю.С. Практические вопросы разработки системы менеджмента качества организации. / Ю.С. Тишков // Отдел. – 2017. – № 11 ноябрь. – С. 123-135
35. Тишков Ю.С. Практические вопросы разработки системы менеджмента качества организации. / Ю.С. Тишков // Отдел. – 2017. – № 12 декабрь. – С. 116-129
36. Управление качеством продукции. Учеб. пособие / Н.И. Новицкий, В.Н. Олексюк, А.В. Кривенков, Е.Э. Пуровская; под ред. Н.И. Новицкого. – 3-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2011. – 367 с.
37. Управление качеством Учебник / Под ред. академика Международной Академии Информатизации, доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 386 с.
38. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг / Р. А. Фатхутдинов. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
39. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: курс лекций.– М.: Тандем, 2017. – 175 с.
40. Шпаковская, В.Б. Внедрение международных стандартов системы менеджмента качества как фактор роста конкурентоспособности белорусских предприятий: проблемы и перспективы. / В.Б. Шпаковская // Экономика и управление. – 2017. – № 3. – С. 31-35
41. Экономический анализ: Учебник для студ. экон. спец вузов./ Г.В. Савицкая. – 9-е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2011. – 640с.
42. Экономические рычаги улучшения систем качества/ выпуск 14. – М.: НТК Трек, 2017. – 145 с.