ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
1.1 Понятие и общие подходы к определению франчайзинга
1.2 Экономическая сущность и преимущества франчайзинга
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА, ФОРМЫ И ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА
2.1 Этапы развития франчайзинга как системы экономических взаимоотношений
2.2 Виды франчайзинга как формы организации бизнеса
3 ФРАНЧАЙЗИНГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Бизнес занимает видное место в экономике любого современного общества. 21 век характеризуется непрерывным чередой изменений в сфере торговли. С развитием технологического прогресса рынок стабилизировался в далеком прошлом, поэтому торговые предприятия и организации должны постоянно искать новые возможности для повышения стоимости своих услуг.
В настоящее время мы наблюдаем появление новых организованных форм розничной торговли, широкое внедрение передовых технологий и современных методов работы в розничном бизнесе, появление новых рисков, связанных со спецификой и особенностями торговли. Одним из самых передовых и современных методов работы в сфере торговли на сегодняшний день является франчайзинг.
Франчайзинг - это форма долгосрочного делового сотрудничества, при котором франчайзер передает права на продажу своих товаров и услуг компании-франчайзи, которая получает право использовать товарный знак франчайзера, его корпоративный дизайн, ноу-хау, деловую репутацию и маркетинговые технологии.
В связи с этим на современном этапе экономического развития Республики Беларусь актуальной и важной задачей является обеспечение эффективного использования современных франчайзинговых технологий, которые будут способствовать укреплению потенциала торгового бизнеса.
Определенный опыт использования передовых технологий в сфере франчайзинга в Западной Европе и России позволяет судить о преимуществах и перспективах внедрения франчайзинга в Республике Беларусь. Обязательным и необходимым условием развития франчайзинговых отношений в Республике Беларусь должно стать создание соответствующего организационно-экономического механизма правового регулирования вопросов франчайзинга в республике.
Актуальность темы исследования обусловлена задачей Беларуси на современном этапе развития экспорта, привлечения иностранных инвестиций, развития бизнеса в регионе, а также тем, что франчайзинг является эффективным способом решения всех этих проблем.
Основной целью курсовой работы является изучение опыта использования франчайзинга как формы взаимодействия крупного и малого бизнеса.
1 СУЩНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
1.1 Понятие и общие подходы к определению франчайзинга
Корни франчайзинга усматривают в эпохе Средневековья, когда король предоставлял своим баронам какие-то привилегии (например, право собирать налоги на отдельных территориях) в обмен на определенные услуги с их стороны. Однако бурное развитие и распространение франчайзинга как способа ведения бизнеса относится ко второй половине XX в. и связано с переходом большинства промышленно развитых стран от эпохи индустриальной к постиндустриальной, открывшей новые схемы организации бизнеса. Но только в начале 90-х гг. прошлого века новые тенденции в экономическом развитии России привели к использованию франчайзинга в деятельности российских предпринимателей.
Франчайзинг-это гибридная форма крупного и малого бизнеса, в которой крупные компании, «материнские» компании (франчайзер) заключают соглашения с небольшими компаниями, «дочерними» компаниями и бизнесменами (франчайзи), чтобы получить права и привилегии, действующие от имени франчайзера. В этом случае небольшая компания обязана вести бизнес в определенное время и в определенном месте только в форме, предусмотренной «материнской компанией». В свою очередь франчайзер обязуется предоставлять франчайзи товары, технологии и оказывать всю возможную помощь в бизнесе [1, с. 147].
У торговой организации, как и у владельца любого другого бизнеса, есть несколько возможностей обеспечить его развитие. Все они имеют как положительные, так и отрицательные стороны и в разной степени используются в практике управления организацией, особенно когда необходимо быстро развивать бизнес. В первую очередь, это развитие сети за счет создания собственного бизнеса в новых сферах, но такой подход требует больших затрат времени и значительных инвестиций. Во-вторых, можно приобрести уже существующие предприятия, и даже целые компании (слияния и поглощения), что требует значительных финансовых ресурсов, кроме того, требует приобретения определенной репутации, поглощения объектов долговых обязательств и их ребрендинга. Третий вариант развития бизнеса-Франчайзинг, который позволяет масштабировать торговый бизнес в короткие сроки с минимальными затратами и рисками, не вкладывая значительных средств в развитие собственной сети.
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА, ФОРМЫ И ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА
2.1 Этапы развития франчайзинга как системы экономических взаимоотношений
Экономический механизм взаимоотношений франчайзера и франчайзи можно рассматривать как совокупность следующих взаимосвязанных и взаимодействующих элементов:
- способов реализации функции управления: планирования, учета, анализа, оценки и контроля, закрепленных в регламентирующих документах франчайзинга;
- организационной структуры экономической службы, реализующей эти функции;
- информационного, технического, программного, кадрового обеспечения выполнения функции планирования, учета, анализа и контроля, стимулирования.
Функция планирования является ведущей функцией в механизме партнерства, в котором бренд использует форму франчайзинга, поскольку она определяет цели системы франчайзинга, пути и ресурсы для их достижения и обеспечивает экономическую стабильность отношений в этой системе.
В связи с этим бизнес-план рассматривается как инструмент взаимоотношений франчайзера и франчайзера.
В процессе своего развития современная франчайзинг в мире прошла два основных этапа:
Первый этап традиционной франчайзинга характеризуется использованием франчайзинга в следующих трех отраслях:
- продажа автомобилей и бытовой техники. Немецкая фирма «Singer» взяла на вооружение схему франчайзинга еще с 1860 г., а американская компания General Motors – с 1911 г. Последняя сегодня продает по франчайзингу 95% своей продукции;
- розлив и продажа прохладительных напитков. Пионером в данной области является компания Coca-Cola, которая практикует франчайзинг с 1886 г., за ней следуют Pepsi-Cola и другие аналогичные предприятия;
- реализация нефтепродуктов. Нефтяные компании предоставляли заправочным станциям свою продукцию на условиях франчайзинга, освобождая, таким образом, себя от функции розничной торговли [13, с. 21].
3 ФРАНЧАЙЗИНГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Впервые термин франчайзинг был упомянут в далеком 1998 году, когда в Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) была внесена Глава 53 «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)». В Главе содержалась всего одна ст. 910, которой было суждено стать пионером новых отношений. Её содержание сводилось к следующему:
1. В соответствии с всеобъемлющим лицензионным соглашением (концессионным соглашением) одна сторона (правообладатель) обязуется за плату предоставить другой стороне (пользователю) комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), в том числе право на использование фирменного наименования правообладателя и охраняемой коммерческой информации, а также иных объектов исключительных прав (товарных знаков, знаков обслуживания и др.).) Для осуществления предпринимательской деятельности пользователя, предусмотренной договором.
2. Отношения по франчайзингу регулируются законодательством. Договор франчайзинга может быть заключен только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Это было бы поистине знаменательное событие, если ли бы не одно обстоятельство.
Норма, закрепленная в ГК, не нашла своего логического продолжения, т. к. никаких подзаконных актов в её развитие так и не было издано. Последствием этого стало отсутствие практики применения статьи ГК, и, как следствие, франчайзинговые отношения «повисли в воздухе» на последующие 6 лет.
В 2004 году белорусские законодатели вновь обратились к франчайзингу.
В главу 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь внесены изменения и дополнения, которые позволяют говорить о возникновении правовой основы развития франчайзинговых отношений на территории Республики Беларусь.
С тех пор ситуация постепенно меняется. Теперь вы можете заключить договор франчайзинга, зарегистрироваться и начать развивать такие сети, как кафе, супермаркеты, станции технического обслуживания, студии и мебельные фабрики. По всей стране, однако, этого не произошло.
Первый договор франчайзинга был зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь только 23 января 2006 г. (франчайзер — «НТС» ООО, франчайзи — «ЦЕНТР» ООО).
Сторонами договора франчайзинга могут выступать исключительно коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Франчайзинг - это система взаимовыгодного партнерства между крупным и малым бизнесом, которая сочетает в себе элементы лизинга, купли-продажи, заключения контрактов и представительства. Это самостоятельная форма договорных отношений между хозяйствующими субъектами, имеющими статус юридического лица.
Франчайзер - это компания, которая лицензирует или передает использование своих товарных знаков, ноу-хау и операционных систем.
Франчайзер - это лицо или компания, которая покупает возможности обучения и помогает начать бизнес от франчайзи и оплачивает плату за обслуживание (роялти) за использование торговой марки, ноу-хау и системы управления работой франчайзи. Франчайзи оплачивают стоимость создания бизнеса.
Франшиза - это полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием такой системы является пакет франшизы, который обычно включает в себя рабочие руководства и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.
Любой вид бизнеса может превратиться в франшизу. Международная ассоциация франчайзинга определила 70 отраслей, в которых вы можете использовать метод франчайзинга.
Выделяются основные виды франчайзинга: товарная франшиза; производственная франшиза; сервисная франшиза; бизнес-форма франчайзинга.
Товарная франшиза - это продажа товаров, произведенных лицом, являющимся владельцем франшизы, и которые каким-либо образом помечены их товарными знаками.
Производственная франчайзинг - это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Компании, владеющие секретами производства сырья и запатентованной технологией изготовления готовой продукции, предоставляют сырье конечному производителю и передают право на использование технологии.
Франчайзинг услуг - это нечто среднее между этими двумя типами. Его сфера обслуживания. Суть в том, что франчайзер предоставляет право заниматься определенной деятельностью под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд патентных прав, которые по договору передаются франчайзеру.
1. Акулич, И.Л. Международный маркетинг: учеб. пособие / И.Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2016. – 544 с.
2. Байбардина, Т. Н. Состояние и перспективы развития франчайзинга в торговле / Т. Н. Байбардина, В. Л. Кузьменко // Потреб. кооп. – 2016. – № 4. – С. 34-40.
3. Борейко, Н. А. Оценка целесообразности и эффективности применения франчайзинга / Н. А. Борейко // Бух. учет и анализ. – 2015. – № 9. – С. 24–30.
4. Борейко, Н. А. Преддоговорные затраты как специфический объект учета франчайзинговой деятельности / Н. А. Борейко // Бух. учет и анализ. – 2015. – № 6. – С. 10-13.
5. Борейко, Н. А. Франчайзинг: его сущность и классификация для целей бухгалтерского учета / Н. А. Борейко // Бух. учет и анализ. – 2015. – № 11. – С. 11-18.
6. Дашков, Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью: учеб. / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2016. – 688 с.
7. Догиль, Л. Ф. Предпринимательство и малый бизнес / Л. Ф. Догиль. – Минск: Высшая школа, 2018. – 264 с.
8. Душенькина, Е.А. Экономика предприятия: конспект лекций / Е.А. Душенькина, М.: Эксмо, 2019. – 85 с.
9. Здоровец, П. Преимущества франчайзинга / П. Здоровец // Экономика. Финансы. Управление. – 2017. – № 1. – С. 43–53.
10. Здоровец, П. Франчайзинг как дополнительная возможность развития / П. Здоровец // Гл. экономист. – 2016. – № 1. – С. 44–54.
11. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент: уч. пособие / В.М. Кожухар. – М.: Дашков и К, 2016. – 292 с.
12. Кузьмичева, М. Б. Применение франчайзинга – эффективный способ реализации продукции / М. Б. Кузьмичева // Мясная индустрия. – 2015. – № 2. – С. 4–8.
13. Метлицкий, В. Н. Тенденции развития франчайзинга в Беларуси и зарубежных странах / Валерий Метлицкий // Аграрная экономика = Agrarian economics. – 2015. – № 6. – С. 21–28.
14. Насонова, И. В. Экономический эффект франчайзинга / И. В. Насонова // Планово-экономический отдел. – 2016. – № 8. – С. 26–29.
15. Никитенко, П. Предпринимательство в белорусской институциональной модели / П. Никитенко // Общество и экономика. – 2017. – № 9. – С. 82-112.
16. Толкачев, А.Н. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: учеб. пособие / под ред. члена Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ профессора В.Б. Ляндреса, – М.: Инфра-М, 2017. – 154 с.
17. Франчайзинг: новое законодательство – решение старых проблем? / Ю.С. Миловзорова // Право Беларуси. – 2015. – №1. – 85 с.
18. Черняковская, Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика: учеб. пособ. / Т.Н. Черняковская. – М.: Высшее образование, 2018. – 533 с.
19. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 670 с.
20. Ягудин, С.Ю. Венчурное предпринимательство: учебно-методический комплекс / С.Ю. Ягудин. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2018. – 272 с.